Конформист

Dec 15, 2019 01:14

"Конформист" Бертолуччи все же один из самых удивительных фильмов, которые я видела. Прекрасный страшный фильм о предательстве во всем: от больших вещей до мелочей. Немного фильмов таких, где не просто каждый кадр - законченная картина, а каждая сцена - именно законченная картина в движении. Контраст статики и движения, фокуса и расфокуса в одном кадре, но нестандартные, фактически обратные тому, к чему мы привыкли. И сочетание двух контрастных по освещению сцен в одном плане, без перебивок, за счет резкой смены освещения, и тоже очень нестандартно.
И примеры отдельных сцен, где я заметила то, о чем написала.

Платье невесты главного героя в черно-белую полоску, и падающий на нее через жалюзи свет создает новые полосы. Она ходит по комнате, свет смещается, и полосы играют с полосами на ее лице и платье.
Герои садятся в машину. Камера на уровне земли, над которой мимо камеры летят листья, а все действие где-то вдали.
Разговор в ресторане. Герой Трентиньяна Марчелло разговаривает с другим агентом тайной полиции. Кадр поделен пополам. Косяк двери разрезает кадр пополам. В левой половине кадра где-то вдали в кухне повара делают что-то свое, в правой герои стоят у стены, а слева рядом качается люстра. Из-за люстры невольно смотришь на кухню за ней, тогда как смысл и голоса справа. Действие статичное, и динамичен только свет от качающейся люстры, играющий на их лицах.
В другом ресторане Марчелло виден сквозь стекло, на котором наклеена афиша. Камера наезжает на постер, но при наезде выходит из фокуса, и в фокусе остается Марчелло.
Беседа с профессором в кабинете. Марчелло закрывает окно, и почти вся комната погружается во мрак, где становится виден дым, поднимающийся из пепельницы, а изображение фактически обеспечивается. Профессор стоит возле окна против света, затем заходит в темноту, и становится видно его лицо, но голова как будто отделена от тела. Они обсуждают платоновский миф о пещере - тоже о свете и тени. И в конце разговора на светлой стене видна тень Марчелло. Профессор открывает окно - и тень Марчелло, а может, и платоновская тень исчезает и остается только свет.
И закольцованный сюжет - тоже интересно сделан.
Дочка Марчелло в конце очень похожа на маленького Марчелло в начале фильма. Маленький Марчелло появляется в воспоминаниях во время исповеди, когда Марчелло срочно крестится, чтобы обвенчаться. В конце фильма Марчелло укладывает дочь спать. Она берет с полки с фруктами единственное яблоко, красное, лежащее на фоне обоев, изображающих облачное небо. Ее кроватка на фоне тех же обоев, и он учит ее молиться. И после молитвы девочка заворачивается спать, рядом с яблоком.
На исповеди Марчелло рассказывает, как его маленького пытались совратить. В комнате, похожей на келью, с большим распятием на стене. И похожий на него человек появляется в конце, говорящий и делающий то же, что и тот. Марчелло его видит и срывается в присутствии его друга Итало, слепого (!), который привел его в тайную полицию и от которого он отрекается сейчас. Но искренне это или просто дань новому режиму, непонятно.
Фильм начинается с того, что герои, Марчелло и Итало, обсуждают понятие нормальности в баре, где поют песню, и как раз в то время победил фашизм. Ту же песню поют в конце, когда фашистский режим пал, но она звучит с пластинки, Марчелло смотрит на зрителя сквозь решетку, и его лицо освещено оранжевым светом костра, ада, который навсегда останется с ним. Жизнь идет вперед. Нормы становятся новыми, но суть нормальности не меняется.
"- Что значит быть нормальным мужчиной?
- Нормальным мужчиной? Для меня нормальный мужчина - тот, кто, встретив на улице красивую женщину, оборачивается и смотрит на ее ягодицы и замечает, что обернулся не только он. Ему приятно видеть таких же, как он, себе подобных. Поэтому он ходит на людные пляжи, футбол, в бар... Такому мужчине нравятся ему подобные, и он не верит тем, кто отличается от него. Такой нормальный мужчина - верный брат, настоящий гражданин, настоящий патриот...
- Настоящий фашист."

film

Previous post Next post
Up