Историзм в моде XIX - начала XX века. Издание второе, переработанное и дополненное.

Jun 24, 2013 09:44

Как-то я уже писала на эту тему, но уняться никак не могу. Так что читайте издание второе, сильно переработанное и дополненное новой информацией и новыми картинками :)

Историзм вошел в моду в самом конце XVIII века и с тех пор так из никогда и не выходил. Но наивысший свой расцвет он пережил в XIX веке. Историзм нашел отражение во всех аспектах европейской культуры того периода: литературе, архитектуре, театре, музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, танце, организации развлечений и праздников... Особенное влияние он оказал на женский костюм. Собственно, именно о нем сегодня и пойдет речь.

Платье, стилизованное под эпоху рококо. 1880 год / Франсуа Буше. Портрет Маркизы де Помпадур - законодательницы стиля в эпоху рококо. 1759 год.


Источник фото: www.metmuseum.org


Особенностью исторических стилей было то, что когда в моду входили новые, старые никуда не исчезали. Греческие хитоны и набивные шелка эпохи рококо комфортно сосуществовали друг с другом. Возможно, именно этим и объясняется, почему историзм так долго был популярен. Он не диктовал, а предлагал варианты. Исторических стилей было невероятное множество, они основывались на эстетическом наследии самых разных стран и эпох и могли даже смешиваться в одном костюме. Однако у вхождения в моду каждого нового исторического стиля была своя предыстория.

Античность
Историзм вошел в женскую моду только в самом конце XVIII века. До этого момента всеобщее восхищение античностью, так заметно проявившееся в искусстве классицизма, почему-то моду обходило стороной. Но около 1795 года сдался и этот последний бастион. Женщины начали одеваться в пастельные струящиеся платья, напоминающие (как казалось тогдашним модницам) греческие хитоны или римские туники.

Платье. 1805-10 гг.


Источник фото: www.metmuseum.org

Танагрская статуэтка. 250-200 гг. до н.э.


Фото из Википедии.

Настенная живопись из г. Помпеи. Около 30 г. н.э.


Фото из Википедии

Бальное платье. 1804-5 гг.


Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. Около 1810 г.


Источник фото: www.metmuseum.org

Готические стили
В 1810-х годах влияние античных одежд на моду было еще очень значительно, однако, уже тогда в женском костюме стали появляться первые элементы "готических" стилей (к ним относили все стили, содержавшие отсылки к моде XII-XVII вв., которые часто смешивали между собой в одном костюме). Это был ответ на новую манию, охватившую общество - повальное увлечение средневековьем. Сложно сказать, откуда это увлечение возникло. Здесь все сыграло свою роль - и успехи историков в изучении этого периода, и разочарование классицистическим рационализмом, наступившее с крахом французской революции, и крайне популярные романы Вальтера Скотта и других авторов, писавших о рыцарских временах... Как бы то ни было, с этого времени элементы моды XII-XVII вв. стали очень популярны в женской одежде.

Необходимо отметить, что больше всего элементов "готические стили" переняли из костюма XVI-XVII века, когда готика уже давным-давно отжила свое. Но таково уж было тогдашнее мировосприятие - именно буффы на рукавах и гофрированные воротники в первую очередь ассоциировались у широкой общественности со средневековьем.

Ротонда. Около 1820 г.


© Victoria and Albert Museum, London.

Портрет Марии Медичи. Алессандро Аллори. Около 1555 года.


Бальное платье. 1811 г.


Источник фото: www.metmuseum.org

Бальное платье. 1820 г.


Источник фото: www.metmuseum.org

Стиль рококо.
В 1820-30-х гг. к "готическим" стилям добавились и стили, характерные для XVIII столетия. Все началось с тканей. Популярные в XVIII веке шелка очень хорошо подходили к вошедшему в 1820-30 гг. в моду силуэту с пышными юбками и рукавами. Ткань эта была очень дорогая и женщины стали перешивать старые, вышедшие из моды платья. Не малую роль в возвращении в моду элементов женского костюма XVIII века сыграла реставрация Бурбонов, всячески подчеркивающих преемственность своей власти и величие Франции в эпоху Людовика XV.

Платье, сшитое в 1827-9 гг. из ткани 1770-80 гг.


© Victoria and Albert Museum, London.

Robe à la française. Конец XVIII века.


Уже во второй половине XIX века к тканям эпохи рококо добавились и конструктивные особенности платьев той эпохи. Гладкий, прилегающий лиф, узкий рукав, обрамленный кружевом, квадратный вырез декольте, украшения в виде бантов, раскрывающиеся спереди лиф и юбка...

Платье. 1770-е годы.


Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. 1878-1880.


© Victoria and Albert Museum, London.

Платье. 1885 год.


Источник фото: www.metmuseum.org

Воротник "Берта".
Воротник "Берта" - широкий воротник, спадающий на плечи и обычно обрамляющий глубокое декольте - вошел в моду во второй половине 1830-х гг. Он был назван в честь Большеногой Берты, матери Карла Великого, знаменитой своей целомудренностью. Лично я никаких связей между средневековым костюмом (и даже целомудрием) и этим модным аксессуаром не нашла, зато он очень похож на кружевные воротники, популярные в середине - второй половине XVII века.

Платье. 1842 г.


© Victoria and Albert Museum, London.

Берта, королева франков. Копия XIX века с оригинала XIII века.


Жан Нокре. Портрет Марии-Терезии Австрийской, жены Людовика XIV. Около 1660 года.


Каспар Нетшер. Портрет девушки. Около 1660 г.


Платье. 1845-6 гг.


© Victoria and Albert Museum, London.

Платье для визитов. 1845-50 гг.


Источник фото: www.metmuseum.org

Свадебное платье. 1867 год.


© Victoria and Albert Museum, London.




Источник фото: www.mcny.org

Отделка "Ван Дейк"
Такое название получила отделка, по форме напоминающая фестоны на воротниках с картин ван Дейка. Она в XIX веке также ассоциировалась со средневековыми мотивами.

Портрет Карла I. Ван Дейк. 1635-36 гг.


Отделка "Ван Дейк" могла быть кружевной и тогда использовалась в украшении воротников и рукавов...

Бальное платье. 1860.


Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. 1867 г.


Источник фото: www.metmuseum.org

А могла быть служить декоративным обрамлением края юбки или шлейфа. В этом случае, зубчики просто вырезались по краю ткани.

Платье. 1881 г.


Источник фото: www.metmuseum.org

Художественное платье.
Новая волна популярности историзма в костюме была связана с искусством прерафаэлитов. Художники этого направление в английской живописи, образовавшегося в 1848 году, боролись против слепого подражания классическим образцам, начавшегося в эпоху Высокого Возрождения. Они восхищались искусством флорентийских мастеров эпохи раннего Ренессанса, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело. Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип красоты - средневековый образ идеальной женственности: отрешённый, спокойный, таинственный. Женщины на их полотнах были одеты в длинные струящиеся платья без жесткой линии талии.
Данте Габриэль Россетти. Пиа де Толоме. 1868-1880.


Первые художественные платья, созданные под влиянием картин прерафаэлитов, появились 1850-е гг. Термин «художественное платье» («artistic dress») был придуман самими художниками: они называли так одежду, в которой модели позировали. Художественные платья отличали свободный силуэт, широкие длинные рукава с буфами, зачастую - отсутствие корсета. Выразительность художественного костюма создавалась за счет драпировок. Основным украшением служила вышивка, созданная вручную. Художественное платье обрело более широкую популярность в 1870-х годах, когда окрепло эстетическое направление, поддержавшее взгляды прерафаэлитов на костюм.
Платье. 1891 г.


Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. 1894.


© Victoria and Albert Museum, London.

Такие платья очень не походили на высокую моду того времени и пользовались популярностью в первую очередь среди богемных девушек.

Закрытый показ в Королевской Академии. Уильям Пауэл Фрит. 1883. Справа и слева девушки одеты в артистические платья, в центре - по обычной моде того десятелетия.


Впрочем, высокая мода богемных кругов достаточно быстро подстроилась под запросы простых обывательниц, хотевших прикоснуться к миру эстетизма, но не решавшихся порвать с привычным корсетом. Стали появляться платья, в которых привычная жесткая линия талии сочеталась со струящимися тканями и средневековыми мотивами в отделке. Обычно артистические вольности позволяли себе при пошиве так называемых "платьев для чая", которые носили дома, в кругу близкой семьи.

Дневное платье. 1885


Источник фото: www.metmuseum.org

Стиль эпохи Директории.
Стиль Директории (1795-1799 г.) вошел в моду в самом конце 1880 годов, в ответ на тяготение моды к более естественному силуэту. В первую очередь источниками вдохновения для кутюрье XIX века послужили рединготы эпохи Директории - одежда для верховой езды, использующая элементы, типичные для мужского костюма.

Редингот. 1790 г.


Фото из Википедии

Платье. 1888 год.


© Victoria and Albert Museum, London.

Лиф. 1890-93 гг.


© Victoria and Albert Museum, London.

Рукава-жиго
После Всемирной выставки в Париже в 1889 году стало очевидным, что на смену историзму, господствовавшему в искусстве более полувека, приходит модерн. Под влиянием новой эстетики появляется и новый идеал женской фигуры, которую Анатоль Франс в 1894 году сравнивал с «прекрасным подобием амфоры». Меняются крой и силуэт платья. На смену узким драпированным юбкам и тюнику (верхняя часть двойной женской юбки) приходят юбки, мягко облегавшие фигуру и расширяющиеся книзу. Однако именно в это время заката историзма в моду входят огромные пышные рукава с густой сборкой у плеча, получившие название «жиго», явное заимствование из арсенала модного костюма Возрождения.

Вечернее платье. 1894.


© Victoria and Albert Museum, London.

Тициан. Любовь земная и любовь небесная. 1512-1515 гг.

Платье. 1895.


©The Kyoto Costume Institute, photo by Takashi Hatakeyama

Дневное платье. 1892-1894.


© Victoria and Albert Museum, London.
Стоячие воротники.
В это же время (1890-е гг.) в моду опять входят высокие стоячие воротники на косточках, даже в летних платьях, где они исполнялись из кружева. Это еще одно заимствование из моды XVI века, только уже не итальянской, а испанской.

Платье. 1897 год.


© Victoria and Albert Museum, London.

Портрет инфанты Катерны Микаэлы Испанской. Алонсо Санчес Коэльо. 1585 год.


Свадебное платье. 1905 год.


© Victoria and Albert Museum, London.

Свадебное платье. 1899 год.


© Victoria and Albert Museum, London.

Летнее платье. 1905 г.


© Victoria and Albert Museum, London.

Накидка. 1895 год.


Источник фото: www.metmuseum.org

Стиль Первой Империи.
В начале XX века женский костюм становится все более и более удобным и функциональным, на смену жесткому силуэту приходят платья из мягкий струящихся тканей, которые можно было носить без корсета. Однако женская мода не спешила расставаться с историзмом. Вместо этого она приспособила к новым веяниям очередной исторический стиль - стиль Первой Империи, вдохновленный ампирными струящимися платьями с завышенной талией, популярными в самом начале XIX века.

Вечернее платье. 1910 г.


Источник фото: www.metmuseum.org

Платье в стиле ампир. 1800.


© Victoria and Albert Museum, London.
Вечернее платье. 1911.


Источник фото: www.metmuseum.org

Вечернее платье. 1910-1914.


Источник фото: www.metmuseum.org

А потом была Первая Мировая война и мир стал другим, бесконечно далеким от рыцарской романтики и излишеств рококо. Историзм остался в прошлом. Он не исчез навсегда, он еще вернется в моду, но это будет уже совсем другая история.

Использованная литература.
Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа. СПб., 2000
Lucy Johnston. Nineteenth century fashion in detail.V&A Publications, 2005
Чупрунова Е.С. Художественное и эстетическое платье в контексте изобразительного искусства Англии второй половины XIX века / Инновации молодежной науки: тезисы докладов Всероссийской научной конференции молодых ученых. СПб., 2011.
www.metmuseum.org
http://www.vam.ac.uk/
http://www.kci.or.jp
www.mcny.org

Еще на эту тему можно почитать:
Историзм в иллюстрациях модных журналов XIX - начала XX вв.
Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.
Платья Чарльза Ворта из собрания Эрмитажа (Чарльз Ворт очень часто использовал исторические мотивы в своих костюмах).

историзм, мода

Previous post Next post
Up