В апреле 2012 года мы провели в Волгограде небольшой семинар с хулиганским названием "Кто боится учебника истории?". Дорога к публикации материалов оказалась довольно долгой, но за это время название перестало мне казаться "хулиганским"; кажется, оно вполне отражает иррациональные опасения части наших сограждан.
Анонсирую содержание; надеюсь, вскоре смогу выложить и ссылку на файл пдф. UPD: Вот и
файл сборника. А тут
анонс от Института Кеннана.
Кто боится учебника истории? Материалы семинара, проведенного Волгоградским государственным университетом и Институтом Кеннана Международного научного центра им. Вудро Вильсона при поддержке Фонда Ф.Эберта 26 апреля 2012 года (Волгоградский исторический семинар. Вып. 4) / Под ред. д.и.н. проф. И.И.Куриллы. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2013. (
пдф)
(
выпуск 1,
выпуск 2,
выпуск 3).
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курилла И.И. КТО ДОЛЖЕН ПИСАТЬ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ? ...................................... 5
Филиппова Т.А. УЧЕБНИК ИСТОРИИ КАК ПРОБЛЕМА: НАУЧНАЯ ОСНОВА, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ ..........................................................11
Эйдельман Т.Н. ЗАЧЕМ НУЖНЫ УЧЕБНИКИ? УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ИХ СВЯЗЬ С ИДЕОЛОГИЕЙ ...........26
Ходнев А.С. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РФ, НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ ................................................31
Рамазанов С.П. КОМУ И КАКИЕ НУЖНЫ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ ........................................38
Чеботарева Н.И. УЧЕБНИК ИСТОРИИ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ........ 40
Соколов Б.В. ЧТО СТОИТ ПИСАТЬ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ ......50
Клейтман А.Л., Клейтман А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РЕГИОНОВ ...61
Мясникова О.Н. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧЕБНИК ШКОЛЬНОЙ ИСТОРИИ? ......70
Долуцкий И.И. ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.... ..............................................................................79
Курилла И.И. ПОСЛЕСЛОВИЕ
Послесловие
Позиции авторов различных учебников истории выглядят несовместимыми, и потому будущее школьного предмета кажется весьма мрачным: либо вокруг интерпретаций отечественной истории продолжатся сражения, оставляющие в головах подростков лишь недоверие к историческим исследованиям вообще, либо в преподавании утвердится новый канон, вытеснивший на обочину или в подполье альтернативные версии.
Однако я думаю, что движение происходит совсем не в этом направлении. Учебник завтрашнего дня вполне может стать интегратором разных взглядов на историю. Тогда «либеральный» или «государственнический» нарратив будут не взаимоисключающими рассказами об истории, а разными разделами одной науки.
Учебники истории часто (и, вероятно, справедливо) противопоставляют учебникам по математике или естественным наукам. В самом деле, «там» истинность утверждения не подвергается сомнению, а вокруг интерпретаций не происходит таких отчаянных сражений. Однако в физике ньютоновская картина мира не оказалась сметена эйнштейновской, а геометрия Эвклида не была отменена геометриями Римана или Лобачевского. Оказалось, что различный набор аксиом может быть пригоден для решения разных задач, и что научные схемы являются лишь продуктом человеческого ума. Почему мы отказываем истории в возможности подобной переоценки собственных интерпретаций? Вполне возможно, что история стоит перед схожим вызовом: картина исторического развития, написанная с позиции государства или самоорганизующегося общества, с позиции нации или социальной группы / класса, с позиции женщин или с позиции пожилых людей, не исключают друг друга, а являются составными частями более широкого
понимания исторического процесса, - такого понимания, в котором участвует более одного субъекта.
Вопрос состоит в правилах взаимодействия между этими картинами мира.
Главным возражением такому взгляду является, видимо, ценностная составляющая истории: историческое образование помогает выработке, утверждению и усвоению ценностей, важных для общества, и если разные интерпретации основаны на разных иерархиях ценностей, то и «объединение» их невозможно. И все-таки: мы уже живем в обществе, разные группы которого придерживаются различных ценностных систем, и вряд ли в обозримом будущем это разнообразие будет уменьшаться. А значит, история, рассказанная и увиденная «глазами» приверженцев этих разных систем, станет важнейшей частью воспитания умения вести диалог, слышать оппонента, то есть умения жить в этом сложном современном мире.