Глава из повести "Клубничное время"
* * *
Люди мы все не бедные, конечно, на что выпить всегда найдется, но разве кто-нибудь из нас может сравниться с Надоленко? У него и замашки богатого человека - купил недавно и пальто и брюки вельветовые и даже шляпу фетровую купил. Выйдет из метро, оглянется, усики разгладит, полям шляпным нужный изгиб придаст и пойдет, из стороны в сторону чуть наклоняясь для элегантности. Правда, нос у него несколько сомнительной формы, но зато глаза умные, зеленые, как оливки.
По ящику пляж недавно показывали, самый длинный в мире, Апокабана называется, и вдоль всего этого пляжа отели стоят «Надоленко» с ударением на предпоследнем слоге. Это его родной дядя вовремя свалил и мог бы легко племянничка упаковать, если б за своего признавал. А пока что сидит Надоленко в полном дерьме, но чего ни случается, может и сжалится когда-нибудь дядя и призовет его к себе в Рио.
Так, тоскуя по Южной Америке, пили вечерком однажды Край с Надоленко коньяк, а закусывать нечем.
Тут Край и говорит:
- Давай с тобой на Север махнем за семгой, может и шапки котиковые раздобудем. Возьми с собой пару-другую лишних яуфов (круглые металлические ящики для пленки), обратными их полными привезем.
Тут же на скорую руку заявку на фильм набросали о молодом председателе рыболовецкого колхоза - Надоленко тогда еще с телевидения не выперли.
Быстренько сколотил он бригаду охотников на семгу, человек семь: два осветителя, звукорежиссер с помощником, оператор, инженер, да и Края, конечно, тоже включил. Билеты взяли и полетели по пьяной лавочке в Койду через Архангельск и Мезень. На дворе то февраль, в это время там по месяцу летной погоды ждут, а дуракам счастье - за три дня добрались. Вылезли из ПОшки, огляделись:
ни деревца вокруг, ни кустика - снежная пустыня. И не встречает никто, хотя вроде из райкома телеграмму давали.
Дотащились волоком до сельсовета, входят к председателю, мы, говорит, московское телевидение.
Оживился председатель, молодой, но не по годам смурной:
- Наконец-то, - говорит, - а то люди все ждут не дождутся. Я уж и телевизоры в сельмаг завез, и раскупили их половину, а ретранслятор все никак не смонтируете.
Видят ребята - ошибка вышла.
- Мы, - говорят, - фильм прилетели снимать, а не ретранслятор устанавливать.
- Опять прохиндеи столичные на халяву заявились! - как зарычит председатель.
И расселил всю бригаду в общаге, где еще только в конце марта охотники за котиками будут жить, холодно - не то слово.
Купили в сельпо трески вяленой, водкой привезенной насилу разогрелись, и слышит Край - ребята сговариваются ему ночью темную устроить.
Что делать? Пошел к аэродромной избе на расписание взглянуть, а она вдруг открытой оказалась. Вошел и спрашивает у радиста в телогрейке:
- Когда следующий самолет на Мезень?
- Недели через две.
- А ты чего тогда тут загораешь?
- Из Долгощелья самолет садится на Архангельск.
- Билеты есть?
- Конечно есть - там всего два пассажира летят.
Побежал Край в общагу за сумкой и говорит на ходу ребятам:
- Не буду тут вам под ногами мешаться, работайте. А меня срочно в Москву вызывают.
- Вызывают натягивать двумя руками, - сказал Надоленко и воздуха набрал в грудь, чтобы пустить вслед матерком, но Край дверью хлопнул и был таков.
Разбежался самолетик на лыжах своих и нехотя отпустила его северная земля.
Летит Край на тундрой, низко летит, буран начинается. Вдруг зарево впереди возникло. Приближаются, пролетают прямо над ним, видят - лагерь, строгий режим. Прямо над колонной зеков пролетели - строем в столовую идут, - и вот все сгинуло, и только овал зоны светится во мгле.
И потом шел Край по льду через Двину с Киг-острова в Архангельск и все думал - нет, не всем с жизнью шутки шутить удается.
А когда через фарватер переходил по мосткам, где ледокол дежурит и где костры жгут, чтобы в реку впотьмах никто не свалился, глянул вниз, в крошево ледяное, и перекрестился от всего сердца первый раз в жизни - пронеси, Господи.
http://bookzvuk.ru/klubnichnoe-vremya-sergey-alihanov-audiokniga-onlayn/ НА СЪЕМКАХ
Недостаток воды
наложил на людей отпечаток.
Как ты с нами суров, зверолов!
Мы просили тебя,
чтоб ты был, по возможности, краток.
Но скажи нам хоть несколько слов.
Только зря режиссер
стал сулить тебе скорую славу, -
Ты пресек его сразу, любителя северных тем,
И сказал то, что думал:
- Кто ехал сюда на халяву,
Тот уедет ни с чем.
Поселок Койда, Белое море.
Стихотворение впервые опубликовано - "День поэзии 1983".