Как в Яффо сионистское электричество проводили

May 23, 2010 19:28

Однажды, одним прекрасным днем, мне удалось вырваться из дома и поехать в Яффо, чтобы сфотографировать бывший экзотический сад и дворец барона Платона Устинова (или то, что от сада осталось - старый бенгальский фикус).
Ну, а если я и так буду в Яффо, то будет грешно не добраться в Старый город и не сделать предзакатные снимки. Поэтому, я договорилась со своими друзьями встретиться уже там. Тем более, от бывшего дворца барона до побережья рукой подать.
Ага! Так всегда думает наивный путешественник, который уверен, что ему знаком каждый метр пути, где он побывал не раз, а на самом деле, он так давно не появлялся в этих краях, что заблудился и опоздал. Пока мы отмеряли по третьему кругу мимо местных жителей, огибая перерытую меридианами и параллелями центральную яффскую улицу, солнце успело послать мне последнее прощай, ярко подмигнуло и скрылось: а ведь как хотелось поснимать древние камни, обрамленные в разные оттенки золотого. С друзьями мы встретились уже в ночном Яффо.




В этот день арабы праздновали Куйрам-Байрам. Казалось, что все население Яффо вышло на улицы на прогулку и за покупками. Запахи, громкие оклики, арабская музыка, сигналы - если вам захочется почувствовать настоящий Восток - он здесь, на дороге, ведущей в порт. Из-за скопления машин, водители некоторых плевать хотели на дорожные правила, образовалась пробка - можно было успеть разжечь мангал - так медленно двигалась в неизвестном направлении вереница машин. Зато я успела немного поснимать из машины.








Центр Яффо - Площадь Часов, от которой отходят улицы, ведущие в разные концы города. С 1906г. стоит на площади квадратная башня, на каждой стороне которой вмонтированы часы. Напротив дом, где размещалась турецкая, а позже британская администрация, рядом - полиция.




Одна из малоизвестных историй, связанная с Яффо - это история ее электрификации, которая, хоть и началась с «левой ноги», зато закончилась хэппи-эндом.
Когда Пинхас (Петр Моисеевич) Рутенберг начал воплощать в жизнь «электрификацию всей страны», первым на примете стал Тель-Авив, молодой пригород Яффо, рядом с которым временно поставили несколько генераторов, по 750 киловатт, что по тем временам (а наша история случилась в 1923 году), считалось самым мощным снабжением электричества. В это время в Нахараим по его проекту строилась первая гидроэлектростанция в Эрец-Исраэль.

В те годы, Тель-Авив был маленьким поселением на холме, а самым крупным городом в этой округе был Яффо, поэтому вполне естественно, что Рутенберг решил провести электричество и сюда тоже. Благие намерения наказываются? Как только было объявлено о создании первой электростанции в Тель-Авиве, в самом Яффо начались активные действия, направленные против сионистского электричества.

В феврале 1923, когда жители молодого поселения Тель-Авив благодаря электричеству, наслаждались прелестями жизни, в Яффо собрались старейшины, чтобы обсудить предложение правительства британского мандата - присоединиться к тель-авивцам. Но вместо этого, собрание приняло решение, за основу которого было взято мнение араба-христианина Тадруса, который утверждал, что электричество Рутенберга - это не что иное, как одно из последствий создания «Национального еврейского дома» в Эрец-Исраэль, и если арабы противостоят сионистам, то их обязанность выступить и против средств достижения этой цели. И собрание старейшин Яффо ответило - нет электричеству!

Целый год эта тема не сходила с повестки дня. Во главе активных борцов с Рутенбергом была яффская газета «Фалестин», которая раскрывала перед читателями сионистскую сущность электричества. Газета предупреждала тех, кто не устоит и таки да захочет сотрудничать с электрической компанией Рутенберга, о скором его банкротстве.
Рутенберг подал жалобу на «Фалестин», но суд оправдал газету, которая на этом не успокоилась, продолжая будоражить яффские умы. Так, в одном из выпусков было написано: «Мы подозреваем, что муниципалитет примет план Рутенберга. Тогда они все должны уйти в отставку, и предоставить правительству самому принимать решения».

На улицах Яффо были расклеены листовки с таким содержанием: «Если заработает компания Рутенберга - заработает идея еврейского национального дома».
В тоже время проходил всеарабский съезд, на котором было принято решение: бойкот электричеству!
Но, несмотря на это, не все в Яффо согласились с такой линией. Многие жители, а среди них торговцы и ремесленники обратились к Рутенбергу, и подписали с ним договор на подключение к электричеству.
Так в Яффо появились первые электрические столбы.

Помните одного из основателей Тель-Авива Йосефа Элияху Шлуш? Преуспевающий бизнесмен, выходец из богатой семьи алжирских евреев, и один из активных деятелей еврейской общины в Яффо (в то время входил в совет муниципалитета Яффо), буквально спас положение.

- Однажды я пришел на совещание,- вспоминал Шлуш, вооруженный цифрами и точными подсчетами. Показал свою таблицу членам муниципалитета, сравнив плюсы электричества и недостатки темноты. Но самое главное - доказал, насколько мэрии будет выгодно экономически провести в Яффо электричество, намекая на то, что воровство, обычно происходит с наступлением темноты.
Шлуш убедил мэра Бей Саида создать комиссию «трех», которая займется основательной проверкой и найдет подходящее решение. Комиссия трех - это мусульманин, христианин и еврей, т.е. последним был сам Шлуш. После долгих совещаний и проверок, в конце концов, было принято предложение Шлуша - рекомендовать муниципалитету присоединиться к компании Рутенберга и провести в Яффо электричество, которое будет способствовать развитию города и процветанию его жителей.
Двое арабских представителей, после долгих уговоров присоединились к рекомендации «трех». Шлуш вспоминал, как во время подписания рекомендации, руки у обоих тряслись так, будто они на самом деле предавали родину.

А в это время слухи об электрификации Яффо долетели аж до Британского парламента.
- До нас дошли слухи, что компания Рутенберга размещает в Яффо электрические столбы против воли муниципалитета, - вопрошал официальный ставленник Британии в Эрец-Исраэль Бейкер, что может стать причиной арабских волнений.
На что получил короткий, но исчерпывающий ответ от замминистра поселений Гура:
- Нам ничего неизвестно о противодействии муниципалитета Яффо. Правительство поддерживает электрификацию. Волнений не было.

Лишь в конце 1923 года решили яффские арабы «прогнуться» якобы под давлением правительства. Такое решение было принято не без помощи продуманного трюка. Так сообщала в то время «Фалестин»:

«Как нам стало известно, воспользовавшись отсутствием мэра, еврейское торговое бюро обратилось к муниципалитету с требованием подключить улицы Яффы к электричеству, опасаясь частых случаев ночного грабежа. Исполняющий обязанности мэра согласился, не поставив в известность самого мэра. Были проведены переговоры между правительством, муниципалитетом и Рутенбергом, на которых была четко определена экономическая подоплека электрификации Яффо - и ничего более!

Но даже после мирного решения этой проблемы, в то время, когда жители Яффо уже наслаждались первыми результатами подключения сионистского электричества, авторы «Фалестин» не унимались, и не перестали атаковать компанию Рутенберга. Это продолжалось до тех пор, пока губернатор Кэмпбэлл лично не вызвал к себе редактора газеты, и не предупредил его о недопустимости в будущем распространение клеветы, и не наложил цензуру на эту тему. А от двух основных зачинщиков электрических волнений потребовал в виде гарантии заплатить 100 египетских лир, взяв с них обещание, что они никогда не вернутся к подстрекательству.

Египетская газета «Мукатам» не преминула рассказать о строгом правителе Яффо, который справился с «электрическими бунтарями» твердой рукой: он объявил, что каждый, кто отключит провода и разобьет фонари - будет расстрелян!

А спустя столько лет, мы можем свободно разгуливать по отлично освещенным старинным улочкам Яффо, который давно уже стал пригородом молодого Тель-Авива. И лишь с улыбкой вспоминать о тех страстях, которые бушевали в этих местах в начале прошлого столетия...






(рыба производства скульпторши Иланы Гур - ниже ее же, Иланы, дом-музей. Это, наверное, про таких, как Илана Гур говорят, что левее ее только море. У Наташи Мозговой через поиск можно найти интерью с этой сумасбродной тетей)





























(говорят, если встать под своим знаком зодиака и загадать желание - оно сбудется:)



















в одной из многочисленных галерей-бутиков:









по материалам книги מסיפורי ארץ אהבתי (д-р М.Наор).
Яффо - древний город и порт.

Петр Моисеевич Рутенберг - видный деятель революционного движения в России, сионист, один из лидеров Ишува и создателей современной промышленности в Эрец-Исраэль

Тель-Авив, история, фотопрогулка

Previous post Next post
Up