каверверсии

Jan 12, 2009 23:26



ЗАХВАТ   ПЕСЕННОГО   РЫНКА

Производство «песен»  - самая прибыльная сфера общественного труда - мировой объем продаж аудиовизуальной продукции   больше восьми триллионов долларов. Это в несколько раз превышает мировой объем торговли оружием!

Сегодня, на мой взгляд, отечественная песня заканчивает свое независимое существование.  Многие наши звезды поют только - так называемые - «ковер-версии», что по-английски означает «покрытие». Это песни изначально написаны на английском языке. На готовую фонограмму, которая состоит из десятков музыкальных файлов, певец накладывает свой голос - с русской подтекстовкой. Это очень простой путь. Симптоматично, что песня «Ты должна рядом быть» это тоже «ковер-версия» - оригинальный текст был английский.

При таком «создании» песни не требуется участие ни композитора, ни, разумеется, музыкантов. В течение всей работы над песней «Ты должна рядом быть» в студии были только звукорежиссер, Дима Билан, да ваш покорный слуга.

Рыночный аргумент подобной музыкальной продукции - западные фонограммы очень качественны и значительно дешевле отечественных.       От каких щедрот берутся эти готовые фонограммы? Схема простая. За каждой песней, которую поет, например, Мадонна - а музыку для нее пишут Диана Воурен, Мишель Эскоффери и другие западные композиторы - стоят сотни песен, которые были написаны для той же Мадонны, или для другой западной звезды, но не вошли в их репертуар. И эти невостребованные сотни песен практически бесплатно передаются нашим фирмам, занятым в шоу-бизнесе. Такие «презенты»  вытесняют   отечественные песни из репертуара наших исполнителей. Все мои песни, которые поет Дима Билан, на самом деле вовсе не мои. Они принадлежат западным правообладателям и издательствам. И хотя по телевизору во время их исполнения   звучит мое имя, но его называют  только потому… что я был вынужден отказаться от прав на песню.   И в таком положении находятся все поэты-песенники. На примере той же песни «Ты должна рядом быть» я попытался разобраться, как относится к этому Российское авторское общество (РАО) в котором я состою больше тридцати лет, и получил письменный ответ:

«…Вы обратились в РАО с заявлением на регистрацию русскоязычных (!) текстов песен на музыку иностранных авторов в исполнении Димы Билана. «Ты должна рядом быть» - автор Мишель Эскоффери. Поскольку произведение принадлежит иностранному правообладателю, вы должны представить в РАО разрешение с долей распределения авторского вознаграждения. В настоящее время представленный вам и текст можно зарегистрировать только как оригинальное стихотворное произведение без музыки. Вознаграждение за их исполнение в качестве текстов песен начисляться на ваше имя не будет».

В нашем  Законе о защите авторских прав есть пункт второй статьи 49-й, в соответствии с которым, если я делаю перевод и подтекстовку песни без разрешения западных авторов, на меня налагается штраф до 5 миллионов рублей, то есть 180 тысяч долларов. Поэтому, прежде чем писать стихи на западную музыку, я подписываю договор, в котором четко указано, что я не претендую на авторское вознаграждение - в буквальном переводе с английского - «без какого-либо разделения дохода».

Такой же договор я подписал и по песне «Воздушные замки», которую поет Валерий Леонтьев - изначально и эта песня была написана на испанском языке.

Это соответствует международному закону об авторском праве. Чтобы западные правообладатели разрешили бы принадлежащую им песню петь нашим певцам на русской эстраде - я должен отказаться от всех прав на нее. А просить поделиться гонораром западных авторов, интересы которых представляют целые корпорации, не только унизительно, но и бесполезно.

Поясню происходящее на примере автомобильного рынка - с которого уже исчез и   «Москвич» и исчезает  «Волга». Западные фирмы задешево продали нам, предположим, «Мерседес», то есть песню Мадонны, которая ей почему-то не подошла, а мы тут, в России, засунули в этот «мерс» мотор от «Москвича» - написали русский текст. Это сравнение не совсем корректно, потому что каждая песня Мадонны стоит несколько миллионов долларов - в десятки раз дороже самого дорогого «Мерседеса».

Наши певцы поют эти песни на концертах, фонограммы прокручиваются на радиостанциях, и так зарабатывают деньги - но только для западных авторов. А там есть что получать - например, «рингтоны» - то есть мелодии звонков на сотовые телефоны продаются в России миллионами копий. «Ты должна рядом быть» продано больше   9-ти миллионов рингтонов - и все денежки ушли западным правообладателям.

Я давно выступаю против «ковер-версий» еще и потому, что при наложении русского текста на английскую песню возникают чуждые русскому языку паузы, ни о каком русском стихотворном размере и речи быть не может. Без музыки все ковер-версии не имеют стихотворного размера. Поэтому «ковер версии» звучат только один сезон, а потом приедаются. Это изначально разовая продукция. Эти песни вовсе не «Лунная дорожка», или «На высоком берегу, на крутом»   в исполнении Юрия Антонова, которые звучат четверть века, и будут звучать и дальше. Это песни действительно наши - и в прямом и переносном смысле мы написали их с Юрием Антоновым, и нам они и принадлежат.

Угроза уничтожения отечественной песни вполне реальна -  большинство моих соавторов и товарищей по песенной секции Союза Композиторов России за последние годы не продали ни одной песни. А что экономически не поддерживается - то исчезает. Композитор, который несколько лет не продает ни одной песни, меняет профессию, становится учителем музыки, идет работать в кабак...

В конкурентной борьбе все средства хороши. Обвиняя российских производителей в тотальном пиратстве, подрывая изнутри российскую песню распространяя на рынке ковер-версии по демпинговым ценам, в конечном итоге преследуется одна цель - задавить отечественных производителей, а потом взвинтить цены на конечную аудио-продукцию. А заодно привить русской публике западные музыкальные вкусы, которые собственно - если положить руку на сердце! - уже давно привиты, и дали глубокие корни.

Это  прямая экспансия - это захват нашего песенного рынка, который уже приобрел тотальный характер. Это практика обрекает отечественных композиторов, а следом и поэтов, а значит и все Российское авторское общество на деградацию, и последующую ненадобность.

Если наша эстрада будет окончательно задавлена западной музыкой, то за этим - по сути - стоит утрата национальной само идентификации.

В такой борьбе  все средства хороши…

Previous post Next post
Up