Вольскъ.Ч.1-я...

Dec 16, 2012 23:33

Итак,  опять Вольск...Первое знакомство с городом произошло по воспоминаниям  Л.В.Сердаковского "Чему господь свидетелем меня поставил".  Тогда же  отыскались фотографии  которые, как мне показалось, неплохо иллюстрировали воспоминания бывшего кадета. Прошло время, и, как иногда происходит, случайное упоминание и найденная старая фотография  вновь привекли   мое внимание к Вольску ...В этот раз я решила познакомиться с городом  более основательно и, как мне кажется, не зря...





История

Местность на которой располагается современный Вольск была заселена с древних времен, чему подтверждением было найденное  в 1913 году, на месте бывшей каменоломни,  городище. В средние века здесь жили кочевые общины разных народов, основным видом деятельности которых было скотоводство и рыболовство. В начале 17-го века земли эти принадлежали Новоспасскому монастырю, но помимо монастырских крестьян сюда начали приезжать и селиться опальные старообрядцы. Вот с той поры мы и можем отслеживать родословную города Вольск. Начинается  она с поселения Малыковка по названию речки Малыковки, что впадала здесь в Волгу.  Первое упоминание о Малыковке датируется 1699 годом.




В 1710 году Петром I Малыковка была отобрана у монастыря и дарована фавориту царя князю А.Д Меншикову, который так здесь ни разу и не побывал. А после опалы Меншикова, Малыковка числилась дворцовой  и назывлась "рыбной" слободой. История Малыковки тесно связана была с именем Е.И Пугачева. Здесь он нашел не только сочувствие, но и поддержку.




В 1780г. указом Екатерины Второй село преобразованно в уездный город с целью "посадить начальство какое ни на есть построже,дабы змеиное гнездо сие в узде держать". Так 6 января 1781г. село Малыковка была названа-город Волгск, но название это просуществовало не долго и со временем прижилось более мягкое - Вольск.
Статус статусом, но еще долгое время город будет иметь вид большого села с ветхими покосившимися избушками, разбросанными по косогорам и оврагам.




Дважды облик города менялся из-за пожаров.  Первый случился в 1773 году по причине засухи. Летопись сообщает нам , что пожар был такой силы, что "горели даже горы".  Двадцать лет спустя в 1792г. бедствие повторилось, разразился новый пожар,вошедший в историю Вольска как "епифановский ". Cгорело 372 дома. Историк М.Владимиров в статье "Первое столетие Вольска" писал: " Есть придание,что у городского головы Василия Епифанова под крышей дома водилось много голубей...Несколько человек недовольных градоначальником наловили тех голубей, привязали к лапкам по пучку осмолённой пакли и подожгли...Городничий Попов узнал о пожаре, но будучи не в ладах с Епифановым,не подал ему своевременную помощь..."




Однако подъем  городского строительства и его расцвет связан с именем другого градоначальника-В.А.Злобина.

В конце 18-го века князю А.А. Вяземскому было пожаловано царским указом  поместье в этом крае, какое он сам себе выберет. Вяземский края не знал и в выборе помог ему волостной писарь из старообрядцев В.А.Злобин.



Далее Злобин был выбран Вяземским как подставное лицо  для откупных операций(винокуренный завод, добыча соли,рыбные ловли) в результате которых тот быстро разбогател. В благодарность за помощь  и при содействии опять же  Вяземского, Злобин был назначен городским головой. С его именем связано строительство целого ряда архитектурных памятников и храмов .Сегодня мы имеем возможность видеть как выглядел дом В.А.Злобина.




Однако самое знаменитое здание, с которым связана деятельность В.А.Злобина в Вольске- уникальный по архитектуре (русский классицизм) двухэтажный Гостиный ряд (двор) , выходящий главным фасадом на Торговую площадь, парадная  колоннада  которого протянулась на целый квартал.




Ни один уездный город Поволжья не имел торгового здания с галереей на втором этаже. Лавки в Гостином ряду процветали до Отечественной войны 1812 года. Имея дар убеждения, Злобину не составляло большого труда брать кредиты на выгодных условиях, однако начавшееся масштабное строительство было на десятилетия остановлено войной.  Вложенные в городское строительство средства, с ее началом, сгорели.




Тогда разорились многие  богатые жители Вольска, в том числе и В.А.Злобин. Гостиный ряд перешел в распоряжение города, который разместил на втором этаже присутственные места-городскую полицию, уездный суд, казначейство и дворянскую опеку.  Первый этаж стал сдаваться купцам под лавки.




Некоторые из купцов сумели сохранить свои капиталы, переждали тяжелые времена и приступили к активной деятельности.

Торговля, промышленность, транспорт.

C начала 19-го века Вольск становится важнейшим купеческим городом торговавшим хлебом и лесом.




Известными поставщиками пшеницы  были вольские купцы Брюханов, Курсаков, Плигин.Все они были заинтересованы в более быстрых и дешевых способах доставки грузов.




Так, в 1836 году вольский купец Превратухин впервые открыл судоходство по Хопру.




Промышленность города долгие годы оставалась слаборазвитой,в основном это были небольшии кустарные предприятия: мукомольные, овчинно-шубные, салотопные, винокуренные, кирпичные, известковые. Во второй половине 19-го века пришло время крупных промышленных предприятий Вольска. Так в 1863г.вступил в эксплуатацию пивоваренный зовод,



 в 1876-1891 входят в строй два маслобойных завода. Один - братьев Буровых




второй - купца Залогина.




в 1894г. запускается  первая в Вольске паровая мельница.




Торговые отношения развивались. Их подъему способствовала надёжная и с 1795г. исправно действовшая переправа через Волгу. Вольские купцы вели обширные торговые операции  не только в России,но и за её пределами. Однако для перевозки зерна по Волге требовались суда - дешевейший из всех видов транспорта.




На Волге был создан ряд пароходных обществ. В Вольске каждое имело свой причал: «Общество по Волге» (1843),




Общество «Русь»,






Общество «Кавказ и Меркурий» (1850-59),




Общество «Самолѐт»7 (1853) ,  Волжско-Камское пароходное общество  и др.




Назрела острая необходимость как в постройке новых судов, так и в их ремонте.  В 1889 году обрусевшие немцы Гильдебрандт и Матклейн перекупили  у мещанина Фёдорова  механические мастерские с литейным цехом.




Вложив свои капиталы, они расширили предприятие и создали судостроительную верфь - Судостроительный завод Гильдебранда. ( на фото завод Гильдебрандта- предположительно)




По заказам вольских и саратовских купцов здесь было построено восемнадцать буксирных и шесть пассажирских пароходов. Предприятие существовало до 1902 года, последним со стапелей сошёл винтовой пароход «Дельфин» (фотографию не нашла). Уничтожил это предприятие большой пожар, строительство новых судов там уже не возобновилось, но ремонтно-механические мастерские продолжили работать на город, а также обслуживали волжские пароходства.

В конце 19-го века в окрестностях Вольска были открыты большие залежи цементного сырья, мела и глины. В 1897 году был пущен первый  Глухозерский цементный завод.




Следом за ним в 1900 году купец Плигин основал второй завод, известный впоследствии как завод Зейферта.




С того момента Вольск начал быстро превращаться в один из цементных центров страны.

В 1860 году первым в Саратовской губернии Вольск был соединен телеграфной линией с Москвой и Казанью.




Железная дорога пришла в Вольск в конце 19-го века. Из-за специфики местности ветка была проложена извилистая и длинная.  Первая станция, получившая название Привольская, была возведена в стороне от центра города.




От нее была проложена тупиковая ветвь к Волге по подверженным оползням склонам.




В книге профессора А.П. Павлова: «Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья» есть такой отрывок об оползнях Вольска в районе железнодорожной станции:
Вскоре после постройки станции «двигающаяся почва повлекла за собой и полотно железной дороги; устроенные здесь дренажи не могли изменить дела, так как ползло самое основание, на котором лежали рельсы.

.


 
 


Строители ветви однако надеялись побороть этот оползень и совершенно сломить его силы, но когда приступлено было к постройке элеватора и стены его выросли до нескольких аршин над поверхностью, оползень заявил о себе красноречивым образом: под влиянием сползанием фундамент разорвался и от начатого сооружения откололся большой угол; счастье, что это совершилось не позже. Полуразрушенное здание сохраняется в Вольске и по cие время (1903 год), как памятник неудачной борьбы людей с всесокрушающим натиском оползня…»




Для борьбы с оползнями были использованы все известные инженерные приемы, однако после обрушения элеватора, во избежание дальнейшх аварий ветка к Волге была закрыта до 1 августа 1912 года.

Использованы следующие материалы  :  Фотографии старого Саратова, humus (a),

Вольск.Описание станций РУЖД и их окрестностей

Книга " Райт Андрей Яковлевич- русский офицер"  и глава из нее "Механический и судостроительный завод Карла Эрнестовича Гильдебрандта" и др.

( Продолжение. Часть 2-я... )



Вольскъ, старый город, промышленность, история, старые фото, транспорт

Previous post Next post
Up