Про бессмертную злобу дня.

Mar 09, 2019 02:05

Я обычно не люблю современные постановки. Как правило, либретто невероятно глупы, вдобавок о любви, и если перенести действие в наши дни, получается неубедительно или пошло.

Например, если мне не изменяет память, в 2013 открывала сезон в Ла Скала "Травиата" в постановке Чернякова. Ее тогда пела моя любимая Диана Дамрау, певица с самым широким диапазоном и одним из самых чистых голосов. (Хотя самая моя любимая Виолетта - Рене Флеминг, но сейчас не об этом.) Дешевый публичный дом, Диана с сигаретой и бутылкой... это то, что не сделал даже Метрополитан, постановки которого обычно отличаются не очень тонким вкусом и, к сожалению, нередко и выбором модных певцов, но с очень подходящими для партий голосами (Йончева, на мой взгляд, не очень хороша как Виолетта, а Нетребко вряд ли сможет спеть сумасшествие Лючии, и низы у нее не очень чистые для этой партии). "Травиата" серьезная и трагичная вещь, и если ее поставить так, то выйдет просто умирающая шлюха, каких было много. А история любви, которая раскрывается фактически во втором акте в дуэте Виолетты и Жермона, или молитва о жизни в четвертом акте просто потеряют весь смысл. Хотя можно, конечно, закрыть глаза, но зачем тогда все эти декорации?
Нашумевшие "Руслан и Людмила" и "Турандот" прошли, к счастью, мимо меня, а постановку Тителя "Cosi fanno tutte" в Станиславском я посмотрела вживую. Безусловно, идея либретто - явный маразм, и эта вещь задумывалась как веселая опера, но на мой вкус, с грустным концом. И именно мне видится низкий интеллект или дурной вкус режиссера, если он буквально озвучивает интерпретацию "вы попали в дурдом, нравственный инвалид в коляске предложил идею, а умалишенные, пропустив очередную дозу галоперидольчика, согласились". Такая прямота делает постановку похожей на детский утренник, особенно если актеры играют серьезно, и становится совсем не смешно. Но я пишу не для того, чтобы понять о том, как я или постановщики не сладили с эпохою, а совсем наоборот.
Опера Россини "Итальянка в Алжире" с прошлогоднего Зальцбургского фестиваля просто невероятна. Я никогда не думала, что мне может понравиться настолько... хм, современная постановка с, мягко скажем, ну очень вольной и спорной трактовкой. Но есть несколько огромных отличий от других современных постановок, которые я видела. Во-первых, это изначально злободневная опера-буфф, в ней потеряется почти все, если не будет высмеяны реалии именно нашего времени. Во-вторых, певцы должны позволить своим персонажам быть идиотами, смешными, играть и даже дурачиться, обладать невероятной техникой, актерским мастерством и тонким вкусом, чтобы суметь превратить все в злую шутку, а не скучную пошлость. И это тут было. И в-третьих, и все солисты, и хор были абсолютно невероятны. По тому, как изобразили турков и улицы арабских кварталов мы предположили, что ставил оперу еврей, - и так оно и оказалось, и даже я не одна так подумала сразу. И каждая шутка в опере была обыграна. Местный авторитет Мустафа-Ильдар Абдразаков с пивным авторитетом, заведующий бандой гопников, порой, назовем это так, переигрывал, но очень искренне дурачась. Его жаждущая любви жена Ольтера, танцующая танец живота и заедающая очередную нестыковку в личной жизни коробкой шоколада, с абсолютно точным, хотя и утрированным, образом. Настоящая горячая итальянка Бартоли, поющая в пене в ванной на колесиках, и ее возлюбленный Роха с дредами и резинкой в цветах итальянского флага, чтобы уж точно не ошибиться, перекрывающий муэдзинов и пылесосящий типичную улицу арабского квартала. Отличные еврейские режиссерские решения с декорациями, экраном, ширмой и кораблем. Все, безусловно, на грани, но не переходя за нее и не в ущерб основному и не мешая слушать саму оперу и потрясающую музыку Россини. Позволить себе и суметь такое могут только великие. Я бы никогда не подумала, что я порекомендую современную постановку, но... в случае сомнений в отсутствии чувства юмора, посмотрите. Даже если оперу вы обычно не слушаете.

opera, thoughts

Previous post Next post
Up