Психология и психотерапия как социальная машина.
Представление о психологии, как о социальной машине проистекает из необходимости равновесно и одновременно учитывать три опоры, обеспечивающие ее функционирование. В рамках этой метафоры можно учитывать и большее количество опор, но они требуют предварительного осмысления и обнаружения. Кроме того, выделение дополнительных опор не позволит в должной мере сконцентрироваться непосредственно на теме этого текста. Итак, что же, по моему мнению, обеспечивает существование психологии/психотерапии в общей культуре и в самой ткани социума? Что позволяет ей функционировать, оказывая таким образом, влияние на само общество? Как указывалось выше, их три: философия, религия, материальная, реально-физическая среда. Сознательно оставляю за рамками религию и материальный мир и не привожу уточнений и объяснений, которые необходимо было бы сделать при более полном описании функционирования упомянутой социальной машины. Делаю это с намерением полностью сконцентрироваться на философии.
Начав свое существование с времен Древней Греции, а в Индии гораздо раньше, философия сохранила практически неизменным свой вектор, направленный на обобщенное понимание и осмысление устройства Бытия, включая и внутреннее Бытие и устройство человека. Именно это устремление к обобщенной, как бы общей, «внечеловеческой» и потому «общечеловеческой» истине и является предметом моего размышления применительно к психологии/психотерапии.
Выдвигаемый мой постулат состоит в том, что со времен возникновения философии, она всегда была твердо укоренена в текущем социальном устройстве человеческого сообщества, являясь неотъемлемой частью культуры. По сути, идеи, мысли, концепции и прочие философские построения прямо вытекают из самого бытия разных народов, отражая своеобразие их исторического пути. С дальнейшим ходом истории, когда появились и постепенно оформились национальные государства, философия стала приобретать все более и более национальные черты. Однако это возрастающее национальное своеобразие мало осознавалось именно по причине существования общей для философии целиком уверенности, что открываемые ими закономерности носят всеобщий, обязательный для всех, общечеловеческий характер. И тем не менее, философия, как западная, так и восточная, да и всякая иная, прочно укоренены в том обществе, в котором возникла, в определенной мере отражая и описывая его особенности.
Психология/психотерапия, возникшие во второй половине 19-го века, возникли в лоне западной философии, следовательно, в полной мере являются отражением, продуктом самого существования западного общества. Его культуры, ценностей, его истории, религии и мифологии.
Русское социальное пространство, породив, разумеется, русских философов, по целому ряду исторических причин, не породила самостоятельно такого явления, как психология и последующая психотерапия, взяв в свое время необходимые идеи из западного общества и продолжая делать это до сих пор. Исследование конкретных причин, почему так вышло, может быть любопытным и пролить дополнительный свет на существующие неявные, глубинные основы психологии российского культурного пространства. Но в этом тексте я не буду останавливаться на этом, и перейду к своей основной цели.
Текущий исторический период со всей остротой показал необходимость по-другому, иначе описать и проговорить человека, в первую очередь русского, а потом и всякого. Необходимо обдумать, создать и развить философские основы для создания русской психологии/психотерапии. Нашему обществу в лице русских философов, которые суть плоть от плоти современного российского общества, необходимо сделать совместно с психологами/психотерапевтами такую работу, чтобы из самого основания жизни текущего общества были бы сформулированы исходные положения русской психотерапии. Эту работу сами психологи/психотерапевты, считаю, провести не могут. Причин этому множество, их можно долго описывать. Упомяну лишь одну. Психотерапия/психология- это такие области деятельности, где для помощи другому необходим набор конкретных практик и техник, позволяющих человеку осознать себя, проговорить кто он такой и обеспечить таким образом когерентность и целостность собственного «Я». Философские основания своей деятельности, в рамках каких аксиом он действует- среднестатистический психолог не понимает, да это и не нужно. Для этого нужны философы.
Совокупность всего необходимого в рамках вышеописанного я назвал как «Суверенизация российского психотерапевтического пространства».