Когда-то мне казалось, что спор "физиков и лириков" - нечто из 1960-х, и что с тех пор многое произошло и в самих науках, и в нашем их понимании. Однако за последний год убедился в том, что междисциплинарное непонимание, а иногда и агрессия до сих пор никуда не ушли. Возможно, мое наблюдение предвзято, но особенно часто отношение "свысока"
(
Read more... )
Comments 53
Reply
Reply
Строить модели совершенно не обязательно. Но практически любой факт имеет смысл только в рамках конкретной модели. В естественных науках ведь тоже нет абсолютной тверди, в которую можно забить гвоздь и использовать его в качестве отправной точки. Утверждая, что что-то есть факт, мы неявным образом указываем, какие именно аспекты реальных объектов мы рассматриваем, какова область применения этого факта, и с какой точностью можно говорить о том, что он имеет место. Из-за того, что такие моменты часто опускают, складывается ложное впечатление абсолютности некоторых утверждений.
Говоря, что вода кипит при ста градусах, мы неявно указываем на модель, в рамках которой она сделана, и на правила интерпретации, принятые в этой модели.
И на мой взгляд, "исторический факт" ничем принципиально не отличается от "естественнонаучного факта".
Reply
Надо просто принять во внимание иерархическую структуру фактов, когда факты и теории n-ного уровня позволяют зарегистрировать и осмыслить факты n+1 уровня.
А вот на чем основана концепция исторического знания в настоящее время - было бы интересно почитать.
Ведь в истории есть та самая "твердая основа" которая позволяет утверждать что новая хронология Фоменко - все-таки бред воспаленного сознания, а не научная гипотеза ;-)
Reply
Reply
---------------------------
Заранее извиняюсь за придирку не по сути дела, но как мне кажется это тоже важная часть непонимания "естественниками" исторической науки.
Ни один из этих фактов не будет правдой, прежде всего по причине того, что в Полинезии нет никаких общих "танцев у костра", а также в связи с тем, что во-первых современная наука не использует концепцию племени по отношению к обществу Полинезии, во-вторых основа полинезийского хозяйства это земледелие и рыболовство, а охотиться там просто практически не на кого, и в-третьих в Полинезии танец не является основным средством передачи мифологических знаний.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment