Осмотрев достопримечательности Шигадзе, на слелующий день группа решила проехать по дороге на Гьянтзе. Это назад по старой дороге. Конечно, ни Озера Ямдрок, ни Шегар с монастырем Шакья мы, в связи с изменением маршрута не увидели. Но два примечательных монастыря посетили.
Монастырь Байцзюй в Гьянтзе, известен своей ступой «Кумбум». Город расположен на высоте 4040 м. над уровнем моря.
Дорога на выезде из Шигадзе похожа на железнодорожную платформу питерских вокзалов. Вертикальные стенки и без ограждений. Только, если высота больше 3 метров и крутой поворот, то стоят по краю полосатые бетонные кубики. Если путник устал или у него перерыв на обед, то располагается прямо на дороге платформе, свесив ноги.
То ли водители знали дорогу короче, то ли асфальт закончился, вскоре мы ехали по грунтовке.
Дорога шла вдоль русла большой реки. Река быстрая, но уровень воды невысок. Сейчас не сезон, кое где выступало каменистое дно. По тому, что берега реки выложено высокими каменными стенами видно какой мощной, она может быть.
Среди цветастых полей, как выросшие, лысые горы, без намека на растительность. Тени от низко летящих облаков делали эти горы выразительными. Впечатление такое, что тибетцы природные альпинисты. На каждой горушке и холмушке флажки, постройки от монастырей или крепостей «дзонг».
По высокому мосту переехали через реку Ньянгчу и съехали на грунтовую дорогу через засеянные поля.
В горном распадке в долине у горы Цзуншань, расположен монастырь Байцзюй больше известный как Камбам. Горный амфитеатр на солнечном склоне обращен к Непалу. Монастырская стена замкнула амфитеатр в долине и поднялась по горным хребтам бордовой лентой. На центральном склоне белое монастырское здание. На боковом склоне высокая стена для вывешивания танки. Пагода Камбам находиться ниже, её золотой купол далеко виден.
Напротив монастырской горы, посреди города Гьянтзе, высится скала с крепостью на самой макушке.
Входные ворота в монастырь традиционные, внутренние стены украшены фресками на буддийские темы. Ворота, с металлическими накладками и со свисающими шарфами, открываются во внутрь. Сразу за воротами, главная площадь, с ритуальным столбом по середине. Вдоль дорожки к монастырскому павильону, ряды золотых молитвенных барабанов.
Над зданиями высится пирамида белоснежной ступы Кумбум, с выразительным золотистым навершием в виде многоярусного конуса,.
Бордового цвета сплошная каменная стена вокруг монастыря карабкается по гребням горы, как корона. На территории, удивило большое количество свободно бегающих собак и небольшие павильоны, с крутыми, приставными лесенками прямо на второй этаж.
Перед павильоном Кумбум ещё одна площадь с двумя столбами и серая печка воскурильница. Вход в павильон по высокому крылечку с площади.
Кумбум, тибетский храм в форме многоярусной ступы. Нижняя часть из четырех ступеней, на высоком цоколе. Каждый этаж имеет обходной балкон, с каменным ограждением. Ярусы украшены полосами цветного орнамента.
Нижнюю, ступенчатую пирамиду, венчает цилиндр, над ним четырехугольное помещение поменьше. На его наружных стенах нарисованы «всевидящие глаза» как на Непальских ступах. Размер каждого глаза 3 метра. Четыре пары глаз глядят по всем четырем сторонам.
Всего на Тибете существует три Кумбума. Этот, в Гьягнтзе, наиболее знаменитый. По периметру этажей расположено 108 комнат, внутри которых помещены буддийские статуи и более 10 тысяч настенных изображений. Вообще, число 108 в тибете какое-то магическое, встречается очень часто.
Входы в помещения ступы, отдельные снаружи, подъем по внутренним лестницам. Дверные проемы ярусов богато украшены цветной лепкой. Особенно необыкновенна лепка у проемов двух верхних ярусов.
Лестницы для подъема крутые, и дорога в одну сторону. Сзади напирают паломники и туристы. Душно от жары, благовоний и духа древности. Очень помогла тибетская песенка «эй гуня», которую бесконечно крутили на кассете наши водители в пути. Мурлыкала, упрямо взбираясь по лесенкам, почти на четвереньках. В многочисленных помещениях ступы наглядные пособия по буддизму в великом множестве. Не только фрески и статуэтки а и какие-то мумии.
С площадки верхнего доступного яруса открылась захватывающая панорама. У круглой крыши нет ограждения, и поэтому можно было просто сидеть на полу, и озирать окрестности.
Прямая как стрела улица города пролегла от монастырских ворот мимо подножия высокой скалы. На скале крепость «Дзонг» 14 века. В 1904 году местное население героически защищало крепость от англичан. В ход пошло все вплоть до стрел и камней. Когда кончились запасы защитники бросились со скалы, но не сдались.
Сверху были хорошо видны входные ворота в монастырь. Что-то вроде тамбура пристроенного к воротам с внутренней стороны стены. И охранники не мокнут и ворота не гниют.
Сидя на круглой крыше без ограды, отдохнули и пообедали сухим пайком, выданным утром. Спустившись вниз мы зашли в молельный павильон и немного погуляли не площади у монастырских ворот.
Стены молельного павильона снаружи выкрашены в бордовый цвет как окружная стена. К стене павильона снаружи, примыкают ряды молитвенных цилиндров. Буддисты всегда, перед входом в храм, обходят его по часовой стрелке вокруг, вращая молитвенные барабаны вдоль тропы. В этом ритуале есть что то поучительное. Они не несут, как мы, с улицы, из дома, свои проблемы прямиком в храм. Они готовят свой ум и сердце к встрече. У Будды не просят, Будде поклоняются.
Внутри, потолки и стены закопчены и дышат древностью. По деревянным конструкциям проведена современная пожарная сигнализация. На каменистых полах кое-где брошен линолеум.
На маленьком базарчике продавались тибетские ковры, которыми знаменит Гьянтзе. Толстые, шерстяные, яркие, с изображениями святынь и пейзажей.
Неподалёку от Гьянтзе, расположен ещё один не обычный монастырь,
Шалу (Shalu). Монахи именно этого монастыря в свое время изучали такие непостижимые для нас науки, как скорохождение, левитация и телекинез. Кроме религиозных аспектов, монастырь образовывал монахов в области Тибетской медицины. В монастыре практиковали методы раскрытия сверхъестественных способностей человека «третий глаз». Ясновидения, умения видеть биополе больного. Вырабатывания телом собственной энергии «тапас», жар способный высушить мокрое покрывало. Знаменитый ученый, Будон Ринчен дуб жил здесь и руководил монастырём в (1290-1364) годах. Будон, первый автор упоминающий о Манлун-гуру, оставившим письменное свидетельство о Шамбале, основанное на собственном опыте.
Из Гьянтзе выехали по асфальтовой дороге. У дороги канавы, заполнены водой. Дети купались в канаве и грелись на солнце, сидя по краям дороги. Потом мы съехали с шоссе и поехали грунтовыми дорогами среди полей. Набежало облако, пошел дождик и то, что только что было дорогой, стало опасной хлябью. Успокаивало только то, что у нас было несколько джипов.
У мостика через какую-то речушку, постирушка. То, что постирано, подсушивалось на камнях, стекая водой. Три девушки, под руководством женщины постарше, стирали одежду. Топтали босыми ногами тряпки: в железной бочке и в чане из тракторной покрышки. Моющее средство похоже на золу. Нам радушно предложили потоптаться в чане. Вода из высокогорной реки обжигающе холодна.
Мы проехали посёлок с массовыми новостройками домов типовой планировки. Нижняя часть домов (цоколь), сложены из камня, а выше из дерновых блоков обмазанных глиной. Кровля плоская. Перед домом обязательный огороженный двор с воротами.
Мы проезжали места, где заготавливали блоки вырезанные из земли. Они стояли и просто сушились. А когда прошел дождь, свежевырезанные блоки испортились.
За посёлком дорога повернула налево, пошла в гору и закончилась у ворот монастыря, расположенному почти в поселке.
На пороге дома у монастырских ворот стояла прялка-моталка из ярко красных дощечек.
Монастырь Шалу, один из древнейших монастырей Тибета. Культурная революция, можно сказать, пощадила его. Основанный в 1003 году монастырь относится к секте «Красные шапки» и является главным монастырём традиции школы Будон. Архитектурная особенность монастыря в смешении тибетского и китайского стиля. У монастыря зеленая крыша (у большинства монастырей в Тибете крыши золотые). Стены павильона серые, а не красные.
В центре двора, обязательный столб и воскурильница. Ещё сохранился запах, как от горевших костей. По двум сторонам двора крытые галереи.
Тканевые занавески скрывают яркую живопись по дереву конструкций.
У молельного павильона, со стенами серого цвета, стела с надписью на нескольких языках. Монастырь знаменит тремя драгоценностями.
1- «Нерукотворное изображение Будды». Всячески украшено и прикреплено к носилкам под зонтом. Недавно его выносили для просьбы дождя для полей. Был дождь.
2- «Резная деревянная пластина содержащая 108 пород дерева». В средней части прямоугольной пластины какое то круглое изображение. От воздействия этой пластины человек перестает грешить.
3- «Священный сосуд» Не показан. Находится в ящике на носилках. Возможно речь идет о чаше для жертвенных подношений, поднесенной храму, Манлун-гуру.
Мы присутствовали на «пудже» (службе). На службу пригласил пронзительный звук большой деревянной дудки. Дудку затем просто привязали вертикально шарфом к столбу. Осмотрели другие помещения. Внутри довольно темно, но можно рассмотреть фресковые росписи. В монастыре хранится библиотека древних текстов и печатных форм для их воспроизведения. Большая заслуга в этом принадлежит самому монастырю и особенно его настоятелю и Учителю, Будону. По монастырю ходили паломники. Пожилого вида тибетка, запихивала молодого парня, с которым пришла, под шкафы с книгами.
Стены расписаны разными старыми изображениями мандалы (цветные графические изображения «Чистой земли»). Многие фрески заставлены шкафами с богинями и Буддами. Я думаю, это их защитило в какой то степени. В полутёмных залах ощущение подкопчености, потому что основное и единственное освещение от масляных лампад. Об отоплении и речи нет. Ведутся ремонтно-строительные работы. Но это не реставрация и не подделка. Это в наши дни создаются произведения искусства. Монахи разрисовывают и лакируют деревянные крышки для книг. Изготавливают расписные шкафы для реликвий и ценных вещей. Местные жители и монахи очень коммуникабельны, любопытны и смелы. Без комплексов. В очередной раз сожалею, что забыла фотографии, открытки и материалы о стране и городе. Очень уместен был бы географический атлас.
Та-ши Дэ-лек - Здравствуй (как дела)
Ту-дже Че - Спасибо!
Продолжение в
http://alla-kot.livejournal.com/29346.html