Спустившись первый раз в горы Гризим, мы пошли в самаритянскую синагогу. Она мало чем напоминает синагогу еврейскую, намного больше похожа на мечеть. Входя внутрь, надо снять обувь. Женщины заходить в синагогу могут, а вот молиться в ней - нет.
Пришли мы туда в не самое лучшее время - вся деревня активно готовилась к Песаху, не обошла эта подготовка и синагогу.
Ее убирали (саму уборку мы уже не застали) и мыли площадку перед входом. А вот самого интересного - самаритянской молитвы нам увидеть так и не удалось.
Вход в синагогу:
Эти маленькие скамеечки не для сиденья - сидят в синагоге исключительно на полу, как в мечети, правда именно сидят, а не стоят на коленях.
Арон а-кодеш (шкаф со священными книгами):
И менора сбоку от него:
Рассказывая нам о синагоге и самаритянской молитве, Овадья достал из арон а-кодеша древний свиток Торы, написанной на самаритянском языке (они утверждают, что на древнем иврите, на том самом, на котором, собственно, и говорили, и писали наши праотцы). Овадья привел нам пример, как отличается звучание одной из самых распространенных молитв на нынешнем иврите и на самаритянском древнем иврите - я бы сказала, что их вариант скорее звучит как арабский.
Еще забыла рассказать в предыдущем посте: у самаритян нет вообще музыкальных инструментов и никто из них никогда ни на каких инструментах не играет. Все самаритянские праздники и молитвы проходят под пение канторов - и Овадья продемонстрировал нам, как это пение звучит - действительно потрясающе! Такому пению отцы обучают мальчиков с раннего детства, и когда они вырастают, то достигают поистине потрясающего мастерства. А сами канторы - чрезвычайно уважаемые члены самаритянской общины.
Вот Овадья достает этот древний свиток (не самый древний, имеющийся у самаритян - о нем я расскажу в следующем посте) и устанавливает его на специальном стуле, а мы все кидаемся его со всех сторон фотографировать: :))
Овадья снимает специальный чехол, накрывающий свиток:
И разворачивает его:
И вот он предстает перед нами во всей красе:
И можно подробно рассмотреть все детали:
Затем Овадья поднимает его над головой и показывает, какие действия совершает с этим свитком главный коэн во время молитвы:
Овадья продолжает рассказ:
Инна и участники нашей экскурсии в синагоге: