‘Иса - мир ему! - молился на вершине горы. Явился к нему Иблис и сказал: «Ты тот, кто утверждает, что все по решению и предопределению [Божьему]?». [Тот] сказал: «Да». [Иблис] сказал: «Тогда прыгни с горы и скажи: „Боже, соверши для меня то, что предопределено Тобою“ (каддир ‘алаййа)». [‘Иса] сказал: «О, проклинаемый! Бог испытывает рабов Своих, но
(
Read more... )
Comments 5
Обычай молиться на вершине горы был традицией со времен идолопоклонства (Соломон перед тем, как Господь спрашивал его во сне о том, какое у него есть желание, ходил приносить жертвы на гору, в Гаваон - 3-я Царств, гл. 4).
В Евангелиях Иисус, будучи искушаем, стоял на вершине горы или на крыле храма, то есть на очень высоком месте.
Моисей, согласно Ветхому Завету, предстал перед Господом на вершине горы Синай (Исход, гл. 34); в Коране (сура "Пещера") испытания Моисея начинаются с восхождения на гору, у места слияния двух морей.
Интересно - почему, как правило, именно вершина горы является местом встречи с Богом или Иблисом, местом испытания и искушения, и местом заключения завета с Богом?
Может быть, это - некий символ, который к тому же архетипичен и существует со времен древнейших языческих культов (Синай, противопоставляемый Голгофе (Лысой Горе); гора Каф)? Есть ли какие-либо еще аналогии (в писаниях)?
Reply
(The comment has been removed)
конечно, не один Соломон приносил жертвы на вершине горы - языческие жертвенники в древней Иудее устраивались на вершинах гор (возможно, поближе к богам?). Это коснулось даже христианства - не случайно Христос, агнец Божий, был принесен в жертву за грехи человечества (искупительная жертва) на Лысой горе (Голгофе).
<<Возможно, гора символизирует некую высокую духовную стадию>>
ну, вполне возможно, а почему тогда не облако или не вершина сосны, например?
речь идет о том, что в мифе (или во сне, как разновидности мифа) фигурирует символ - гора, как ритуальное место принесения жертвы Богу, даже если эта жертва - жертва бескровная, символическая, мистериальная. Вопрос был в том, где еще в писаниях (не обязательно в авраамической традиции) встречается этот символ и насколько он, если так можно выразиться, архетипичен.
Reply
Reply
Reply
С уважением.
Reply
Leave a comment