Бейт-Лехем - часть первая Площадь Рождества (Manger Square, Ясельная площадь) - центральная площадь Вифлеема:
Мечеть Омара. Несмотря на то, что построена мечеть не так давно - в 1860 г. на земле, пожертвованной греческой православной церковью, это самая старая мечеть города. Названа она в честь второго халифа Омара (Умара) ибн аль-Хатабба (581-644).
В 1955 г. мечеть реконструировали иорданцы.
Вифлеемский центр мира (хорошо по-русски звучит, однако ;)) - по-нашему, каньон с магазинами, ресторанами, галереями и прочими туристическими аттракциями:
Раздача слонов щербета:
Подмостки для какого-то действа облюбовали дети:
Палестинская полиция их бережет и порядок блюдет:
А мы направляемся в Базилику Рождества Христова:
Это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу - в пещере Рождества.
Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Ее освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. - это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году во время восстания самаритян, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-1936 годов. В целом Вифлеемская базилика повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612-629 годы), о чём повествует легенда, известная с IX века:
Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.
При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).
В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году - Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII-XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.
В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670-1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).
Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).
Иерусалимский крест:
"Врата смирения" - так называют этот единственный оставшийся из трех бывших входов в Базилику. В XV веке главный вход в церковь был переделан и превращен в низкую и узкую дверь. С одной стороны, такая дверь заставляет поклониться при входе в храм, а с другой - она препятствовала мусульманам заезжать в здание верхом на лошадях и осквернять Базилику.
В результате неоднократных перестроек, особенно, в XVIII в., когда был добавлен мощный контрфорс для укрепления ветхой восточной стены, фасад храма утратил свой первоначальный облик.
Тем не менее, если внимательно рассмотреть фасад рядом с Вратами смирения, можно различить в каменной кладке исторические контуры прежних ворот.
Непосредственно над Вратами смирения в кладке стены отчётливо видны следы стрельчатой арки времен крестоносцев, а над ней консоль и карниз портика времен Юстиниана.
Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта - 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.
Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.
План Базилики:
1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смирения; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры Рождества Христова; 7. Францисканский монастырь; 8. Францисканский двор; 9. Пещера Святого Иеронима; 10. Церковь святой Катерины; 11. Греческий православный монастырь; 12. Греческий православный двор; 13. Армянский двор; 14. Армянский монастырь.
Комната охраны - первая комната в Базилике:
Базилика сейчас ремонтируется, так что все стены в лесах, которые закрывают сохранившиеся фрагменты мозаики периода византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) - изображения Вселенских и поместных Соборов:
Но византийские мозаики открыты и их можно рассмотреть во всех подробностях:
Базилика забита народом, так что что-то рассмотреть довольно проблематично:
Ну вот разве что шикарную люстру перед православным алтарем:
И деревянный потолок со свисающими лампадами:
Разноцветные лампады завораживают:
Главный православный алтарь и иконостас с древними иконами в богатых окладах:
Не знаю, что это, но потрясающая чеканка:
Слева от главного православного алтаря расположены Армянский придел во имя Трех царей и одна из двух лестниц, ведущих в пещеру Рождества Христова:
В Армянском приделе можно полюбоваться хорошо сохранившейся мозаикой периода византийского императора Мануила Комнина:
Справа от главного алтаря стоит огромная (по словам Игоря, четырехчасовая) очередь желающих спуститься в пещеру Рождества:
У нас четырех часов в запасе не было, а спуститься в пещеру хотелось, и благодаря Игорю (
igor_torick) мы туда попали. Причем было довольно странно. Игорь с еще несколькими членами нашей группы ждали у входа в Армянский придел (по лестнице с этой стороны из пещеры поднимаются), а я сразу пошла фотографировать главный алтарь, а потом просто спустилась в этот придел по ступенькам сбоку от него. Затем ко мне там присоединилась супруга
sewa7, мы сели сбоку и стали ждать, пока Игорь договорится с тамошним полицейским и мы сможем спуститься в пещеру. Из этого придела смотрители всех выгоняли на выход, не позволяя никому там подолгу задерживаться. Нас же они словно бы в упор не замечали. Мы сидели и ждали там минут 10-15, и за это время никто даже не поинтересовался, что мы делаем, и не попытался нас выставить.
Потом Игорь договорился с полицейским и мы вдвоем первыми из нашей группы спустились в пещеру.
Внизу столпотворение паломников (вернее в основном паломниц) - все хотят прикоснуться к Вифлеемской звезде:
А вот и сама серебряная звезда. Она имеет 14 лучей. Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос - 1717».
Над звездой алтарь с древней византийской мозаикой сказочной красоты:
И с иконами под ним:
Неожиданно подошел смотритель, снял решетку, закрывавшую иконы, а затем закрыл мозаику лубочной картонкой:
Рядом с противоположной лестницей еще одна маленькая пещера, в ней с двух сторон стоят большие свечи, но горят только справа:
Стены завешены старинными гобеленами и иконами:
Чеканные ворота на выходе из Базилики:
Рядом с ними ворота во Францисканский монастырь:
Вплотную к Базилике Рождества Христова расположен католический собор Святой Екатерины, построенный в 1881 году. Внутренний двор церкви реконструировал Антонио Барлуцци в 1948-1949 гг.
Церковь была закрыта, так что удалось только разок щелкнуть сквозь решетку:
Да на выходе сфотографировать символ Бейт-Лехема - Георгия Победоносца:
Выйдя вновь на Ясельную площадь, мы отправились в сторону центральной автобусной станции Бейт-Лехема, но об этом в следующем посте.
Еще раз огромное спасибо Игорю Торику (компания
"Igor Tours Ltd") и Майклу Канаватти (компания
"The Three Arches Co. Ltd").