WILHELM GUSTLOFF..Плавающий курорт...

Aug 07, 2011 17:53


Предыстория...

15 марта 1938 года полностью готовый WILHELM GUSTLOFF вышел в двухдневный пробный рейс, заполненный работниками Blohm & Voss. Море штормило. Хотя некоторые страдали от морской болезни, подавляющее большинство пассажиров веселились. Следующий круиз корабль совершил для молодожёнов  Свадебное путешествие;



наиболее нетерпеливые пассажиры погрузились на GUSTLOFF ещё в среду, и в четверг, 24 марта 1938 года корабль вышел в море.




Получилось так, что примерно две трети пассажиров формально не были гражданами Германии, они приехали из Австрии, где референдум о присоединении Австрии к Германии ещё только предстоял, но такие «мелочи» не волновали германские власти, ведь фюрер ещё 12 марта заявил, что Австрия присоединена к Германии.





Конечно, немцы из этого круиза устроили мощную пропагандистскую акцию, пригласив в трёхдневное путешествие 165 журналистов и 300 красавиц из Союза немецких девушек (BDM - Bund Deutscher Mädel).





На второй день сам фюрер прислал для пассажиров-австрийцев тёплую телеграмму. Вскоре (29 марта 1938 года) после этого свадебного австрийского круиза Гитлер и его свита официально посетили корабль.



Первый круиз,свадебное путешествие, для австрийских пар, был подготовлен как вполне пропагандистское мероприятие, но и второй трёхдневный круиз получился похожим, хотя и заранее не запланированным в этом качестве. Выйдя из Гамбурга 2 апреля, GUSTLOFF вместо Северного моря направился к Па-де-Кале ; предполагалось, что к флагману KdF присоединятся три других судна этой организации DER DEUTSCHE, OCEANA, SIERRA CORDOBA. Когда GUSTLOFF вместе с сопровождавшимися его судами шёл на запад, в направлении Ла-Манша, резко ухудшилась погода; начался шторм, намного более сильный, чем был в Северном море во время испытательного рейса. Более того, был принят сигнал SOS от терпящего бедствие и тонущего в 25 милях к северо-западу от голландского острова Терсхеллинг входящего в группу Западно-Фризских островов английского грузового судна PEGAWAY водоизмещением 1825 тонн.



Капитан Люббе (Lübbe), оставив остальные суда, немедленно направил GUSTLOFF к тонущему PEGAWAY и приблизился к терпящему бедствие вместе с голландским спасательным судном HOLLAND. Погода, однако, ещё больше ухудшилась и только в 7:45 следующего утра удалось принять на борт 19 моряков с PEGAWAY. Эта же моторная шлюпка с GUSTLOFF(a) спасла также команду другой, но неудачно спущенной на воду шлюпки (при спуске шлюпка ударилась о борт корабля и получила серьёзные повреждения, волны выбросили её 2 мая на берег острова Терсхеллинг). Со спасёнными моряками на борту GUSTLOFF присоединился к остальным круизным судам и вернулся в Гамбург под приветствия встречающих днём 5 апреля. Героическая спасательная операция широко и восторженно освещалась в германской и мировой печати.

WILHELM GUSTLOFF как избирательный участок

Утром 7 апреля 1938 года капитан Карл Люббе получил необычный, хотя и ожидаемый приказ направиться 9 апреля к берегам Англии, остановиться в международных водах и принять 10 апреля на борт находящихся в Англии немецких и австрийских подданных с тем, чтобы те смогли отдать свои голоса на референдуме по объединению (Anschluss) Германии и Австрии.



В течение всего дня 10 апреля немцев и австрийцев переправляли между доками Тилбери на востоке от Лондона и самым, наверное, необычным избирательным участком в истории, дрейфующим в 3 милях от берега. Это был удачный ход, так как британская пресса в благоприятных тонах осветила и великолепный корабль, и сами необычные выборы. Из 2000 принявших участие в голосовании лишь четверо не сказали «да» в пользу в общем предопределённого решения.

Круизная жизнь
Апрель 1938 - Maй 1939

После возвращения от берегов Англии, где GUSTLOFF выполнял роль плавучего избирательного участка, корабль приступил к выполнению своей основной функции - дешёвые, но выполняемые на высоком уровне сервиса морские путешествия для немецких трудящихся. Стоимость круиза на WILHELM GUSTLOFF составляла от четверти до трети от таковой у других европейских туристических компаний.




Летом GUSTLOFF курсировал по Северному морю, в особенности популярны были норвежские фиорды, а в зимние месяцы корабль направлялся на юг, к берегам дружественных по Оси государств - Португалии и даже к острову Мадейра или совершал круизы вокруг итальянского «сапога».



Каждый день круиза был чётко и детально расписан, как и меню в ресторанах; музыка, танцы, игры, плавание в бассейне, спортивные упражнения - всё было пропитано нацистской пропагандой.





Для многих, несмотря на такие незначительные неудобства, как запрет на выход на берег в странах, которые не поддерживали нацистский режим, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода нацистского господства в Германии.










Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны новому режиму за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого с другими странами Европы.



Экскурсии на стоянках в зарубежные города жёстко контролировались системами талонов и прочими документами, в Норвегии на берег не сходили нигде, всяческие развлекательные мероприятия на судне проводились только вдали от берегов.

























Первый круиз  официально был свадебным и позволил GUSTLOFF «размять мышцы», совершив поход к самой дальней точке круизов - португальскому острову Мадейра.




Вместе с однотипным судном SIERRA CORDOBA , GUSTLOFF вышел 21 апреля 1938 года из Гамбурга и направился вниз по Эльбе. К сожалению, для пятидесятивосьмилетнего капитана GUSTLOFF Карла Люббе это был последний рейс, так как через день он скончался от сердечного приступа.




На мачтах GUSTLOFF были приспущены флаги, пока не был назначен новый капитан - Фридрих Петерсон. Злая ирония! Это было первое плавание нового капитана на GUSTLOFF, но второй его выход в море на этом судне оказался и последним, так как это был роковой рейс конца января 1945 года.
                                                   


После круиза к Мадейре остановкой в Лиссабоне GUSTLOFF всё лето 1938 года, начиная с 8 мая и весь летний сезон, ходил к норвежским фиордам. Каждый круиз судно было переполнено счастливыми отдыхающими. За лето 1938 года отдохнуло более 16 000 отпускников.










(почти как мы когда то согревались на закрытии навигации-))- прим. моё)










Менее чем за год до официального объявления Великобританией войны Германии корабль посетил британский генеральный консул Робинсон для выражения официальной благодарности правительства Его Величества за спасение моряков с британского судна PEGAWAY и соболезнованиями о смерти  капитана Люббе .




С наступлением холодов GUSTLOFF прекратил рейсы на север и 12 октября отправился в двадцатидневный круиз к Мадейре (Madeira), далее через Триполи (Tripoli) и Неаполь (Naples) в Геную (Genoa), куда и прибыл 31 октября; с этого дня Генуя стала для круизного судна временным портом, откуда и совершались круизы вокруг итальянского «сапога».
Десятый и последний из этих рейсов начался 28 февраля 1939 года, после чего через Мадейру WILHELM GUSTLOFF вернулся в порт постоянной приписки - Гамбург.

WILHELM GUSTLOFF а следом CAP ARCONA




Военный транспортник

Четырьмя днями ранее начала очередного круиза (Мадейра, 20 мая 1939) капитан GUSTLOFF Хайнрих Бертрам получил распоряжение следовать без пассажиров на борту вниз по Эльбе, к нему присоединились ещё 7 кораблей KdF, включая только что спущенный на воду ROBERT LEY. Когда был вскрыт запечатанный пакет с приказом, оказалось, что все корабли должны следовать в испанский порт Виго с задачей погрузить на борт т.н. немецких добровольцев, сражавшихся с 1936 года на стороне генерала Франко в Гражданской войне в Испании.

Члены Легиона Кондор отдыхают на палубе Wilhelm Gustloff по прибытии в  Vigo.  Круизное судно Robert Ley на заднем плане.




Таким образом, это был единственный раз, когда WILHELM GUSTLOFF был использован как военное транспортное судно. 24 мая корабль взял на борт 1405 солдат.



В Гамбурге корабль торжественно встречали как триумфаторов, что и было подкреплено присутствием на церемонии встречи фельдмаршала Херманна Гёринга, Роберта Лея и многочисленных высокопоставленных официальных лиц.





Вторая Мировая Война уже была не за горизонтом, в Европе явственно пахло порохом в то лето 1939 года, когда GUSTLOFF совершал пятидневные круизы к норвежским фьордам (и всего за 45 немецких марок!);




правда, не допуская отдыхающих на норвежскую землю, но погода стояла прекрасная, сколь угодно было вокруг очаровательных видов для фотографирования, а на корабле было столько интересных мероприятий и развлечений, на широких палубах стояли такие удобные деревянные лежаки для солнечных ванн, что можно было пребывать в блаженном неведении, что Гитлер уже подготовил внезапное нападение на Польшу.




Единственным исключением из этой череды круизов для народа явилось двухдневное путешествие вдоль берегов Дании и к острову Борнхольм для имперского руководства молодёжи (Reichsjugendführung).




В июле 1939 GUSTLOFF совершил ещё один нестандартный рейс, на этот раз в Стокгольм, в порту которого корабль простоял на якоре две недели как местообитание более 1000 лучших немецких гимнастов, участников международного гимнастического праздника в рамках Лингиады (Lingiad). (фото участников Лингиады)




Примечание 8.Лингиада - международный (не соревновательный) праздник гимнастов; название сформировано по типу «Олимпиада», «Спартакиада» в честь Пера Хенрика Линга, «отца шведской гимнастики», основателя физиотерапии; по настоящее время известен предложенный им «шведский массаж».

На протяжении двух недель в Стокгольме проходило вполне мирное спортивное
мероприятие - Лингиада, названная так в честь Пера Хенрика Линга, который,видимо, сыграл для шведского физкультурного движения такую же роль, как для Германии «отец немецкой гимнастики» Фридрих Людвиг Ян.



Туристический лайнер превратился в плавучее общежитие для тысячи одетых в одинаковую спортивную форму физкультурников и физкультурниц, среди которых были девушки из «Трудовой повинности», национальная сборная гимнастов на перекладине, несколько ветеранов, которые до сих пор исполняли упражнения на брусьях, а также спортивные группы общества «Вера и красота» и, наконец, множество детей, выдрессированных для заполнения целых стадионов с демонстрацией коллективных физкультурных упражнений.



Капитан Бертрам не подошел к причалу, лайнер встал на якорь в виду города. Моторные баркасы, организовав регулярное сообщение, перевозили физкультурников на берег и обратно. Это позволяло держать их под присмотром.
   


Каких-либо особых происшествий отмечено не было. По моим материалам, подобное мероприятие было оценено как большой успех в деле укрепления дружеских связей между Германией и Швецией.



Руководители всех спортивных коллективов получили от имени шведского короля специальный памятный значок. 6 августа 1939 года WILHELM GUSTLOFF вернулся в Гамбург. Туристическая программа «Сила через Радость» немедленно возобновилась.

August 1939

По возвращении из Стокгольма GUSTLOFF вышел в Северное море в свой сорок шестой круиз «белых ночей». Этих развлекательных круизов осталось всего четыре, последний из них начался 19 августа 1939 года, но в ходе круиза была получена радиограмма, предписывающая капитану Бертраму (Bertram) вскрыть хранящийся в капитанском сейфе запечатанный пакет QWA7. По прочтении содержимого пакета капитан распорядился лечь на обратный курс, и WILHELM GUSTLOFF направился в Гамбург, куда и прибыл 25 августа 1939 года.




На берег, однако, никого не выпустили до утра следующего дня. Можно представить, что и как обсуждали пассажиры этого круиза на обратном пути и во время стоянки в Гамбурге. Как бы там ни было, но на этом круизная страница истории GUSTLOFF закончилась: за 17 месяцев и 50 круизов на борту корабля отдохнули более 65 тысяч отпускников. Буквально через несколько дней Германия вторглась в Польшу, началась Вторая мировая война...

Продолжение следует.. Начало конца...

лайнер, круизы, история, ВИЛЬГЕЛЬМ ГУСТЛОФФ, Германия

Previous post Next post
Up