يقول الحافظ ابن رجب في رسالة له اسمها "الرد على من اتبع غير المذاهب الأربعة" (2/624) - مطبوعة ضمن مجموع رسائله - :
" فاقتضت حكمة الله سبحانه أن ضبط الدين وحفظه : بأن نصب للناس أئمة مجتمعاً على علمهم ودرايتهم وبلوغهم الغاية المقصودة في مرتبة العلم بالأحكام والفتوى ، من أهل الرأي والحديث ، فصار الناس كلهم يعولون في الفتاوى عليهم ، ويرجعون في معرفة الأحكام إليهم ، وأقام الله من يضبط مذاهبهم ويحرر قواعدهم ، حتى ضبط مذهب كل إمام منهم وأصوله وقواعده وفصوله ، حتى ترد إلى ذلك الأحكام ويضبط الكلام في مسائل الحلال والحرام .
وكان ذلك من لطف الله بعباده المؤمنين ، ومن جملة عوائده الحسنة في حفظ هذا الدين .
ولولا ذلك لرأى الناس العجاب مِن كل أحمق متكلف معجبٍ برأيه جريء على الناس وثَّاب .
فيدعي هذا أنه إمام الأئمة ، ويدعي هذا أنه هادي الأمة ، وأنه هو الذي ينبغي الرجوع دون الناس إليه ، والتعويل دون الخلق عليه .
ولكن بحمد الله ومنته انسد هذا الباب الذي خطره عظيم وأمره جسيم ، وانحسرت هذه المفاسد العظيمة ، وكان ذلك من لطف الله تعالى لعباده ، وجميل عوائده وعواطفه الحميمة .
ومع هذا فلم يزل يظهر من يدعي بلوغ درجة الاجتهاد ، ويتكلم في العلم من غير تقليدٍ لأحد من هؤلاء الأئمة ولا انقياد .
فمنهم من يسوغ له ذلك لظهور صدقه فيما ادعاه ، ومنهم من رد عليه قوله وكذب في دعواه ، وأما سائر الناس ممن لم يصل إلى هذه الدرجة ، فلا يسعه إلا تقليد أولئك الأئمة ، والدخول فيما دخل فيه سائر الأمة " انتهى .
Хафиз ибн Раджаб в одной из своих статей под названием "ар-Радд ‘аля ман иттаба’a гайра аль-Мазахиб аль-Арба’a" (2/624) , которая была опубликована в сборнике его статей, говорит :
Мудрость Аллаха состоит в том, что религия и ее положения должны быть защищены путем назначения имамов среди людей, в отношении знания и понимания которых умма имеет единогласие, а также в том, что они достигли самого высокого уровня из Ахлю ар-рай и аль-хадис в знании шариатских постановлений и издании фатв. Таким образом, люди стали обращаться к этим имамам за фатвами и ссылаться на них в понимании постановлений. Так, Аллах направил имамов, чтобы они установили основы вероучения для мазхабов, разъяснив эти основы и принципы, поскольку мазхаб каждого имама имеет свои определенные правила, которыми они руководствуются и в свете которых определяются и разъясняются вопросы дозволенного и запретного.
Это Милость Аллаха по отношению к Своим рабам и один из путей, посредством которого защищена религия.
И не будь так, то люди наблюдали бы множество странных вещей, в результате которых каждый, обольстившийся собою глупец, вводил бы людей в заблуждение. Эти глупцы утверждали бы, что являются большими имамами и единственными руководителями этой общины, за которыми нужно следовать и на которых нужно опираться, исключая всех остальных.
Но, хвала Аллаху дверь, ведущая к гибели и величайшему бедствию закрыта и опасность этого зла отступила. И это признак великой Милости и благосклонности Аллаха к Своим рабам.
Тем не менее, есть те, кто утверждают, что достигли степени иджтихада и рассуждают о науке, вступая в противоречия с традицией четырех имамов. Утверждения некоторых из них могут быть приняты, поскольку они подкреплены доказательствами, а часть их может быть отвергнута. Что касается тех, кто не достиг степени иджтихада, то у них нет иного выбора, кроме как следовать четырем имамам и присоединиться к тому, на чем объединилась община."
Конец цитаты.