Звериный оскал российского бизнеса в сфере ЖКХ

Sep 14, 2017 21:32

Становление частного бизнеса в России происходит слишком долго и болезненно.
25 лет бизнес находится на привилегированном положении национальной экономики и всячески подпитывается бюджетом. Существует даже некая идея - фикс, о том, что только малый частный бизнес спасет Россию от экономической катастрофы. И вот, ради осуществления этой идеи, отечественному малому и не очень, бизнесу, списываются гигантские долги, минимизируется налоговая база, перекраивается законодательство, отбираются права и свободы у граждан в пользу "дражайшего" малого бизнеса. Но он, этот бизнес, никак не хочет становиться полноценным, ответственным хозяином на русской земле, и продолжает паразитировать на бюджетных вливаниях, тунеядствовать на обществе, из которого вышел.


Как происходит процесс паразитирования бизнеса, проследим на примере сферы ЖКХ.


СССР, как социальное государство, когда то, взяв на себя всю полноту ответственности за жизнь своих граждан, наладил быт таким образом, что каждый гражданин однозначно был обеспечен жильем, питанием, трудом, образованием и развитием. Но, однако, с 60-х годов, руководство страны, взяв курс на удовлетворение растущих потребностей граждан, так и не смогло удовлетворить "гигантскую прорву" хаотично нарастающих человеческих потребностей. Именно, сфера ЖКХ и сфера снабжения, оказались тем самым слабым звеном в строительстве общества будущего, которое подорвало могущества великой сверхдержавы. Многим наверное помнится герой фильма "Афоня" и его отношение к вверенному хозяйству, но это были только первичные признаки надвигавшейся катастрофы в сфере ЖКХ.
То, что со времен распада СССР, сфера ЖКХ длительное время оставалась "черной дырой" для бюджета страны - не секрет. Наверное, все помнят хаос ценообразования и бесхозяйственности в сфере ЖКХ царивший в 90-е и 00-е годы, когда отсутствие программности и финансового контроля со стороны государства в жилищно-коммунальном хозяйстве, и прочие страсти разрывали страну и общество на части, а казнокрады и лихоимцы наживали состояния на народных бедствиях.
Но последние годы наступило успокоение сферы ЖКХ на предмет крупных открытых конфликтов, аварий или отключений от тепла или света целых районов. Это, конечно же, можно считать заслугой высшей власти и лично Президента. При этом, власть данное положение записывает себе в актив и в явное публичное достижение. Но почему то тихо умалчивает о перемещении жилищно-коммунальных противоречий их публичной сферы, в тихую сферу первичных клиентских отношений. Иными словами, вместо единичных крупных публичных территориальных конфликтов, государство получило множество мелких и частных конфликтов на местном уровне. Сами конфликты ограничиваются недовольством у населения завышенными ценами, сроками и качеством обслуживания и прочими издержками удовлетворения потребностей разрозненного и неоднородного населения. Проще говоря, власть выдавила конфликтную среду коммунального хозяйства из публичной сферы в глухое подполье, где эти конфликты разогреваются и накапливают протестную энергию.
К сожалению, за годы Советской Власти, наш народ настолько привык к положению, что государство несёт всю ответственность за любое событие в стране, за обеспечение и обслуживание людей, что даже смена поколений за 25 лет не смогла отменить этой парадигмы. Все попытки власти переложить ответственность и заботу о народе и населении с государственной "головы" на голову малого и частного бизнеса до сих пор  не могут увенчаются успехом. И даже более того, просвета в улучшении жизни населения, в улучшении качества обслуживания коммерциализация сферы ЖКХ не практически обеспечивает. Частный бизнес никак не хочет с полнотой ответственности, воспринимать население в качестве родной среды для общей жизни и совместного с населением развития. Частный коммунальный бизнес продолжает функционировать в режиме алчных 90-х, в режиме первоначального накопления капитала, за счёт собственного населения.
На законодательном уровне, усилиями депутатского корпуса, за 90-е, нулевые годы, сфера ЖКХ полностью выведена из ведения и ответственности государства, и переведена во владение региональной и муниципальной власти. Таким образом, федеральная власть вежливо и постепенно сняла с себя функциональную ответственность за жилищно-коммунальное обслуживание населения, бросив свой народ в алчную пасть частного бизнеса.
При этом хочется заметить, что по Конституции и по всем громким заявлениям первых лиц во власти, российское государство является "социальным", что государственный приоритет - это благополучие граждан России. Хочется донести до высшей власти, что в умах и душах представителей власти и чиновничьего аппарата на местах, понимание благополучия в нашем государстве трактуется, настолько широко, что в конечном счёте, получается с точностью до наоборот. Представитель власти (депутат, менеджер, служащий и т.д.), считает именно "себя" подлинным представителем народа и приравнивает "свои" потребности к потребностям народа и такими мерками выверяет экономические показатели и ведет государственную политику.
Например, будучи государственными, ЖЭКи, медленно но верно, были обращены в частные коммерческие предприятия, а финансовые потоки от федерального бюджета, медленно, но верно переформатировались в прямые сборы с населения. Конечно, население не несёт полное бремя финансирования коммунальных организаций, частично всё равно финансирует бюджет, но всё таки 90% финансирования сферы ЖКХ осуществляется за счёт населения. И вот, население осталось один на один с алчным коммерческим бизнесом и бизнес делает с населением всё что заблагорассудится. И это не выдумки. Современный бизнес в сфере ЖКХ открыто мотивирован на то, что население должно содержать и оплачивать любые расходы бизнеса. В то же время, бизнес не подконтролен населению и не ответственен напрямую за любые свои действия. Эти посылы открыто внушаются населению, состоящему из простых обычных людей, ничего не понимающих в запутанных схемах круговорота финансовых потоков. Схемы финансовых потоков от населения до сервисных компаний в сфере ЖКХ настолько запутаны и непрозрачны, что любая инспекция и контроль становятся просто невозможны. Говорить о народном контроле или контроле граждан за действиями обслуживающих компаний просто нереально, потому что Государство и правительство живет,  видимо, в сфере иллюзий, что народ и население должны полноценно влиять на сферу обслуживания ЖКХ. Сверхприбыльный бизнес ни за что не позволит контролировать себя в вопросах освоения сверхприбылей.
Мы теперь получили вместо массового отключения потребителей от коммунальных ресурсов, частичное и частное отключение каждой квартиры по отдельности. При этом государство, в ходе массового перераспределения ответственности за ЖКХ, за счёт населения провело полную верификацию ресурсопотребления. Это значит, что население полностью само профинансировало установку счётчиков на все возможные ресурсы. Счетчики устанавливались сначала общедомовые, потом подъездные, потом поквартирные. Необходимость установки общих дорогостоящих счётчиков, не продумано, не контролировались никем, кроме узкой группы заинтересованных лиц из органов власти. И везде, при полном разгуле диких рыночных отношений, без установленных правил игры, с постоянными изменениями в тарифах, наценках, нормах. Поставщики и установщики счётчиков выбирались на усмотрение муниципалитетов в ходе закрытых кулуарных схем. Ведь все это помнят, но не все об этом говорят.
Частный коммунальный бизнес воспринял передачу финансирования ЖКХ в руки муниципалитетов на возвышенной ноте, как команда фас для овчарки. Тарифы и расходы домохозяйств, медленно, но верно за 10 лет достигли фактически, предельного потолка относительно доходов населения, как минимум 1/4 или 1/3 от семейного бюджета простых рядовых граждан, что вызывает роптание, нервозность и раскручивание маховика неплатежей за коммуниальные услуги. И вот здесь уже хищный оскал частного бизнеса раскрылся в полной мере, превратив собственников квартир в квартиросъемщиков и заложников бизнеса.


В 1992 году, на волне приватизации народного хозяйства дележ социалистической собственности проходил со всеми признаками хаоса и грубого надругательства над справедливостью. Начальники и директора  приватизировали фабрики и заводы, а простые граждане, не имея доступ к общенародному богатству, ограничились приватизацией государственных квартир, считая, что теперь то, в собственной квартире они будут полноправными хозяевами. Так оно и было в 90-е - 00-е, хорошо. Но всё хорошее когда-нибудь кончается, тем более то, что обещано в пьяном угаре карнавала приватизации. Ведь при приватизации каждый считал, что квадратные метры его, а что за квартирой и на площадке, не его, а государственное. И вот после некоторых законодательных манёвров с Жилищным кодексом, ловким движением невидимой руки Государственной думы, собственники квадратных метров превратились в полноценных хозяев многоквартирных домов со всеми коммуникациями и придомовыми территориями. А вот ЖЭКи и ПРЭТы из ответственных государственных лиц превратились в сервисных работников, сродни парикмахерам или официантам, но при этом под крышей муниципалитетов, со всей вытекающей отсюда непрозрачностью, как финансовой, так и организационной.
На местах происходит постоянная перетряска и переконфигурирование организационных структур, ответственных за коммунальное обслуживание. На фоне меняющихся муниципальных депутатов или меняющихся чиновников, меняются и организации, занимающиеся обслуживанием населения. Новые муниципальные выборы приводят нового чиновника, а он за собой приводит с собой новую фирму для сбора финансовых потоков с населения и не более того. Порой это происходит в виде драматического спектакля "местного разлива", депутатского скандала или бизнес-сенсации, а по сути остается вычурным театром абсурда. Но, кардинального в обслуживании ничего не меняется, потому что бизнес на сервисе ничего не производит, а выполняет лишь капризы за деньги.
Население потихоньку начинает понимать, что их в 1991 году обманули с приватизацией, но сделать уже ничего не могут. Самый активные возмущаются, но платят. Самые нейтральные, просто молча платят и не вмешиваются. Самые немощные платят из последних сил. Самые недовольные не платят и возмущаются и с ними поступают со всей жестокостью капиталистического мира. На манер того, как Остап Бендер "в детстве поступал с такими же: "Расстреливал из рогатки".
Карательный механизм уже отработан и применяется в полной мере. Выселение из жилой площади в социальное жильё, со всеми отягчающими обстоятельствами, отбирание детей у малообеспеченных, унижение, лишение человеческого достоинства. Эти сюжеты с пугающей частотой проскальзывают в муниципальных новостях под осуждающие комментарии "странной" но очень активной общественности.
Изощрённость и варварство сервисного бизнеса доходит до того, что неплательщикам за воду устанавливают заглушки на канализацию, опять же с одобрения муниципальных властей. И это применяется частенько с попустительства правозащитников и всех социальных структур муниципалитетов. Потому что любой неплатеж - это посягательство на святое - на "финансовые потоки". Именно поэтому все некоммерческие муниципальные общественные организации молчат и не вмешиваются в сферу интересов бизнеса, который и правит адский бал сатаны в нашем Отечестве.


Последним жирным штрихом к вырисовывающемуся отвратительному образу алчного бандитского коммунального бизнеса стало введение платы за "Капитальный Ремонт".
То, что за 25 лет основные фонды коммунального хозяйства истощились и пришли в полную негодность, говорилось давно и на постоянной основе. Пока фонды были в государстве, фонды были бесхозными, безнадзорными, а стало быть являлись центром хищений и разбазаривания. Никакие бюджетные вливания не шли на обновление фондов, а просто шли на обогащение организаций ЖКХ и приближенных к ним бизнес-структур.
Государство, же, под влиянием либеральной экономической парадигмы, по модели приватизации, просто сбросило с себя бремя налаживания коммунального порядка в стихию рынка, вместе со своими гражданами. Параметры платы за кап.ремонт отданы на откуп региональных структур и таким образом, региональные власти показали свою заботу о гражданах в полной мере. Статья оплаты капитального ремонта и её размер никак не обсуждались с гражданами страны и регионов, а были преподнесены как данность. Причем, размер оплаты порой доходит до 1/5 стоимости коммунальных платежей, сверху, надбавкой. Доводы муниципалитетов о принятых платежах просто смешны и отвратительны: "Мы ничего не можем сделать", "Нам указывают сверху", "Таков закон". Сама процедура введения этого платежа - это прямая демонстрация намерения бизнеса додавить и полностью захватить волю граждан к полноценной жизни. Например. Закон принят 2014 году, платежи и фонды утверждены Правительством и спущены сверху. Статья платежа была спущена гражданам в 2015 году, как указание, с явным нарушением гражданского Закона и Конституции. Но в 2017 принимаются поправки в Жилищный кодекс и Гражданский кодекс по позициям, напрямую оправдывающим штрафы и судебные взыскания с неплательщиков в фонды Кап.ремонта, фактически, превращая жителей и собственников жилья в заключенных концлагеря.
Но и это еще не всё. Активизация деятельности муниципалитетов на почве проведения работ кап.ремонта при ближайшем рассмотрении оборачивается очковтирательством и неконтролируемым разбазариванием фонда Кап.ремонта муниципальными полукриминальными структурами.
Недавний скандал в ХМАО, где молодой директор фонда, сам назначил себе зарплату в 1 млн.р в месяц, вызвал бурю негодования людей, и крайне дискредитировал затею с капремонтом в глазах граждан. Но это только часть беззакония.
Главное беззаконие кроется в том, что необходимость и обоснованность проведения кап.ремонта устанавливает муниципальная власть сама себе. Сама себе устанавливает объекты, объемы и составляет сметы, сама себе подписывает акты выполненных работ, сама себе разыгрывает тендеры и сама себе платит, раздает бонусы и медали. Строительный бизнес ещё со времен упадка СССР привык не столько строить, сколько осваивать денежные средства и по-другому он на данный момент работать, увы, не может. Для строительного бизнеса, важна не столько выполненная работа, сколько правильно и вовремя освоенный бюджет. А как проводится капремонт, в каком объеме, в каком качестве, и нужен ли этот ремонт вообще в том или ином конкретном здании, никого не интересует. Главное, подсчитать объем освоения бюджета, расставить нужные подрядные организации и всё провести в срок с полной отчетностью и пописанием актов выполненных работ, чтобы по документам всё было чисто. Именно так всё и решается в тиши чиновничьих кабинетов заблаговременно.  Посягнуть на исполнение освоения "жирных" бюджетных или фондовых финансовых потоков от кап.ремонта - значит посягнуть на святое.
Народ понимает, что его обманывают, используют в грубой изощрённой форме, но не имеет инструмента для противодействия надувательству со стороны действующей власти. Частенько всплывающие из недр политических партий персонажи, провозглашают себя борцами с капремонтом, но очень быстро сдуваются  и исчезают в пучине политических штормов. Особенно активно этот маскарад проявляется в предвыборные периоды. После выборов весь маскарад сходит на нет. А народ так и остается ни с чем, с оскоминой в горле, с горечью в сердце и ненавистью к любой действующей власти.
Данное положение говорит, что в сфере ЖКХ обосновались очень мощные и грубые деструктивные силы, укорененные во всех уровнях власти. И имеющие непосредственные двусторонние активные связи с высшей властью и далеко идущие интересы. Несомненно, что эти силы могут быть задействованы нашими геополитическими противниками для дестабилизации внутриполитической обстановки по первому зову извне. Как, например, устраивать саботаж или техногенную катастрофу в отдаленном труднодоступном регионе Севера в самый лютый мороз или сорвать снабжение промышленного района и тому подобное.
Как можно купировать или минимизировать эту внутреннюю угрозу для всей страны? Не ясно пока. Но ясно одно, что задабривать деньгами, послаблением законодательства или бюджетными влиянием уже не получится. Бизнес плотно и основательно взял в финансово-экономические тиски свою страну, свой народ и уже просто так не  отпустит. Бесполезно уговаривать.

капремонт, жкх, народ, обман, бизнес

Previous post Next post
Up