Мусульманская версия истории об искушении Христа

Mar 03, 2005 23:59

‘Иса - мир ему! - молился на вершине горы. Явился к нему Иблис и сказал: «Ты тот, кто утверждает, что все по решению и предопределению [Божьему]?». [Тот] сказал: «Да». [Иблис] сказал: «Тогда прыгни с горы и скажи: „Боже, соверши для меня то, что предопределено Тобою“ (каддир ‘алаййа)». [‘Иса] сказал: «О, проклинаемый! Бог испытывает рабов Своих, но ( Read more... )

Leave a comment

Comments 5

Гора killka March 4 2005, 00:33:45 UTC
Есть еще пятый стих в Евангелии от Луки, гл. 4.
Обычай молиться на вершине горы был традицией со времен идолопоклонства (Соломон перед тем, как Господь спрашивал его во сне о том, какое у него есть желание, ходил приносить жертвы на гору, в Гаваон - 3-я Царств, гл. 4).
В Евангелиях Иисус, будучи искушаем, стоял на вершине горы или на крыле храма, то есть на очень высоком месте.
Моисей, согласно Ветхому Завету, предстал перед Господом на вершине горы Синай (Исход, гл. 34); в Коране (сура "Пещера") испытания Моисея начинаются с восхождения на гору, у места слияния двух морей.
Интересно - почему, как правило, именно вершина горы является местом встречи с Богом или Иблисом, местом испытания и искушения, и местом заключения завета с Богом?
Может быть, это - некий символ, который к тому же архетипичен и существует со времен древнейших языческих культов (Синай, противопоставляемый Голгофе (Лысой Горе); гора Каф)? Есть ли какие-либо еще аналогии (в писаниях)?

Reply

(The comment has been removed)

Re: Гора killka March 4 2005, 09:53:54 UTC
<<Иаков пытался принести в жертву сына на горе Хорев>>

конечно, не один Соломон приносил жертвы на вершине горы - языческие жертвенники в древней Иудее устраивались на вершинах гор (возможно, поближе к богам?). Это коснулось даже христианства - не случайно Христос, агнец Божий, был принесен в жертву за грехи человечества (искупительная жертва) на Лысой горе (Голгофе).

<<Возможно, гора символизирует некую высокую духовную стадию>>

ну, вполне возможно, а почему тогда не облако или не вершина сосны, например?
речь идет о том, что в мифе (или во сне, как разновидности мифа) фигурирует символ - гора, как ритуальное место принесения жертвы Богу, даже если эта жертва - жертва бескровная, символическая, мистериальная. Вопрос был в том, где еще в писаниях (не обязательно в авраамической традиции) встречается этот символ и насколько он, если так можно выразиться, архетипичен.

Reply

Re: Гора alrumi March 14 2005, 14:03:35 UTC
Общих сюжетов достаточно много - это обусловлено тем, что мусульмане считают себя продолжателями авраамической традиции. Этим постом я лишь хотел показать, что продолжая традицию, они все-таки адаптировали ее к своим религиозным представлениям... а может и не адаптировали, может в тот период именно в таком виде предания об Иисусе ходили по Ближнему Востоку (в виде апокрифов, например).

Reply


Не по теме, но важно tijaniya April 5 2005, 17:29:07 UTC
Скажите, пожалуйста, нет ли у Вас знакомых, которые посещают отдел рукописей Публички? Дело в том, что мои друзья - молодые петрозаводские учёные she_lover и c_squatter - собираются в Питер в начале следующей недели, и им необходим кто-нибудь, кто бы заранее - в целях экономии времени - заказал бы для них необходимые им материалы. Как они мне объяснили, это вполне возможно и допустимо: сделать заказ на их имя.

Reply

Re: Не по теме, но важно alrumi April 5 2005, 19:26:58 UTC
Мне очень жаль, но боюсь, что в данный момент ни чем не смогу Вам помочь. Кстати, они не пробовали сделать заказ через сайт Публички? Это, если не ошибаюсь, вполне возможно.
С уважением.

Reply


Leave a comment

Up