Так называлась разгромная статья в одной из газет на заре проникновения в танцевальные залы и школы бальных танцев английских и латиноамериканских танцев, «музыки ритмов».
Кошкин дом... Так, игриво-ласково, называли танцевальные вечера, проходившие под руководством Николая Ивановича Кошкина в Ленинграде, в большом Белом зале Дома народного творчества на
улице Рубинштейна, 13.
Все, что происходило в зале, было прекрасно организовано. Царила атмосфера бала. Играл оркестр под управлением В. Федорова, пела в будущем известная певица
Лидия Клемент. В зале проводились показательные выступления сольных пар и групп танцоров. В показательных выступлениях участвовали ведущие педагоги того времени: сам Н.И. Кошкин со своими партнершами Ириной Аршанской, Тамарой Романовой, Галиной Корзиной, В.Б. Хавский с партнершей-женой, В.Г. Новиков с И.И. Кириловой, В. Запорожченко с Д.М. Шиленгом. В показательных выступлениях участвовали молодые педагоги, танцоры, ученики студии Бального танца при Доме Народного творчества под руководством Н.И. Кошкина и И.М. Диметман.
Мужчины в смокингах, дамы в бальных платьях, перчатки, прически, поклоны, реверансы.
Публика нарядная, общая атмосфера праздника. В программу вечеров были включены и зарубежные бальные танцы на любой вкус. Эти вечера пользовались грандиозным успехом. Попасть на них было очень трудно, билеты раскупались заранее с утра, у входа всегда спрашивали, нет ли лишнего билетика. Очевидцы говорили, что уже в начале улицы Рубинштейна спрашивали билеты.
Все это происходило в момент оживления бального танца сразу после Международного Фестиваля Молодежи в Москве в 1957 году. Фестиваль Молодежи был широкомасштабным, красочным, ярким. И беленькие, и черненькие, и косенькие. Все слилось в большой праздник молодости, дружбы, мастерства и талантов. Концерты, конкурсы, спортивные выступления, соревнования, балы… Проводился конкурс и по бальному танцу. Какое мастерство, какие туалеты! Особенно поразила английская пара, получившая почти по всем танцам первые места. Он во фраке, она в розовой пене юбок с прической из подкрашенных розовых волос.
Для нас, побывавших на этом конкурсе, всё это вновь. Смотрели восхищенные, затаив дыхание. В конкурсе участвовали и наши ленинградские пары: Юрий Зверев с Элеонорой Бочковой и Дмитрий Ярошевский с Заремой Блюдиной. Показались вполне достойно. Но это было только начало будущих соревнований и будущих побед.
Окрыленные увиденным, вернувшись в Ленинград, открыли новую страницу отношения к бальному танцу и постижения бального танца. Ведущие педагоги города стали готовить конкурсных танцоров, создавать студии. А танцоры, одержимые бальным танцем, стали шить сами себе платья и фраки.
Надо сказать, что город Ленинград, бывший Петербург, всегда был прогрессивным городом - «окно в Европу», «колыбель революции». А Москва патриархальная, не разрешать-не пущать, проверить-разобратся, куда идем и нет ли космополитизма. В Москве были и свои педагоги и танцоры с расширенным взглядом на бальный танец. Приезжал из Москвы прекрасный педагог и танцор Александр Азаров со своей партнершей, проводили открытые уроки с показом западно-европейских танцев. Но в основном московские педагоги придерживались традиционных позиций, соответствующих официальной позиции.
В связи с этим приехала в Ленинград московская комиссия педагогов, запретили танцевальные вечера в Доме Народного творчества и прикрыли Кошкин дом. Что это было, ревность к городу или обостренное чувство патриотизма? Удар был нанесен по развитию бального танца. Все, причастные к этому событию, болезненно переживали этот факт, особенно энтузиаст новых веяний Н.И. Кошкин. Разрушили его детище, закрыли вечера в Доме народного творчества.
Между тем, конфликт в области бального танца разрастался и в Москве, и в Ленинграде. Педагоги, танцоры, любители бального танца разделились на две группы: поклонников западно-европейских танцев и защитников отечественных. Сегодня кажется странным «делить» танец. Танец есть танец, и постановочный хорошо, и импровизационный прекрасно. Лишь бы сохранялась культура движения, национальный колорит, выразительность, музыкальность, чтобы не было бездушного автоматизма излишней акробатики, чтобы сохранялась специфика бального танца.
В былые времена между сценическим танцем и бытовым бальным не было большого разрыва: тот же гавот, тот же менуэт или мазурка. Причем на сцене танец всегда постановочный, а в танцевальном зале и постановочный, и импровизационный, как например, мазурка. В советские времена ведущими педагогами Ленинграда и Москвы были созданы новые постановочные танцы на классическом и на народно-характерном танцевальном материале. Эти были танцы сложных композиций, требующих подготовки и школы, такие как «большой фигурный вальс», полонез, мазурка, вальс-гавот, поставленные артистом Мариинского театра И.Н. Кусовым, «венгерский бальный» в постановке И.М. Диметман. Были и несложные массовые танцы, которые могли изучаться прямо в танцевальном зале, например, всеми любимый танец «полька-тройка» в постановке В.Ф. Смирнова. В то время на танцевальных вечерах танцевали всё подряд: постановочные отечественные, свободной композиции, вальсы, танго, фокстроты. Недостаток постановочных танцев -- постоянное повторение рисунка танца и музыкального сопровождения. А достоинство в том, что, выучив рисунок, все могли танцевать, не мешая друг другу, двигаясь по общему кругу.
После фестиваля среди педагогов, танцоров и любителей танца возникло желание вырваться из привычных рамок, участвовать в конкурсах, в соревнованиях, дерзать, побеждать. Началась подготовка конкурсных танцоров по международной программе. Ведущие педагоги города начали эту подготовку конкурсных танцоров: Н.И. Кошкин, В.Б. Хавский, И.М. Диметман, М.В. Снежина, А.М. Чернова, И.И. Кирилова, В.Г. Новиков, В.Ф. Смирнов, В.З. Бульванкер, Д.М. Бельский, Д.М. Шиллинг, В.П. Запорожченко. Усилиями педагогов и тренеров, молодые ленинградские танцоры выехали в Прибалтику на конкурс по современным бальным танцам и получили призовые места: Юрий Зверев с Ириной Оршанской, Игорь Белянский с Евгенией Кузнецовой. Появились молодые выдающиеся танцоры, победители конкурсов по бальным танцам: семейные пары Хамрителевы, Златоверхие, Давидовские, Симоновы, Владимир Павлов с Эллой Левицкой и т. д. В будущем многие из них стали ведущими педагогами, руководителями студий, школ танца, судьями конкурсов, деятелями на ниве бального танца. Кто-то стал профессиональным артистом, исполнителем на сценических площадках: Евгения Кузнецова с Юрием Зверевым, с Анатолием Николаевым, с Борисом Веншенкером. Н.И. Кошкин организовал ансамбль бального танца для участия в отчетном большом концерте ленинградских артистов эстрады в Москве.
Николай Иванович Кошкин -- милейший человек, прекрасный танцор, талантливый педагог и организатор. Элегантный стройный блондин, влюбленный в искусство танца отдавший всю свою жизнь любимому делу. Никогда ни с кем не воевал, ни с кем не спорил, но всегда, через все препятствия, добивался своей цели. Как исполнитель, танцор и педагог, он владел танцевальным материалом от и до, но предпочтение отдавал западно-европейским танцам. Был одним из борцов широкого взгляда на бальный танец. В то же время, был хранителем красоты, благородства, гармонии и культуры бального танца.
Низкий поклон ему и всем, бескорыстно отдававшим свои силы, знания и время на обучение и воспитание нового поколения танцоров и педагогов.