Святая София: что было до мечети и музея.

Jul 10, 2012 02:09


Когда входишь в Святую Софию, понимаешь, что чувствовали послы Владимира Красно Солнышко, которые, посетив православное богослужение в Константинополе, не могли понять "на небе они были или на земле". Даже сегодня, потеряв большую часть своих золотых мозаик, будучи превращенной в музей с толпой туристов и обязательными сувенирами на входе и выходе, София сохранила какую-то непередаваемую атмосферу "того самого храма", в который стремились попасть паломники со всего христианского мира. В этой заметке я попробую показать, какой Святую Софию видели люди до того, как Константинополь был завоеван турками, и она была обращена в мечеть.

Вход в Святую Софию через царские врата.


Заметка написана на основе книги С. Иванова "В поисках Константинополя".

Внешний вид храма Святой Софии.


Рассматривая внешний облик Святой Софии сложно абстрагироваться от минаретов. Они, конечно, искажают впечатление от храма, но София и в византийское время была со всех сторон обстроена помещениями, с которыми ее соединяли внутренние проходы.

Реконструкция части Константинополя, включающей Большой дворец, храм Святой Ирины, храм Святой Софии и ипподром (по Giroux-A. Vogt).



Источник: http://www.ec-patr.org/mones/fanarion/ENG/a-period-eng.htm

Реконструкция храма Святой Софии и окружающих его зданий (по A. Pasadaios)



Источник: http://www.ec-patr.org/mones/fanarion/ENG/a-period-eng.htm

На стене храма до сих пор можно увидеть следы от примыкавших к ней высоких сводчатых помещений патриаршего дворца.

Вид на южную стену Святой Софии.


Минарет сейчас находится как раз на том месте, где была винтовая лестница, которая вела в покои патриарха.

Минарет на месте лестницы в покои патриарха.


Сегодня здание не производит впечатление особенно высокого. Однако храм 900 лет удерживал рекорд самого высокого здания в мире по высоте внутреннего пространства - побил его только флорентийский Дуомо в 1436 году.

Внешний вид храма Святой Софии.


Нынешнее впечатление от храма во многом определяют пристроенные к нему в разные периоды контрфорсы, то есть мощные поперечные стены-подпорки. Главной их целью было спасти гигантскую постройку от землетрясений, а также остановить «разъезжание» стен и колонн под колоссальным давлением купола.

Самыми ранними контрфорсами считаются те, что пристроены к нему с западной стороны. Они датируются 9-10 вв.

Контфорсы с западной стороны храма.


Теперь в собор заходят через западные двери, но в древности (не позднее, чем с 7 в.) они отпирались только по большим праздникам.

Нартекс. Слева - открытые западные двери, справа - двери в неф.


Источник: Википедия.

Обычно в храм заходили через юго-западный вестибюль, там где сейчас находится выход.

Юго-западный вестибюль.


Источник: http://anatoly-ve.livejournal.com/57571.html#cutid1

Над этим входом до сих пор можно видеть мозаику с изображением Богородицы с младенцем на троне, перед которой, склонив головы, стоят: справа - император Константин, посвящающий Приснодеве город Константинополь, а слева - император Юстиниан, подносящий ей же храм Св. Софии. Датируется эта мозаика 10 в.

Мозаика над входом.


Двери вестибюля отделаны бронзой лишь со стороны улицы. На дверях есть надпись «[Феофил] (уничтожена) и Михаил Победители». Император Феофил был иконоборцем и последующие иконопочитатели постарались вымарать все напоминания о нем.

Двери юго-западного вестибюля.


Источник: Википедия

Через бронзовые двери люди попадали в нартекс храма. (Нартекс - это нечто вроде "предбанника" (как бы приземленно это слово не звучало) - помещение, располагающееся с западной стороны и отделенное от основного объема храма. Туда могли входить не только оглашенные и кающиеся, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники).

Нартекс Святой Софии.


Источник: http://dibazolllll.livejournal.com/41582.html

Потолки здесь украшены золотыми мозаиками. Это изначальный, юстиниановский декор. Когда-то все поверхности храма были покрыты золотым ковром. Единственный вид орнамента, который позволили себе строители - это гирлянды цветов. Они и сейчас видны в арках оконных проемов.

Потолок нартекса.


Черные кресты с «каплями» на поперечных планках относятся уже к эпохе иконоборчества (8 -н ачало 9 вв.).

Потолок и окна нартекса.


Аляповатые пятна желтой краски - это следы реставрации 19 в.

Потолок нартекса.


Центральные двери, что вели из нартекса в основное помещение храма назывались Царскими и никто, кроме василевсов не имел права через них входить.

Царские врата


Источник: Википедия

Над царскими вратами расположена мозаика, изображающая Христа, восседающего на троне между двумя медальонами: в правом Богородица простирает к Нему руки в умоляющем жесте, в левом - архангел Михаил, глядящий прямо перед собой. Внизу же распростерся перед троном Христа император Лев VI Мудрый.

Мозаика над царскими вратами.


По обе стороны от Царских дверей на высоте человеческого роста сохранились ниши, в которых помещались две знаменитые (видимо, мозаичные) иконы. Той иконе, на которой изображался Христос, по преданию можно было исповедаться, если стыдно было идти к священнику. О популярности такой исповеди говорит ямка в мраморном полу слева от Царских дверей, протертая коленями грешников.

Пол под иконами


Купол Святой Софии словно парит над зданием.

Подкупольное пространство Святой Софии.


От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в.). Купол виден почти отовсюду в храме. На куполе заметны следы нескольких починок. По одной секции - с севера и с юга - относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола. Одна секция на западе была изготовлена во время второй реконструкции в 989 г., а одна на востоке - во время третьей реконструкции в 1346 г. Получившиеся в результате нестыковки особенно заметны на карнизе.

Купол Святой Софии.


Гигантское пространство все залито светом, и это при том, что контрфорсы заслонили собой многие окна. Изначально их было 214, а сейчас всего 181. Храм ярко освещался и изнутри: некоторые светильники спускались с потолка, другие - крепились на стенах или на колоннах.

Естественное и искусствоенное освещение Святой Софии.


На многих колоннах и сейчас можно заметить следы крепления светильников на уровне чуть выше человеческого роста.

Колонна с креплением в виде кольца.


Колонны в Святой Софии увенчаны не классическими, а особенными ранневизантийскими «корзиночными» капителями. Бронзовые воротники сверху и снизу многих колонн, как и протянутые иногда между ними свинцовые прутья были установлены в средневизантийское время - это следы усилий по выравниванию давления купола.

Колонны с бронзовыми воротниками и свинцовыми прутьями.


На капителях многих колонн можно рассмотреть вензеля: вперемежку «Юстиниан Император» и «Феодора Августа».

По центру капителей видны круглые вензеля.


Все стены нефа декорированы мраморными плитами. Каждая мраморная плита расщеплялась на две и разворачивалась как «книга», поэтому две соседние створки всегда образуют симметричный рисунок.

Мраморная плита, раскрытая как "книга".


Источник: https://plus.google.com/photos/103590228738112936103/albums?banner=pwa&gpsrc=pwrd1#photos/103590228738112936103/albums/5336808837052258497

Над входом в центральный неф (основное подкупольное пространство) с внутренней стороны расположена большая плита зеленого мрамора. На ней когда-то висела икона, изображающая сцену из жития Святой Феодосии.

Вид из собора на вход в неф.


Чуть выше этой плиты -  сделанное в технике мраморной аппликации изображение Голгофского креста под балдахином в окружении двух растворенных и подвязанных занавесок (9-10 вв.). Возможно, эта картинка воспроизводит конструкцию, украшавшую алтарь храма. Сама эта конструкция, целиком изготовленная из драгоценных металлов, была похищена крестоносцами после взятия Константинополя в 1204 г.

Изображение Голгофского креста под балдахином.


В византийское время в Софии хранилось множество величайших реликвий христианства: от колесницы Святых Константина и Елены до сосуда с кровью и молоком (!) Святого Пантелеймона. Реликвии были выставлены вдоль стен храма, в «простенке» между ними и колоннами, обрамляющими основное подкупольное пространство. Все паломники двигались строго в одном направлении - по часовой стрелке - чтобы не создавать давки.



Некоторые рекликвии закладывались в колонны - с западной стороны колонн, ограничивающих пространство южного нефа с северной стороны, хорошо видны прямоугольные проплешины со следами креплений.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Единственный сохранившийся до наших дней византийский объект паломничества - это колонна Св. Григория. Влажность, идущая из-под земли сделала камень хрупким, он уже в древности был забран металлическим коробом. Считалось, что потерев колонну, можно было получить исцеление от болезней. Десятки поколений паломников протерли дырку в металлическом футляре. Сегодня через нее руку к колонне просовываю туристы.

Очередь туристов к колонне Святого Григория.


В северо-восточном углу Софии, позади порфировых колонн, до сих пор сохранились кольца для портьер. За ними клирики готовились к Великому Входу (часть литургии, во время которой перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол).

Кольца для портьер на потолке.


Алтарное возвышение, сейчас скошенное к югу, было таким образом перестроено турками для устройства мирхаба. В византийские времена оно было симметричным.

Апсида и алтарное возвышение.


Самые ранние из сохранившихся в Святой Софии фигуративных мозаик - это изображение Богоматери на полукруглом своде, перекрывающем алтарь, и архангела Гавриила на южном склоне свода (второй архангел на северном склоне практически утрачен). Они относятся ко 2-й половине 9 века.

Изображение Богоматери и архангела Гавриила.


Пространство под мозаику с фигурой Богоматери специально перестраивалось: во времена Юстиниана окна, прорезающие конху были еще больше.

Конха апсиды с окнами и мозаикой.


Изображение Богоматери сдвинуто влево, относительно центрального окна, Младенец на ее руках также развернут влево. Изгиб поверхности апсиды усиливает впечатление, что Божественная Семья смотрит на юг, туда, где во время богослужения находился император.

Вид на конху апсиды с юго-западного угла Храма, где во время Богослужения сидел император.


Где находился сам трон императора не вполне понятно. Справа от алтаря есть круг из порфира, но он чересчур мал, чтобы на нем мог поместиться престол. Здесь водружали крест Константина, когда его вносили в церковь перед шествующим туда императором.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Около юго-восточного опорного столба на полу выложен огромный круг из гранита в окружении кругов поменьше из красного порфира и зеленого мрамора. Иногда полагают, что императорский трон стоял здесь, но выложен этот круг был не ранее 14 в.

В литературе это место проходит как "омфал" - пуп земли.


У западной грани юго-восточного опорного столба на полу заметны следы квадрата 80х80 см - они также могут быть следом от трона.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Полы в Святой Софии беломраморные, значительная их часть сохранилась еще со времен Юстиниана. Из значительных утрат: исчезли три из четырех полос зеленого мрамора, которые уподобляли четырем райским рекам. Теперь в целости осталась только одна «река». Видимо, здесь находилась алтарная преграда, которая в те времена представляла собой невысокую ограду на колонках.

Рек (даже единственной сохранившейся) на фото не видно (и в живую мы тоже не нашли) - видимо, она спрятана под алтарным возвышением.


Над святым престолом висело много корон, в разные века пожертвованных императорами храму. В Византии не существовало специального и единственного царского головного убора. Корон было множество на разные случаи, причем носили их и даже заказывали не только сами императоры, но и их родственники.

Апсида, перед которой когда-то был расположен алтарь.


Все четыре арки, образовывающие маленькгий купол в юго-восточном углу храма снабжены крепящимися к потолку кольцами, по 9 штук с каждой стороны. С колец до полу свешивались драгоценные занавески, огораживая так называемый мираторий - особое пространство, где император мог находиться во время литургии, оставаясь невидимым для подданных.

Еще раз покажу план, чтобы сориентироваться на местности.


Западнее миратория в южном нефе стояли за литургией высшие должностные лица Империи.

Вид на подкупольное пространство и южный неф.


На галерее второго этажа изначально стояли еще не принявшие крещения «оглашенные». Но с тех пор как крестить византийцев стали в младенчестве, слово утратило смысл и на втором этаже обычно находились женщины.

Галерея второго этажа


Женщины поднимались наверх по пандусу, расположенному в северо-восточном углу храма.

Подъем на галереи второго этажа.


Источник: http://dibazolllll.livejournal.com/41582.html

В самом центре проходившей над нартексом западной галереи, прямо напротив алтаря, стоял трон императрицы. Его место помещено квадратом зеленого мрамора на полу.

Туристическая табличка обозначает место, где стоял трон императрицы.


Источник: Википедия

Вокруг толпились прихожанки, многие из которых оставляли на парапетах свои надписи.

Граффити на парапетах галереи второго этажа.


Вообще все мраморные парапеты второго этажа сплошь изрезаны граффити на различных языках. Среди них есть примерно 80 древнерусских.

Древнерусское граффити.


Есть и руническая надпись, оставленная викингами, служившими телохранителями византийского императора, в 9 в.

Руническое граффити


В северной галерее сохранилась мозаика с изображением императора Александра, расположенная в глубине тоннельного свода. Он стоит в пурпурном облачении, в какое император одевался только на Пасху. В правой руке императора - акакия (принадлежность парадного императорского облачения - мешочек с прахом, который император носил в руке в напоминание о бренности всего земного), в левой - скипетр.

Мозаика с изображением императора Александра.


Южная галерея примыкала к Патриаршему дворцу и была зарезервирована за церковными соборами.  Между юго-западным угловым пространством и собственно южной галереей стоит резная мраморная преграда, названная в позднейшее время «Врата Рая и Ада».

Резная мраморная преграда, пересекающая пространство южной галереи.



Характер резьбы позволяет отнести «Врата» к 6 веку, однако никаких упоминаний о них в источниках не встречается. Видимо, они разделяли духовные и светские власти.

Врата Ада и Рая



Источник: Википедия

Из галерей второго этажа открывался великолепный вид на мозаики в тимпанах.

Тимпаны - это полукруглые или треугольные поверхности, на которых размещались изображения. На фото справа внизу от купола находится южная сторона храма с окнами. Под окнами можно разглядеть шесть полукруглых ниш - это и есть тимпаны.


Сегодня из мозаик в тимпанах  южной стороны (на фото выше) не сохранилось ни одной. Из мозаик в тимпанах северной стены сохранились только три: Игнатий Младший, Иоанн Златоуст и Игнатий Богоносец.

Вид на южную сторону Святой Софии. Под окнами - шесть тимпанов.


Иоанн Златоуст


Источник: Википедия

Игнатий Младший


Источник: Википедия

Фото изображения Игнатия Богоносца, к сожалению, не смогла найти.

Все эти мозаики исполнены чуть позже, чем Богоматерь в апсиде. Однако их было гораздо больше.

Мозаики тимпана южной стороны (шесть патриархов). Рисунок братьев Фоссати (они реставрировали Св. Софию), 19 в.




Источник: Википедия

Мозаики тимпана северной стороны (шесть патриархов). Рисунок братьев Фоссати, 19 в.

Источник: Википедия

Лик серафима в северо-западном парусе купола был расчищен только в 2009 г. Закрыт он был после превращения Св. Софии в мечеть.

Парус купола с изображением серафима.



В южной галерее сохранилась верхняя часть огромной мозаики палеологовского времени с изображением Христа Вседержителя и предстоящих ему в молитве Богоматери и Иоанна Предтечи - так называемый Деисус. Повреждена мозаика была еще крестоносцами. Сколы расположены как раз на уровне человека на коне.

Деисус.


Источник: Википедия

Напротив мозаики с Деисусом над полом возвышается беломраморная плита, на которой по-латыни написано «Хенрикус Дандоло». Здесь когда-то покоился прах венецианского дожа, бывшего одним из инициаторов похода крестоносцев на Константинополь. Когда в 1261 г. Константинополь отвоевали у латинян его кости выбросили собакам.

Плита с именем Энрико Дандоло.


С этой плитой не все ясно: во-первых, зачем бы византийцы ее сохранили? Во-вторых, почему надпись выполнена не тем готическим шрифтом, что прочая латинская эпиграфика Города? В-третьих, венецианцы писали, что их дож похоронен в стене, а не в полу Софии. Некоторые исследователи задаются вопросом, не подделка ли это. Ответа пока нет. (В Википедии плита вообще подписана 19 веком, но без уточнений откуда такая информация. При всем уважении к Вики, С. Иванову, который не знает, откуда плита, я как-то склонна больше доверять).

В восточной стене южной галереи до сих пор сохранилась дверь, которая вела в переход, по которому императорская процессия могла попасть из Дворца в собор, не появляясь при этом в городе.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Там, где императоры вступали в храм, сохранились две мозаики с царскими изображениями. Мимо них путь лежал к балюстраде, с которой открывался вид на все внутреннее пространство Св. Софии.

Общий вид двух мозаик.


Источник: Википедия

Левая из мозаик изображает Христа в окружении царственной четы. Лица всех трех фигур в какой-то момент подвергались переделке. Но если с императором все понятно - после очередного замужества императрицы Зои художники скололи с мозаики лицо ее второго мужа Романа Аргира и изобразили третьего - Константина Мономаха, то зачем было заменять лицо самой Зои, а уж тем более Христа, не вполне понятно. Августейшая чета изображена в парадном облачении, которое было очень тяжелым и одевалось лишь по особым случаям.

Христос в окружении царственной четы.



Правая мозаика сильно уступает по качеству предыдущей. Она выполнена в 1122 г. и представляет семейство Комнинов: Иоанна II, его жену Ирину и их сына Алексея.

Мозаика с изображением семьи Комнинов.



Царевич Алексей изображен на боковой поверхности.


Вот и все, что у меня есть сказать по заявленной теме. Хотела как-то красиво завершить, но не знаю как :) Буду благодарна за любые комментарии и дополнения!

Фото: неотмеченные - Alienordis, все остальные подписаны внизу.
Текст подготовлен на основе книги Сергея Иванова "В поисках Константинополя" (М., 2011).

архитектура, храмы, Византия, средние века, Константинополь, Турция, Стамбул

Previous post Next post
Up