Продолжая прогулки по Стамбулу
http://alla-kot.livejournal.com/49297.html О Стамбуле, когда вернулась, много хотелось рассказывать. Но, по-глупому потеряла фотоархив той поездки и это на время, ввело меня в молчание. А рассказать мне хотелось о Золотых воротах, поиск которых был третьим пунктом моей Стамбульской программы.Продолжая
http://alla-kot.livejournal.com/46999.htmlОб этих воротах, случайно, узнала в Русском музее, на выставке «Избранники Клио».
Кли́о, в мифологии - Муза истории. Экспонаты, были посвящены личностям русской истории, от Новгородского князя Горомысла до наших вождей.
На одной из картин, представленных на выставке, увидела, как Славянский князь Вещий Олег, прибивает свой щит на Золотых вратах Царьграда. Поначалу, было просто по-озорному интересно, где это - где это. А, потратив немало времени на поиски, стало интересно, в чем же был смысл этого действия.
Что значит, Прибить щит на городских воротах. В открытии интересно всё: и где это, и как выглядит, и для чего. Ведь, щит Владетельного князя на вратах, это не просто «Здесь был Олег».
О золотых воротах Царьграда скупые сведения. Известно, что это самые древние Золотые Ворота, известные человечеству и то, что каждый приличный город имел Золотые ворота, «как в Царьграде». Этой имперской столице, во многом, подражали другие царства, не только в архитектуре.
С начала я их искала на местности, а потом в Интернете. В итоге, оказалось, и там, и там больше вопросов, чем ответов. Золотые ворота были, и есть, но это разные ворота. Одно общее, это были западные Парадные ворота.
Если посмотреть на старую карту города, то в южной части бывших стен Константина, отмеченных пунктирной линии найдем надпись, «Old Golden Gate». Эти «Старые золотые ворота», стояли до 1509 года в городе на границе, где городская улица Месса переходила в Эгнатиеву дорогу за городом.
Средневековое название ворот, «exakionion» означающее "с шестью колоннами", напоминает о шести колоннах украшавших верхний этаж фасада. Причем эти, первые «Золотые ворота», тоже были построены по подобию, по подобию Золотых ворот дворца Диоклетиана в Сплите.
По этой же дороге, где стояли Золотые ворота, но чуть дальше за городом на via Egnatia., были возведены ещё одни ворота. Триумфальные, в честь победы над узурпатором Максимом.
К ним мы поехали на электричке, с восточного железнодорожного вокзала, Сиркеджи. От пустынной платформы, изогнутая улочка повела нас на верх, к воротам Семибашенного замка «Едикуле».
Можно представить, во всём великолепии. Отдельно стоящее, грандиозное каменное сооружение с тремя арками с полуцилиндрическими сводами, на главном и заднем фасадах. Центральная арка большая, а по бокам одинаковые арки поменьше. Такую схему ворот я наблюдала в Пекине, в императорском запретном городе.
И что интересно, в Царьграде, так же как и в запретном городе, через центральный проезд мог въезжать только император, а простые смертные шли боковыми, менее величественными арками.
Город разрастался, в результате строительства новых городских стен Феодосия, эта триумфальная арка оказалась на границе города. Кстати, именно в то время, известный своими фресками храм Карие (Хора) тоже оказался в черте города.
По бокам Триумфальной арки пристроили две мощные квадратные башни, которые присоединили арку к городским стенам. В оборонительных целях, перед защитными стенами города был вырыт ров, с водой от Мраморного моря.
Через ров, в этом месте был устроен мост, а на берегу, перед триумфальной аркой были построены пропилеи.
Так, между воротами на берегу канала и триумфальной аркой образовалась площадь. Сейчас она доступна только взорам через ограждающие решетки калиток, да с высоты арки
Мостика нет, а вот остатки Пропилей сохранились и до сегодня. Глядя на них, и на триумфальную арку, кажется, что пропилеи гораздо старше арки. И подойдя к ним, я воскликнула себе, да вот же настоящие золотые ворота!
Это потому, что они построены из более древних материалов и элементов, от разрушенного землетрясением, Храма Всех Святых. Так историки пишут.
В верхней кладке стены пропилей, ряд мраморного резного карниза, так похожие на карниз Старых Золотых ворот «exakionion», в реконструкции.
В нижней части, справа и слева от ворот симметрично расположены остатки мраморных балок и пилястр. На них следы, не только уничтожений, но и о былом декоре.
Проем ворот уменьшался неоднократно, это видно по кладке, но на удивление не заложен совсем. На воротах навешены новые, хорошо подогнанные ворота. Не думаю, что это местные жители там обосновались, хотя совсем рядом и ухоженный огород, и спелый инжир, и маленький пикапчик. Городские власти всё же присматривают за руинами.
На поперечной балке ворот, над колоннами знаки христианского города. В начале я приняла их за морские знаки. Типа, штурвал корабля посередине и по бокам два якоря на канатах. Но, присмотревшись, увидела, что по краям точно такие же знаки, что в отделке храма Айя-София. На круглом шаре, крест с расширенными по-мальтийски концами. Очень похоже на императорскую регалию «Держава».
И сегодня, в таком состоянии, эти ворота пропилеи интереснее, чем триумфальный проезд. У которого практически ничего не сохранилось от былой отделки. Только, чуть заметные охристые орнаменты на желтом своде центральной арки.
Это следы отделки на своде в центральной арке, значительно уменьшенной по высоте поздними перестройками. Красочная, золотистая отделка, говорит о сохранении высокого статуса ворот до последних дней.
Триумфальную арку много раз ремонтировали, после землетрясений, которые и сейчас не редкость в Турции.
Арку укрепляли, докладывали и перекладывали. Уменьшали высоту сводов и проездов, и даже снабдили воротами. Нет, я говорю не об этих, что заперты сейчас, а о тех, что висели на больших крюках вмурованных в стены арки. Тем временем Старые Золотые ворота ветшали, утратив значение городских ворот, а триумфальная арка, снабженная воротами, продолжала использоваться уже как городские ворота. Не то чтоб для въезда, а для торжественного церемониального въезда.
Сегодня, эти ворота находятся на территории замка Едикуле. Который был пристроен к городской стене в этом месте. На территории замка был военный гарнизон, тюрьма, хранилище казны, мечеть, фонтан.
От мечети остались одни руины, а от триумфальных ворот лишь намёк, но как и прежде, к воротам ведет городская мостовая, на краю дороги у мечети жив источник с водой, а на стене у центральной арки, висит табличка на трёх языках
Büyük Golden Gate
Great Golden Gate
Grande Porte Dorée
И хотя, на стене висит табличка «Великие Золотые ворота», это просто наследные ворота. Так, некогда Триумфальные ворота, переняли звание Золотых ворот города Константинополя.
С верха замковых стен Едикуле и с самих Золотых ворот, открывались великолепные панорамы:
Вид на старый Стамбул и на небоскребы деловых районов Левент, в дали.
Вид на Мраморное море и крепостные башни вдоль берега моря. Там, вдоль берега, проходит скоростная автотрасса. А совсем рядом с замком, в разрыве городской стены, проходит железная дорога к вокзалу Сиркеджи.
На верху, немного страшно, потому что замковые стены и лестницы на них не имеют двойного ограждения, а там где были, они не казались надежными.
Старая башня, широкая и толстая в основании, и суживающаяся в верней части пристроена к Триумфальной арке как мощный контрфорс. В ней проходит каменная лестница наверх, а в примыкающей башне, что выходит на сторону пропилей, жили солдаты гарнизона. Внутри еще сохранились деревянные ярусы, переходы и лестницы, но ходить по ним всё же опасно. Старые, и нет ни окон, ни освещения.
В этот день, у стен одной из башен во дворе замка, мы повстречали большую черепаху. Это, несомненно, хороший знак, решили мы. Потому что в той башне султан хранил свою казну, а черепахи, как нам известно, умеют хранить. Мы попробовали её взять в руки, здоровенный булыжник в котором чувствовалась жизнь. Черепаха не дрыгала лапами и не пряталась, а смело искала ногами свою территорию.
Вот так, мы нашли Золотые ворота, но Олег прибил щит к другим воротам, а не к этим.
В народной легенде ворота названы золотыми символически, зная их особое значение для имперского города.
Ну что ж, пойду дальше искать,
где это и что означает,
когда, Славянский князь прибивает свой щит на Золотых вратах ЦарьГрада.