Поскольку появился запрос на теоретические размышления, то хочется поделиться собственным восприятием теории развития Ньюфельда.
Для меня в первую очередь - это теория о том, что социальное развитие ребенка, его способность адекватно существовать в социуме зависит не от научения, а от созревания его мозга. И процесс созревания мозга опять же в большей степени зависит не от научения, а от того, в насколько безопасных условиях живет ребенок, поскольку если мозг тратит свои ресурсы на защиту от неблагоприятных условий, если ребенок находится в позиции уязвимости, то ему не до развития. Стандартное время созревания, когда мозг становится способным к интегрированнию эмоций - это 6-9 лет, ожидать более ранних проявлений смысла не имеет. Развитие происходит через творческую энергию дерзновения и именно ее проявления - главный маркер крепкой привязанности (не путать с творчеством от недостатка, как способом справится с тревожностью).
Безопасность же проживания ребенка во многом зависит от его отношений с взрослыми, которые о нем заботятся. Чем более безусловна их любовь, чем точнее они способны удовлетворить его потребности, а не хотелки, чем открытее признается право на чувства, в том числе и негативные (при этом запрещаются только агрессивные действия), чем больше людей находится в деревне привязанностей - тем безопаснее жизнь ребенка и соответственно больше шансов на созревание к ожидаемому возрасту. И соответственно развитие ребенка зависит от крепости его привязанности к заботящемимся о нем взрослым из деревни привязанности, согласованности их действий и наличия уважения между ними (чтобы это не были конкурирующие привязанности).
Кроме вышеперечисленного к теоретическим построениям я отношу:
1. Понятие о наличии двух групп инстинктов - доминирования и подчинения
2. Шесть уровней привязанности, которые постепенно проходятся по мере роста ребенка: 1) чувства, 2) подражание, 3) принадлежность, лояльность, 4) чувство важности для другого, 5) любовь, 6) чувство, что тебя знают
3. Запасной путь созревания через слезы тщетности
4. Рассмотрение агрессии как фрустрации, связанной с ощущением небезопасности жизни.
Из этих теоретических положений для меня
следуют некоторые практические следствия (при чем эти следствия уже не только достояние данной теории, а перекликаются с другими практическими советами психологов других направлений):
1. Фокус внимания родителя должен быть не на актуальном поведении ребенка, а на том, какие отношения между ними.
И следствия их этого -
1. Ответственность за отношения с детьми - на взрослом.
2. Перекрывайте то, что может разъединять.
3. Избегайте ситуаций непереносимого разделения.
4. Удовлетворяйте жажду привязанности. Давайте опережающие внимание.
5. Создавайте традиции и ритуалы
6. Смягчайте сердце ребёнка
7. Воздержитесь от дисциплины, которая разделяет.
2. Первичность похвалы, как признания ценности ребенка, а не материального поощрения или оценочного возгласа.
3. Ценность активного слушания и умение не разрушаться под воздействием любых детских чувств и эмоций.
4. Формирование восприятия действительности ребенка через моделирование собственного отклика на нее. (Не давать ребенку почувствовать обессиливающий страх родителя)
5. Поддержание дисциплины через:
5 принципов эффективной дисциплины:
1) поощряйте желание быть хорошим,
2) прежде чем руководить - завладевайте,
3) перекрывайте проблемное поведение,
4) осознавайте пределы своей силы 5) не пытайтесь воспитывать во время накала чувств,
4 принципа компенсации незрелости ребенка:
1) именно Вы в ответе за ребенка, а не наоборот,
2) изменяйте обстоятельства для появления иных чувств в момент проблемного поведения
3) вводите ритуалы и традиции
4) режиссируйте желательное поведение как действие, но не обманывайтесь тем, что ребенок понимает это как цель
и 3 практики помогающие ребенку взрослеть:
1) Помогайте ребёнку найти свою печаль при столкновении с тщетностью, Не бойтесь выстраивать границы поведения, помогая ребенку смирится с их наличием.
2) помогайте найти альтернативное поведение и уравновешивание его импульсам
3) закрепляйте и поддерживайте благие порывы
Что еще хотелось бы сказать - в сообществе приветствуются теоретические споры (но без приписывания оппонентам негативных помыслов без прояснения предмета спора). Так же стоит понимать, что та часть, которая относится к практическим следствиям из теории может иметь разные вариации в зависимости от семейной предыстории, особенности родителей и семейного окружения. Это не догма - это руководство к использованию. В будущем, при желании устроить теоретический разбор - давайте различать - что именно разбираем - теорию или практические следствия из нее. Причем возможны ситуации, когда например замена физических наказаний разделяющей дисциплиной - это шаг к сохранению отношений, поэтому отношения следует рассматривать в динамике, и только за превозношение любых рекомендаций, противоречащих духу теории вне конкретного контекста - в сообществе будет предупреждение и далее бан.
Буду благодарна за любые комменты с предложениями - что еще стоит включить или дополнить. Может быть кто-то несколько иначе видит разделение на теоретическую и практические части или еще какие замечания, предложения.