В гостях у самаритян - часть первая

May 02, 2012 21:08

В Википедии сказано:


Самаритя́не (самаря́не) (ивр. שומרונים‎ - «шомрони́м») - малочисленная этно-религиозная группа, представители которой компактно проживают в квартале Неве-Пинхас израильского города Холон (пригород Тель-Авива) и в квартале Кирьят-Луза (Неве-Кедем) города Наблус (Шхем) у горы Гризим на Западном берегу реки Иордан. Языки: иврит (самаритянская письменность на основе древнееврейского алфавита, близкого к финикийскому), самаритяне Шхема владеют также арабским. Религия - своеобразная версия допрофетического иудаизма. Священные книги - Тора и Книга Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях - особенно последняя). Численность - около 720 человек (2008).

Вот в этой самой деревне (а вовсе не квартале Шхема) Кирьят-Луза мы и побывали в минувшую пятницу.









Деревня совсем крошечная (что и неудивительно при такой малочисленности этого народа), но в ней имеется целых три музея.
Несмотря на то, что притча о добром самаритянине, по мнению самих самаритян, никак к ним не относится (ну то есть не вписывается в их религию), бренд этот настолько раскрученный, что пользуются им с удовольствием, так что один из музеев так и называется:



В еще один музей мы отправились сразу по прибытии.





Там нас ждал ужасно колоритный дядечка по имени Овадья, который вдохновенно и эмоционально рассказал нам о том, что представляют собой самаритяне, откуда они взялись и чем отличаются от евреев. Подобный (и не менее эмоциональный) рассказ мы затем выслушали второй раз от одного из самаритянских коэнов, но об этом в одном из следующих постов.







Итак, кем же, по версии самаритян, они являются?
Евреями, более того - истинными евреями (в отличие от всех нас, побывавших в галуте и утративших истинную религию и веру).
Устную Тору (Талмуд) они не признают в принципе, утверждают, что им удалось сохранить в неизменном виде все обряды и ритуалы евреев, существовавшие до Вавилонского плена. Отсюда очень много расхождений с иудаизмом - от элементарных: несоблюдение религиозного дресскода, неразделение посуды на мясную и молочную, неношение кипы, отсутствие формального гиюра, отсутствие общественных микв (женщины окунаются в воду в собственной ванне) и так далее. С другой стороны, гораздо более строгое соблюдение заповедей, записанных в письменной Торе: жертвоприношение ста отборных баранов на Песах (которое у евреев было отменено еще до разрушения Второго Храма), чрезвычайно строгое соблюдение поста Йом Кипура (Судного дня) - постятся и молятся 26 часов подряд все самаритяне, начиная с годовалого возраста, совершенно иное отношение к только что родившей женщине (после рождения мальчика в течение 40-ка дней, а после рождения девочки в течение 80-ти женщина не выполняет никакой домашней работы, не занимается детьми - ей запрещено даже к ним прикасаться, но при этом может продолжать ходить на работу и развлекаться вне дома, а также болтать с подругами и соседками, которые помогают ее мужу и старшим детям вести ее домашнее хозяйство).
Совершенно по-другому самаритяне празднуют и Суккот - сукку они делают внутри дома, а не снаружи, украшая потолок фруктами и овощами.
Но главный интерес, конечно же, представляет их празднование Песаха, но о нем я подробно расскажу, когда буду показывать место, где все это действо происходит. А пока фотографии из музея:



















Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Йосефа (Иосифа), разделившегося на колена Эфраима (Ефрема) и Менаше (Манассии). Название народа и обозначение всей территории - Самария - происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Омри (Амврием) и разрушенной Ассирией.
Почему же самаритяне считают именно гору Гризим священной, а вовсе не Морию (Храмову гору в Иерусалиме) и почему там построили свой Храм? Они убеждены, что именно на горе Гризим, а вовсе не на горе Мория, происходило жертвоприношение Ицхака (Исаака). Обосновывают они это тем, что Авраам вышел из Беер-Шевы и на третий день пути в отдалении увидел гору, на которой ему предстояло совершить жертвоприношение. Но от Беер-Шевы до Иерусалима всего два дня пути, а вот до горы Гризим - как раз больше трех.
Ну и это в добавление к тому (и это как раз евреи нисколько не оспаривают, а наоборот всячески соглашаются), что гора Гризим вместе в противоположной горой Эйваль была назначена Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании, и здесь шесть колен Израиля: Шимона (Симеоново), Леви (Левиино), Йеуды (Иудово), Иссахара (Иссахарово) и Биньямина (Вениаминово) должны были произносить благословение на исполнителей Закона, тогда как на противоположной горе - Эйваль другие шесть колен: Рэувена (Рувимово), Гада (Гадово), Ашера (Асирово), Зевулуна (Завулоново), Дана (Даново) и Нафтали (Неффалимово) - проклятие на его нарушителей. Ковчег Завета, окруженный священниками и левитами, находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами. На горе Эйваль по приказу Моисея был устроен жертвенник из цельных камней (и вроде бы его там даже недавно нашли), на которых были высечены 10 заповедей. Овадья при этом патетично заявлял: ну вот же и слепому видно, что гора Гризим всегда зеленая и цветущая, а на горе Эйваль никогда ничего не растет (так ли это, вы сможете убедиться сами, когда я дойду до фотографий с горы Гризим :)).























Согласно иудейской традиции, самаритяне - потомки гутиев (у Иосифа Флавия - хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства после опустошения его вавилонским нашествием. Переселенцы вроде бы приняли иудаизм, однако же, раввины утверждают, что они соблюдали еврейские традиции чисто внешне и тайно продолжали поклоняться своим богам. Поэтому раввины категорически отрицают то, что самаритяне участвовали в возведении Второго Храма (который, как известно, могли строить только евреи), а сами самаритяне столь же яростно отстаивают свое в нем участие.
Отношение иудеев к самаритянам на протяжении всей истории их совместного проживания было не самым благодушным. Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой.
После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне под руководством Санваллата построили храм на горе Гризим, два века спустя его разрушил хасмонейский царь Йоханан Гиркан. Римская административная реформа провинции Палестина (56 г. до н. э.) предоставила самаритянам автономию. В результате гонений многие самаритяне, которые, в отличие от евреев, были обязаны выказывать лояльность языческой вере, отступили от своей веры. После разрушения Второго Храма значительные общины самаритян стали появляться за пределами Самарии (в Бет-Шеане, Кесарии, Эммаусе, Яффе, Явне и др.), а в близких к Самарии районах самаритяне составляли заметную часть населения. В V-VI веках в результате волнений дважды провозглашалась независимость от Византии. Самаритяне смогли ненадолго возвести на престол собственных царей, но оба раза восстания были подавлены. В последующие века численность самаритян сокращалась (главным образом за счёт перехода в ислам), к 1917 году их оставалось 146 человек. В 1954 году все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме, были переселены в Холон. Кирьят-Луза была образована после первой Интифады, когда израильские войска ушли из Шхема, и самаритяне стали чувствовать себя там не слишком комфортно.

На сегодняшний день к ним совершенно по-разному относится государство Израиль и израильские раввины. Государство признает самаритян евреями, они подпадают под действие Закона о возвращении, так что те, кто переехал жить в Холон, получили все олимовские льготы, а тем, кто остался в Кирьят-Лузе, выдали израильские теудат-зеуты (удостоверения личности) вдобавок к имеющимся у них палестинским и иорданским. В результате у самарийских самаритян образовалось целых три гражданства, и они могут беспрепятственно передвигаться как по территории Израиля, так и Автономии.
Работают самаритяне как в Израиле, так и в Автономии, причем, по утверждению, коэна Йефета, все до единого получают высшее образование.
Дети их учатся в школах Ариэля и Шхема. Овадья утверждал, что при выборе школы главное значение имеет цена - палестинские намного дешевле израильских, но у нас его слова особого доверия не вызвали, а причины выбора мы подозреваем совершенно другие. :)
В армии холонские самаритяне служат практически все, а в Кирьят-Лузе единицы и тщательно это скрывают из-за близости Шхема.
Израильские раввины по-прежнему не признают самаритян иудеями, но многие религиозные евреи живо интересуются их обычаями, считая, что они могли сохранить некоторые забытые ими самими традиции - например, умение мгновенно зарезать барана специальным жертвенным ножом.

До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения арабках, еврейках и караимках, а затем - и на христианках. Теперь самыми завидными невестами считаются русские и украинские девушки, с которыми знакомятся через специальные сайты и выплачивают им совсем не маленькие деньги.

Прослушав лекцию Овадьи и осмотрев этот первый музей, мы отправились к месту, где в ближайшую субботу будет происходить основное действо самаритянского Песаха.
На специально предназначенной для этого площадке специальными ножами за долю секунды сотне отборных жертвенных баранов перерезают горло так, что они не успевают издать ни звука. Затем их на специальных длинных вертелах в течение нескольких часов зажаривают в заранее разогретых до тысячи градусов ямах - по пять-шесть в каждой. Каждый клан обязан тут же на месте съесть своего барана, а все, что не съедено, немедленно после трапезы сжигается дотла - выносить на пределы этого места нельзя ни кусочка.



Одна из ям, в которой зажаривают баранов:



Канава для оттока крови жертвенных животных:



Отсюда главный самаритянский коэн дает сигнал к началу шхиты (зарезания баранов):







Овадья рассказывает нам о том, что будет происходить на этом месте в ближайшую субботу:



А потом о чем-то договаривается с нашим экскурсоводом Инной:



Подробно о том, как происходит самаритянское жертвоприношение можно почитать и посмотреть (но только если у вас достаточно крепкие нервы и ночью не слишком часто снятся кошмары :)) в постах Инны:
http://seagull-gull.livejournal.com/353493.html
http://seagull-gull.livejournal.com/354160.html

Пока мы гуляли по территории жертвенника, за нами все время наблюдал пожилой самаритянин:





А потом мы его встретили, возвращаясь с горы Гризим:



Вслед за этим мы поднялись первый раз на гору Гризим, где Овадья продолжил свой рассказ о традициях самаритян, но виды оттуда я покажу вместе с фотографиями, сделанными во время второго подъема.

Жители деревни:



И гости из Шхема:


Фотки, Поездки, Самария, Израиль

Previous post Next post
Up