В прошлую субботу после почти 24-летнего перерыва я наконец-то попала в Бейт-Лехем или в русской транскрипции Вифлеем. Официально обладателям израильского гражданства туда въезд запрещен, потому что это территория А - полностью находящаяся под контролем палестинской администрации. Но если нельзя, а очень хочется...
Организовали нашу поездку (причем совершенно бесплатно, т.е. даром ;)
igor_torick (владелец компании
"Igor Tours Ltd") и его партнер Майкл Канаватти (компания
"The Three Arches Co. Ltd").
Бейт-Лехем в основном известен как место рождения Иисуса Христа - и благодаря этому он является одним из главных мировых мест паломничества, но у евреев он тоже почитаем как родной город и место помазания на царство царя Давида.
Мы встретились утром в Иерусалиме, доехали на своих машинах до того места, где их можно было безопасно припарковать и куда мог добраться палестинский автобус, загрузились в него и отправились в путь.
Первым пунктом нашей программы был сувенирный магазин Майкала Канаватти:
Перламутр - моя слабость, обожаю поделки и украшения из него:
Потрясающие пасхальные яйца:
Огромное количество деревянной скульптуры:
Жемчуг на любой вкус и цвет:
Наряду с христианской символикой, есть и еврейская:
Обфотографировав магазин со всех возможных сторон и ракурсов, мы отправились дальше, предварительно подобрав арабского парня, "прикрывавшего" нас на всякий случай и заодно следившего, чтобы мы не разбредались, а держались все вместе.
В следующий раз мы остановились в деревне Артас - пригороде Бейт-Лехема.
Палестинская деревня Артас (ивр.ארטאס) расположена в четырех километрах к юго-западу от Вифлеема, в центральной части Западного берега. По данным палестинского Центрального статистического бюро, в 2007 году в городе проживало 3663 человека. По одной из версий, название произошло от латинского слова «сады», поскольку, как сообщает местная традиция, здесь, около знаменитых Соломоновых прудов, снабжавших водой Иерусалим, находились прекрасные сады, высаженные по приказу царя Соломона (Экклезиаст 2:4-6). Водная система снабжения столицы существовала здесь во времена Первого и Второго Храмов. Водоводы перестроены в 195 году во времена императора Севера, о чем говорят найденные здесь таблички с именами римских легионеров.
Система акведуков, туннелей, труб и водоводов, обеспечивавшая Иерусалим водой во времена Второго Храма и идущая с юга, со стороны Хеврона, состоит из нескольких самостоятельных подсистем. Эти системы обеспечивали восточную часть города водой вплоть до Шестидневной войны. Система состояла из пяти основных частей. Первая часть, так называемый водовод Вади эль-Аруб, начинался в районе источника Кувезба в долине одноименного ручья и, собирая воду нескольких источников, шел очень извилистым путем по восточным склонам хребта к Соломоновым бассейнам южнее Вифлеема.
Этот водовод шел, в основном, по поверхности и лишь изредка по пещерам, прорубленным в склонах некоторых долин. Общая длина нитки водовода составляет около 40 километров, при том, что по прямой между точками начала и конца всего лишь 10 километров. Начинался водовод на высоте 820 метров над уровнем моря, а заканчивался на 790, имея падение воды 75 сантиметров на каждый километр. Сам водовод представлял собой закрытый канал шириной 40 - 50 сантиметров и высотой 50 - 70. Второй водовод, также подававший воду в бассейны Соломона, называют вади эль-Бияр и начинался он у одноименного источника, идя почти строго с юга на север точно по водораздельной линии хребта. К водосборнику источника ведут древние ступени через вырубленную в скале пещеру, из которой ведет туннель длинной 2,8 километров. Длина этого водовода всего 4,7 километра и он практически полностью подземный. Туннели его вырублены при помощи вертикальных колодцев, большей частью уже полностью засыпанных. По расчетам, колодцы эти отстояли друг от друга примерно на 30 метров и всего из было около 80, сохранились сегодня лишь 23. Основной частью водной системы, ее главным водосборником были бассейны Соломона, находящиеся южнее Вифлеема у арабской деревни Артас. Всего здесь три больших водоема, расположенные по цепочке. Арабы называют их эль-Бурах.
Средний бассейн, очевидно использовался как промежуточный и резервный. Самый большой, верхний бассейн имеет размеры 118 на 71 метр и глубину около 10 метров, остальные водоемы немногим меньше. Общий объем хранилищ составляет более 280 тысяч кубических метров и находятся они на высоте примерно 790 метров над уровнем моря. Есть здесь и несколько местных источников, также отдававших свои воды в накопители. Около бассейнов сохранились руины древних охранных сооружений и мощной турецкой крепости. От Соломоновых бассейнов в сторону Иерусалима также ведут два водовода - верхний и нижний. Нижний водовод берет свое начало на высоте 765 метров и его общая длина 21 километр. Заканчивается он на Храмовой Горе на высоте 735 метров над уровнем моря. Проходит водовод по двум высеченным в скале туннелям, каждый из которых имеет протяженность около 400 метров, один из них, находящийся под Вифлеемом, сегодня забит. Второй туннель проходит под хребтом, на котором сегодня находится Армон ха-Нацив, и, неподалеку от наблюдательной площадки, сохранился строительный колодец этой системы. Этот водовод не прекращал своей работы почти весь период Второго Храма и до наших дней, однако иногда подвергался реконструкциям.
(Из книги И. Торика "Энциклопедический путеводитель по Израилю".) Бассейны окружены забором, так что пришлось идти на всевозможные ухищрения, залезать на камни и просовывать объектив сквозь решетку, чтобы что-то более-менее приличное сфотографировать.
Посмотрели мы только два бассейна из трех - к одному было никак не подобраться.
Панорамы кликабельны:
Очень красивые отражения в воде:
Прямо напротив прудов возводится современный торговый центр:
Осмотрев бассейны, мы снова сели в автобус, но прежде чем поехать в сам Бейт-Лехем, на минутку остановились сфотографировать монастырь "Нотр Дам де Хортус Конклусус".
В 1902 году в деревне Артас был основан монастырь «Нотр Дам де Хортус Конклусус». Или в русской традиции "Вертоград заключенный". Источником для понятия «Вертоград заключенный», имевшего особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве, является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15)По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии.Подробнее историю основания монастыря
рассказал Игорь Торик.
Монахи явно решили воссоздать библейский сад, так что вся долина занята их теплицами и виноградниками:
Автобус привез нас в центр Бейт-Лехема, и мы пошли гулять по старому городу.
Сувениры продаются на каждом шагу, хотя в эту часть города туристов обычно не заводят:
Если не считать основной христианской святыни - Церкви Рождества, то город мало чем примечателен и не отличается от большинства остальных арабских городов - тот же шумный рынок со стандартным ассортиментом товаров (в Старом городе Иерусалима, к слову сказать, он куда больше и живописнее), те же узкие улочки с бесконечными лестницами и домами, облицованными иерусалимским камнем, с неизменными балконами, солнечными бойлерами и спутниковыми тарелками, та же грязь по углам. Впрочем, судите сами:
Фонтан на небольшой площади в виде пятиконечной Вифлеемской звезды.
И звезда на тротуаре:
Сирийская Церковь Девы Марии (Virgin Mary's Church for the Syrian Orthodox):
Мы зашли внутрь, одна из участниц экскурсии пошла вперед к алтарю, я решила подождать, пока она отойдет и не будет его заслонять, но тут подбежал смотритель церкви и закрыл алтарь занавесом:
Впрочем, меня это не смутило, я зашла сбоку и заглянула за занавес:
Интерьер церкви:
Внутренний двор церкви:
Арабская мода:
На одной из боковых улочек расположен какой-то культурный центр или что-то в этом роде - современная архитектура:
И скульптура, изображающая царя Давида, на видном месте:
Евангелистская лютеранская церковь Рождества:
Небольшая площадь:
И обычный арабский рынок с шумом, сутолокой и грязью:
Некоторые "товары" норовили сбежать:
Еще какая-то церковь:
А от такой спальни я даже может быть и не отказалась бы (как раз надо присматривать новую :)):
Характерные улочки:
Иногда с неожиданным антуражем:
Это сочетание нас весьма позабавило: на одном крючке висят куфии, сделанные в Китае, на другом - в Палестинской автономии. Не догадалась спросить, которые стоят дороже - ответ совсем не очевиден. :))
В проеме улицы появляется главная площадь Бейт-Лехема с Церковью Рождества, но о ней я подробно расскажу в следующем посте.