Продолжая прогулки по Стамбулу
http://alla-kot.livejournal.com/48816.html Как все, возвращаюсь из путешествия и потом разглядываю фотографии, вспоминая увиденное.
Как многие, в мечтах возвращаюсь снова и снова, что бы рассмотреть что-то подробнее.
Как некоторые из вас, я сожалею, о том, что не увидела.
Для меня, одна из самых больших загадок Стамбула, это его
подземные здания, водохранилища. Пишут, что до наших дней в городе, их сохранилось более ста. Сейчас, как водохранилища они не нужны и используются просто как помещения, для разных целей. Мы были в одном, сейчас это музей и я подозреваю почему, потому что в него продолжает просачиваться вода. Ресторанчик, как в других не построишь, вот и достался муниципалитету под музей.
Из голубой мечети всех направляли на выход странным ходом, узкой щелью меж глухих стен каких то построек.
Гид первый двинулся дальше, к углу ближних улиц за трамвайными путями. Напротив, музей- храм Айя-София, а на углу руины. Кусок высокой стены с контрфорсом, которые вместе могли сойти за остатки высокой кирпичной опоры, обошли без комментариев.
К кирпичным руинам, снизу, совсем неприметно, примкнула резная мраморная доска, каких в городе много.
Белая каменная шпилька, что торчит из глубины раскопа, единственная деталь от ворот над местом Miliarium Aureum. Туристы называют её на современный лад «Миллениум», а историки пишут, что это были особенные ворота.
Как табурет, как крытый перекресток, с арками по четырем сторонам. В центре этого перекрестка лежал золотой мильный камень, от которого вели отсчёт дорожных расстояний. Может быть отсюда, берут начало, выражение «иди на все четыре стороны» и, устройство нулевого километра во всех столицах и городах мира.
У нас, в Санкт-Петербурге например, начало, где то на территории главпочтамта.
Дверь маленького домика, за кирпичным столбом руин, была открыта. Все вошли вслед за гидом, сами еще не понимая куда. Билет, турникет и лестница вниз, в огромное полутемное помещение.
Это, Цистерна Базилика. Туристам, это название переводят как «водохранилище храма Святой Софии», поскольку, расположенный рядом храм «Айя-София», по конструктивным признакам, является базиликой. Но другие источники говорят, что она получила свое название от торговой базилики, когда-то выстроенной над ним. Турки дали этому сооружению более романтичное название - Yerebatan Sarancisi, что означает «Провалившийся под землю дворец».
Лестница спуска шла вдоль стены. Как оказалось, это короткая стена, прямоугольника ванны водохранилища. Толстые полы, стены и перекрытия выполнены особым способом водонепроницаемой кладки.
Внизу спуска, вдоль всей стены, большая площадка с ограждением. Отсюда хорошо просматривалась перспектива, рядами уходящих вдаль, колонн. Все ловили в полумраке светотени и отражение в воде.
Там, где не было художественной подсветки, было видно, что цистерна имела серьёзные повреждения и ремонтировалась. Это не реставрация, а усиление, где монолитными стенами, где бетонными обоймами по колоннам. Типа, сосиска в тесте.
Был полумрак и много подсветки, которая не освещала, а будила фантазии и ассоциации. В водохранилище, как и положено, была вода. Наверное, что бы туристы не сомневались, в воде плавали реальные рыбины, не аквариумные. Над водой устроены ходовые мостки на столбиках, с перилами ограждений по обеим сторонам. От этого ещё острее чувствовалось, что мы идем над водой. Ко всему, сверху от кирпичных сводов, капало. Деревянные мостки и ограждения местами, были мокрыми и иногда капли попадали на меня. Мостики, выверенным чирком птички латинской «V» провели по маршруту. От входа к дальнему углу и обратно на выход.
В одном месте мостки, специально, подведены к зеленой мокрой колонне. «Плачущая колонна». Вообще-то колонна из белого мрамора, а позеленела она с одного бока, от сырости. Одна протечка в кровле так удачно и художественно, подмачивает самую красивую колонну «во дворце». Крупный рельефный рисунок на колонне мне напоминает перо павлина. Замкнутые цепочки петелек, с глазками в округлой части.
А я, знаю, откуда эта колонна! Я узнала её сразу, потому что видела.
В районе площади Баязид, ещё сохранились фундаменты форума, разрушенного землетрясением. Пригодные материалы, по обыкновению, использовали для других построек города. Несколько колонн попали в это подземное водохранилище, «Еребатан».
Обломки триумфальных арок, которые здесь когда-то стояли, можно видеть и сейчас. На тротуаре проспекта, напротив университетской площади. Здесь, и основания, и капители, и куски колон с орнаментом павлиний глаз.
Одна из особенностей хранилища Еребатан - это то, что для поддержки сводов перекрытие здесь собраны мраморные колонны самого разнообразного вида и размера. Как будто собранные «по штучке». Целые и составные. Высокие и короткие. С оригинальными, с красивой резьбой, постаментами под колонны и с подставками из блоков и даже кусков скульптур.
В самом дальнем углу зала, выгорожено место и можно спуститься до самого пола. Здесь, под две колонны, подложены мраморные блоки со скульптурными лицами. Как будто женское лицо с волосами - чешуйчатыми змеями. Один блок подложен боком, а другой к верх тормашками. Я, не увидела в этом ни религиозного, ни какого иного унижающего умысла. Античные руины просто стали строительным материалом, и блоки положили так, как требовалось по размеру подкладки под колонну. Там даже виден слой раствора, где не хватало высоты.
Когда я увидела зал подземного водохранилища, меня охватили смешанные чувства,
и возникло множество вопросов. Во-первых, впечатляют размеры в высоту, а во-вторых, все эти своды, мраморные резные колонны, капители и постаменты, в чисто утилитарном помещении, которое не просто приспособлено, а построено специально для, вот это удивило.
Нигде не было ни видимых отверстий, ни их заделок. Наш гид не смог нам объяснить, как же в хранилище поступала вода и как она из него забиралась.
Я потом поискала в литературе. Оказывается, что Стамбульские цистерны, это не просто ёмкость для воды, а система бассейнов и ярусов. Цистерны строились и над земной поверхностью, открытые или закрытые, и под землей, как хранилище Еребатан. И питание цистерн, происходило по- разному. Либо по водоводам, либо за счет сбора дождевых вод или смешанным способом. Собранная вода обязательно проходила систему отстоя и некой очистки.
Потом, гуляя по двору султанского дворца Топкапы, в одном месте, я обратила внимание на протертую дорожку. Из-под земли и асфальта выпирали кирпичные холмики. Выложенные на ребро кирпичи, как лепестки каменного цветка, вокруг возвышенного центра. Кирпичная кладка мне напомнила узор сводов виденного хранилища, и я оказалась права. В Топкапы, действительно, есть два хранилища и это было одно из них.
Неподалеку от цистерны Базилики, совсем рядом, есть еще одна цистерна. Сухая, с одинаковыми красивыми колоннами, оборудованная под кафе. Binbirdirek Sarnıcı Müzesi, (Цистерна Бинбирдирек) или тысяча и одна колонная.
Застрелиться, я же ходила по её крыше, целых пять дней. Ещё в первый день, глядя с крыши отеля на скверик перед входом, я удивлялось его странному виду. Не асфальтовое, а кирпичное покрытие и странного вида огороженные квадраты. Успокаиваюсь, что не было указателей на вход. Хотя, если не знать заранее, никакие аборигенские вывески туристу не помогут.
Хочу вернуться, однажды, и....
Продолжение в
http://alla-kot.livejournal.com/52463.html