Поскольку отсечение руки является серьезным вопросом, то оно не должно быть применено за любую кражу, а только когда соберутся все необходимые условия, и лишь в этом случае рука вора отсекается.
Эти условия следующие:
Имущество должно быть взято украдкой. Если же имущество было взято силой в присутствии других людей, то рука не должна быть отсечена, поскольку владелец мог попросить о помощи и остановить вора.
1. Украденное имущество должно иметь ценность, поскольку то, что не имеет цены - не является неприкосновенным, например, музыкальные инструменты, вино, свиньи.
2. Ценность украденного имущества должна быть выше установленного предела, который составляет три исламских дирхема или четверть исламского динара, или же их эквивалент в другой валюте.
3. Похищенное имущество должно было быть взято из места, в котором люди обычно хранят свои ценности, например, шкаф.
4 Сам факт кражи должен быть доказан либо согласно показаниям двух надежных свидетелей, либо же двукраным признанием самого вора.
5 Человек, чье имущество было украдено, должен потребовать его обратно. Если же он не требует возврата, то рука (вора) не должна быть отсечена.
Если все данные условия соблюдены, то рука должна быть отсечена.
Аль-Джамиъли Ахкаам аль-Куран, 6/159; аль-Муляххас аль фикхи, 2/442
ولأن قطع اليد أمر عظيم ، فإن قطع يد السارق لا يكون عند أي سرقة بل لا بد من اجتماع شروط حتى تقطع يد السارق , وهذه الشروط هي :
1- أن يكون أخذ الشيء على وجه الخِفْيَةِ ، فإن لم يكن على وجه الخفية فلا تُقْطَع ، كما لو انْتَهَب المال على وجه الغَلَبَةِ والقَهْرِ على مَرْآى من الناس ، أو اغْتَصَبَه ، لأن صاحب المال يمكنه النَّجدة والأَخْذ على يده .
2- أن يكون المسروق مالا محترماً , لأن ما ليس بمال لا حرمة له ، كآلات اللهو والخمر والخنزير .
3- أن يكون المسروق نصاباً ، وهو ثلاثة دراهم إسلامية أو ربع دينار إسلامي ، أو ما يقابل أحدهما من النقود الأخرى .
4- أن يأخُذَ المسروق من حرزه ، وحرز المال : ما تَعَوَّدَ الناس على حفظ أموالهم فيه كالخِزَانَة مثلاً .
5- لا بد من ثُبُوتِ السرقة ، وتكون إما بشهادة عَدْلَيْنِ ، أو بإقرار السارق على نفسه مرتين .
6- لابد أن يطالب المسروق منه بماله فإذا لم يطالِب لم يجب القطع .
فإذا تحققت هذه الشروط وجب قطع اليد
المراجع : الجامع لأحكام القرآن (6/159) الملخص الفقهي 2/442)