Близко - далеко

Dec 08, 2009 20:57

Знаете, откуда я фотографировала купол этой лютеранской церкви?
Это вид с крыши Бейт-Иммануэль, бывшего дворца барона Платона Устинова.
Мне, как всегда, спокойно не сиделось. Если понравилась прочитанная история (я имею в виду про Эрец-Исраэль), я обязательно, рано или поздно должна побывать на этом месте.
Посмотреть, потрогать, почувствовать, пройти теми же тропами.
Поэтому, в продолжении этого, я в добавок ко всему, подбила друзей встретиться и поснимать в старом Яффо. Чтоб убить двух зайцев, ага:)
В прошлый раз у них не заняло слишком много времени на съемку дома и величественного сада (или, по крайней мере, то, что от него осталось - фикус, его-то я и послала снимать, сама в это время то ли заболела, то ли не помню уже что, не смогла быть)
Поэтому, я подсчитала, во сколько надо выехать из Герцлии, чтобы, отсняв дом-сад в бывшей немецкой колонии внутри Яффо, встретиться с друзьями в старом Яффо перед самым закатом.






Мне кажется, что во время этой поездки, когда мы в третий или в пятый раз проезжали мимо этой мирно жующей парочки (думаете, отчего у них такой испуганный вид? Подумали, что сошли с ума, увидев меня в N-й раз!) я настолько хорошо запомнила подъезды и выезды среди этих немысленных лабиринтов улочек и окопов (улицы ремонтируют, а вы что подумали?) что в следующий раз смогу чуть ли не с закрытыми глазами найти туда дорогу.
Благодаря лютеранской церкви Иммануэль, купол который был виден еще издалека, и который послужил нам маяком, мы подъехали к месту первого назначения.




Кажется, заглянув в эту пустую глазницу окна, можно увидеть семью американских переселенцев: на крыльце сидят женщины в темных длинных платьях, недалеко от них что-то обсуждают и дымят сигарами бородатые мужчины в строгих костюмах и шляпах, и дети кружатся вокруг молодого деревца.




В сентябре 1866 (надо же, ровно за 100 лет до моего рождения) прибыли в порт Яффо 43 семьи, всего 157 человек, чтобы подготовиться к приходу Мессии. Как? Очень просто: поощрение евреев из стран рассеяния возвращаться на историческую Родину - т.е. в Эрец-Исраэль, приблизит знаменательную дату.
С собой американцы привезли из штата Мэн двухэтажные деревянные домики, которые были собраны на этом месте, и которые до сих пор можно увидеть. А это здание-музей еще и посетить.




Бейт-Иммануэль был построен чуть позже на основании одного из таких домов.

Американские переселенцы оказались не совсем стойкими и закаленными к местной жаре, лихорадке и малярии. На протяжении нескольких лет они боролись с трудностями, но не смогли приспособиться. Вот, брички нагружены скромным скарбом, оставлены позади могилы близких.

Как раз в это же время, в Яффо прибыли немецкие колонисты-темплеры (Die Temple Germaine), которые выкупили и заселили большую часть американских домов.







(Кроме Яффо темплеры основали поселения в Хайфе и Иерусалиме, колонию Шарона и Бейт-Лехем ха-Глилит)
С тех пор это место стали называть немецкой колонией.
А двухэтажный деревянный дом (наш Бейт-Иммануэль) стал общинным центром и школой. К дому лишь сделали боковые пристройки из камня, что сделало его похожим на ивритскую букву Хет.
Вскоре, рядом с домом был открыт отель «Иерусалим».



(сейчас дом окутан строительными лесами, и кажется, что вот-вот от него упадет камень или завалится балкон)




В 1878 году Платон Устинов купив этот дом, полностью его изменил, соединив несколько архитектурных стилей в одном: достроил 3-й этаж и небольшой пентхауз, покрыл полы мрамором вместо дерева, балконы, превратив здание в настоящий русский дворец.



(сверху-вниз: Платон Устинов в молодости, агроном месье Нисим, барон с женой Магдаленой и четырьмя детьми)







Вскоре по окончании достройки, барон открыл в этом доме Отель Дю-Парк, и, благодаря своему талантливому садовнику - агроному Нисиму Бехуру Альхадифу, первому выпускнику с/х школы Микве-Исраэль, разбил невиданные экзотические сады с цветами, редкими заморскими попугаями и обезьянами, молва о которых (а также о невиданных сокровищах барона) шла впереди всех новостей в Эрец-Исраэль.




Остатки пышных садов: выжил лишь бенгальский старый фикус.
Скольким событиям он свидетель? Сколько тайн он знает,которые никому никогда не расскажет? Лишь его плотные лепестки пытались что-то нашептать мне на ухо, пока я искала точку опоры для съемки. К сожалению, я не понимаю по-французски, а месье Нисим очень далеко и не может мне помочь...






В северном крыле дома, барон открыл благотворительный госпиталь на 23 койки для нуждающихся. И раньше я уже писала, что в 1880-х годах, во время Первой Алии, первыми барон приютил евреев, бежавшие от погромов из Российской империи.
Гостиницей управлял его тесть Мориц (Моше) Холл, польский еврей, перешедший в протестантство.

В мае 1882 года у барона Устинова гостил другой барон - Ротшильд, который сманил месье Нисима работать на благо северных поселений Эрец-Исраэль: выращивать цветы....для производства духов!

В этом доме, по дороге в Иерусалим, останавливался кайзер Вильгельм 2-й, и позже, встречался в Микве-Исраэль с Теодором Герцлем.




Платон Устинов вместе с семьей покинул дом в Яффо в самом начале 1-й мировой войны, когда он подался воевать в Россию добровольцем на фронт. Сначала дом управлялся тестем и братьями Магдалены (жены Устинова), потом был продан CMJ - Лондонскому обществу мессианских евреев, которые в 1926 году открыли тут британскую гимназию для девочек, в которой учились 240 учениц, еврейки, мусульманки и христианки.

В 30-х годах часть тамплиеров были арестованы британскими властями как вражеские элементы, и изгнаны из Эрец-Исраэль за свои симпатии к гитлеровскому режиму.

Во время Войны за Независимость в мае 1948, бывшая немецкая колония, расположенная на холме, находилась на линии огня и являлась важной стратегической точкой между евреями и арабами, жителями Яффо.
Лишь, в 1954 году здание перешло в собственность CMJ.

Я подергала за одну дверь - закрыта. Потом другую - тоже самое.
Но мне так хотелось попасть внутрь, посмотреть на фотографии в маленьком музее внутри здания.
Дергнула третью, оказалась - открыто!



Совпадение или удача - приветливая симпатичная девушка, к которой я обратилась на иврите, заготовив фразу на английском, заговорила со мной по-русски. Показала музей, он же зал, где можно увидеть цветные слайды тех времен.



Пока я стояла и рассматривала стенды со старинными фотографиями, меня прорвало, что называется: сначало рассказом про Устинова, потом о месье Нисиме, потом о цветах барона Ротшильда и единственной, постигшей его здесь неудаче - производстве духов.
Наверное поэтому, когда я направилась к выходу, мне вдруг послышалось:
- Вы должны посмотреть какой вид открывается с крыши. Если выход не заперт.




Я шла и была уверена - заперт!




Из-за высоких потолков - крутые ступени.
Вот он, выход на крышу. Закрыт?



Ура! Открыт!
Вид на бывший когда-то экзотический сад.




Справа - вид на бывший отель "Иерусалим"



Какие личности, герои прошлых забытых времен здесь бывали. Видные архитекторы планировали в лучших европейских традициях. А сейчас - лишь пристанище для парочки голубей.




Вид на немецкую колонию



Когда-то здесь были пески и холмы, а сейчас Тель-Авив






Солнце усталое, но как оно спешит плюхнуться в море!
Закат у нас мгновенный. В старый Яффо я добралась уже в темноте. Но об этом, в следующий раз.

Кому не надоело, может посмотреть слайд-шоу:


Забыла дописать:
Кроме оконных рам и ужасных внешних кондиционеров в доме не было перестроек и ничего не менялось. И вот, совсем недавно, владельцы получили разрешение заменить рамы на деревянные и центральное кондиционирование.

מסיפורי ארץ אהבתי, Платон фон Устинов, Яффо

Previous post Next post
Up