лицемерная школа

Nov 07, 2013 23:53

Ну, вы знаете, что меня в жизни бесит больше всего. Даже больше воровства, коррупции и диктатуры. Больше всего меня бесит когда все всё понимают, но на словах декларируют прямо противоположное.

Как это появляется?

Вот, скажем, российская школа. Она, кажется, просто специально придумана как система обучения обману и лицемерию. Причём всё обустроено таким образом, чтобы ложь и мошенничество стали будничными, обыденными и не воспринимались как нечто недопустимое.

Например, слабый класс, 30 детей. Освоить программу по предмету может чуть меньшеполовины учеников. Остальная часть не освоила материал прошлого и даже позапрошлого года, так что воспринимать текущий вообще не в состоянии. Тем не менее надо каким-то образом закончить четверть со средним баллом около 3. Единственный выход в этой ситуации прост: двоишнки списывают у отличников, либо с решебников в интернете. На любое замечание уверенно и громко отвечают „Да я не списываю!“ и списывают дальше. То что они врут прекрасно понимают и они сами, и одноклассники, и учителя, но система устроена таким образом, что без списывания они просто не смогут закончить четверть. Так что сдача подложных работ становится общераспространённой и почти не осуждаемой практикой.

Ну, ок. Вот четверть заканчивается и часть учеников, не смотря на все их усилия, так и не смогла списать на 3. У них всё равно выходит 2 в четверти. Как ни странно хуже всего от этого не им, а учителям и администрации школы, потому что учитель обязан выдавать качественное обучение - то есть полное усвоение программы, а рейтинг школы зависит от оценок и рушится если есть неуспевающие. Из этой ситуации тоже всего один выход - неуспевающим ученикам доставляют оценки до „тройки“ и в четверти всё равно ставится 3. То есть за тех кто не сумел подделать результаты своей учёбы сам, это сделают учителя.

Ещё хуже когда проходит какое-нибудь внешнее тестирование, ЕГЭ или ГИА. С одной стороны это единственные на сегодняшний день способы хоть как-то объективно проверить кто же чему научился за время проведённое в школе. С другой - от теста по неусваиваемой (для значительной части людей в нашем мире) программы зависит дальнейшая судьба человека, репутация учителей и школы. Поэтому креативный ум ежегодно придумывает способы как подделать и сдачу ЕГЭ, а страну сотрясают новые ЕГЭ-скандалы.

Учителя учат обману?

Учителя и ученики совместно, каждый по-своему, обходят абсурдную систему школьного образования. И те и другие всё прекрасно понимают, но на словах одни учатся, а другие морализаторствуют о честности и ответственности в учёбе, выставляя при этом липовые оценки. Всё это столь буднично и обыденно, что на выходе из школы люди искренне не понимают почему нельзя списывать, подделывать отчёты, подтасовывать результаты проверок и так далее. Стоит ли после этого удивляться, что в стране фальсифицируют выборы и выполняют свою работу только на бумаге? Если человека с 6 лет приучать выкручиваться, обходить систему и врать, то уж к 18 он этому научится стопроцентно. Для многих умение фальсифицировать становится единственным навыком, вынесенным из всего школьного образования.

Кто виноват?

Виноваты ли дети, что они списывают потому что от них требуют освоить материал, который они не способны понять? Виноваты ли учителя, что ставят вместо двоек тройки, потому что от них требуют научить всех? Ни те ни другие не виноваты. Виноваты только авторы системы школьного образования, которые когда-то заложили в неё принцип по которому школьную программу по таким предметам как физика, химия, математика могут и должны освоить ВСЕ без исключения учащиеся.

То есть предполагается, что любой человек должен научиться, скажем, решать тригонометрические уравнения или задачи по термодинамике. Казалось бы это полный абсурд. Люди обладают разными склонностями и интеллектуальным потенциалом, так что требовать от всех и каждого навыков программирования, знания тригонометрии и умения решать задачи по молекулярной физике, невозможно. Значительная часть учеников перестаёт понимать чего от них хотят уже в 6-7 классе, а уж в 10 тех кто совсем не понимает некоторые предметы становится едва ли не большинство.

Как сделать иначе?

Как можно было бы учить иначе? Осмысленно и разумно, без лицемерия, максимально раскрывая возможности каждого ученика? Всё что для этого надо это отказаться от обязательной программы по предмету. Легко и просто. Поверьте мне, если завтра мы перестанем требовать от каждого человека 16-ти лет знаний математического анализа и оптики, мир не рухнет, нация не отупеет и научный потенциал страны не пострадает. Надо всего лишь с самого начала обучения дифференцировать учеников по их способностям, то есть поделить на более сильные и более слабые группы (классы) по каждому из предметов. А внутри классов ещё поделить учеников на подгруппы по 8-12 человек. И для каждой подгруппы составить свой учебный план. Скажем, если девочка Света в 7 классе всё ещё не умеет сложить минус 7 и 3, это не катастрофа. Просто вместо того, чтобы решать уравнения с ней надо ещё два месяца заниматься отрицательными числами. Если она освоит к концу четверти отрицательные числа, то можно смело ставить положительную оценку за результативную работу. Либо, если слабой группе нужно на отработку задач на первый признак равенства треугольников не 3 урока, а 10, то пусть они занимаются этим 10 уроков. Да, другие темы останутся не пройденными, зато хотя бы одна окажется освоенной полностью. Дальше можно перейти к следующей, а тех кто хорошо занимался перевести в более сильную подгруппу.

С другой стороны, если мальчик Вася уже научился всей программе 7го классе на уровне 4-5, то ему и группе других детей его уровня можно давать задачи повышенной сложности, чтобы не скучали и развивались. Естественно для этого Вася должен учиться в сильной подгруппе сильного класса, чтобы другие не хлопали глазами пока он у доски решает никому не понятную задачу „со звёздочкой“.

Итоги

Собственно, какие итоги? Не будет в этой стране честной политики и честной работы, пока с 6 лет люди вынуждены обходить невыполнимые требования „системы“. Не будет интеллектуальный потенциал нации увеличиваться, если часть детей вместо того, чтобы развивать свой мозг на посильных задачах, пытается списать лишь бы получить 3 по непостижимым контрольным работам. Будьте бдительны.

школа, размышлизмы, математика

Previous post Next post
Up