Не перестаю удивляться сколь интересные и неожиданные сюрпризы преподносит жизнь....жизнь, в том числе жж-шная..."интересное рядом" только и успеваешь подмечать и убеждаться лишний раз - "как все в мире взаимосвязано". Совсем незнакомые тебе люди как 100 лет назад так и сейчас, пишут, думают, делятся тем что близко, понятно, интересно сегодня , одновременно, в своих воспоминаниях, открывают для тебя что- то новое ....что общего между городом на Волге Вольск и кадетом тифлиского корпуса?....отвечу- ничего общего ...разве только, что судьба связала их случайно ....
Итак город Вольск, каким он предстал перед глазами тифлисского кадета почти 100 лет назад следующий мой рассказ...
"....Оба брата моей матери кончили
Тифлисский кадетский корпус, и, конечно, я всей душой рвался туда же. Моя мать была категорически против этого. Она считала, что военная карьера не дает материального обеспечения, в чем она убедилась на примере своего отца, братьев и мужа. Но я, девяти лет отроду, проявил твердость характера: только корпус! Отец не поддержал мою мать, и она махнула рукой - пусть идет!
За три недели до экзамена на моих глазах на Головинском проспекте автомобиль раздавил моего пса Тузика. Это, вероятно, поразит западных горе-специалистов по русским делам: в 1914 году в отсталой России в каком-то азиатском Тифлисе вместо верблюдов и ишаков по улицам уже бегали автомобили и даже давили собак! Отец сразу же повел меня в ближайшую кондитерскую Науменко, где я ел мороженое, поливая его горькими слезами...
Из-за этого первого детского горя я выдержал вступительные экзамены только удовлетворительно. Для поступления в Тифлисский корпус, обслуживавший большой Кавказский военный округ, этого было недостаточно. Было предложено три других корпуса в центре России, из которых мои родители выбрали Вольский, как ближайший к Тифлису...Вольск оказался маленьким уездным городом, еще более провинциальным, чем Владикавказ. Известен он был лишь красивым видом на Волгу
печенежскими курганами, в которых прятались когда- то пугачевцы
и окрестными монастырями.
В городе было много церквей
и несколько совсем не внушительных присутственных мест.
Высоких домов я не помню даже в центре.
Была тут еще одна весьма сомнительная достопримечательность: Вольск послал своим представителем в Государственную Думу А. Ф. Керенского.
На весь город было два генерала: директор кадетского корпуса и мой отец, который недолго выдержал в этой провинциальной тишине и укатил в Москву. Я жил в корпусе и только по праздникам приходил в отпуск к матери, поселившейся в маленьком, но очень уютном и теплом деревянном домике.
Всю первую ночь будущий вояка проплакал.
Утром проснулся от страшного грохота: барабанщик выбивал подъем над моей головой. Было темно и холодно. Когда мать на следующий день пришла навестить меня, я, глотая слезы и забыв о своих настойчивых приставаниях «Хочу в корпус!», просил ее сейчас же взять меня домой. Мать всполошилась и собралась идти к директору.
Дежурный офицер, воспитатель уговорил ее подождать, уверяя, что именно такие малыши «маменькины сынки» потом становятся хорошими кадетами. И действительно, я скоро привык к кадетской жизни и навсегда полюбил эти замечательные русские учебные заведения.
Вольский корпус незадолго до моего поступления был переформирован из «исправительной школы» в обыкновенный кадетский корпус. От прошлого осталась только строгая дисциплина и желтый погон. Отношение воспитателей и преподавателей было, как и в других корпусах.
Вольский кадетский музей
Они не ограничивались формальным выполнением своих обязанностей, а старались подготовить нас к высокому офицерскому служению. Как они это делали, показывает случай, происшедший со мной.
Я шел с матерью по улице и встретился с офицером в неизвестной мне форме Я не знал, нужно ли его приветствовать и прошел мимо.
На вечерних занятиях наш отделенный офицер-воспитатель задал нам два вопроса: первый - как надо относиться к человеку в несчастье? Ответ ясен: внимательнее, чем обычно. Второй вопрос: какое самое большое несчастье для офицера? Для нас, сыновей офицеров, ответ тоже был ясен: попасть в плен к неприятелю.
Занятия курсантов
«Правильно», - сказал воспитатель, - а вот вчера я видел, как Сердаковский не отдал чести пленному турецкому майору, то есть офицеру, попавшему в несчастье, (в Вольске были поселены пленные турецкие офицеры), к которому надо было бы быть вдвойне внимательным.
Ты понял?»
- «Так точно, понял!» И запомнил на всю жизнь.
1.Физический кабинет.2.-Кадеты на прогулке, 3- урок танцев, 4- урок пения.
Я думаю, что русские кадетские корпуса были лучшей средней учебной школой в мире.
С переходом во второй класс я был переведен в Тифлисский корпус. После Вольска Тифлис показался мне столицей.
Война тут ощущалась мало: появилось больше военных в новой защитной форме.Как-то в субботу, идя с одноклассниками из корпуса домой, я встретил отца. Желая похвастаться, я скорчил рожу. Отец остановился и сказал:
«Возвращайся в корпус и доложи, что не умеешь становиться во фронт». Делать было нечего, я вернулся в корпус.
«Ты знаешь этого генерала?» - спросил дежурный офицер.
«Так точно, знаю».
- «Как его фамилия?»
Я молчу, но... все-таки пришлось сказать. Дежурный распек меня и оставил без отпуска. Но и отцу досталось от моей матери, когда она узнала причину моего опоздания. Мы, одиннадцатилетние мальчишки, были очень горды своей кадетской формой.Это чувствовалось во всем.
В театре, во время антракта мой отец, старый генерал, и я, кадет 2-го класса, стояли рядом, т. к. в антрактах военным сидеть не полагалось.
Эта традиция пошла из Петербурга, где в театрах бывал Государь. А какое чувство национальной гордости и воинского единства вызывали звуки русского национального гимна «Боже Царя храни», этого музыкального шедевра!..."
Click to view
Спасибо
aidatiflis7 за материал о Тифлисском кадетском корпусе
rikuna66 за чудесный рассказ о представителях фамилии
Амилахвари, где среди другого уникального материала найдены были воспоминания
Л.В.Сердаковского " Чему господь свидетелем меня поставил" , отрывки из которых и были представлены сегодня вашему вниманию...
О
лагере Кадетов я писала ранее в своих воспоминаниях о Манглиси...