«Кристаллы Северной Карелии» - часть 2 (завершение)

Jul 15, 2010 19:18


Начало.

День четвёртый (09.07)

Подъём утром был не из лёгких, не выспался.
После завтрака у нас с Никитой стажёром было особое задание. Мы вдвоём переправились на плоту и совершили марш-бросок до нашего схрона, чтобы забрать часть продуктов, личные вещи Валерия Борисовича и кувалду для геологических изысканий.
По пути вверх мы встретили четвёрку вчерашних гостей, предупредив об этом Машу по компактной радиостанции. Они шли к переправе, сказав нам, что интересуются образцами с Хито-острова. Маше они представились экспедицией «Тропохода» под эгидой правительства Карелии, изучающей самоцветы региона (не буквально). Пришли они по описаниям и GPS-навигатору.
Две их машины мы с Никитой обнаружили недалеко от нашего схрона.
Одну из них, с большой надписью «Тропоход», хотелось сравнить с танком, настолько мощной и огромной она была.

Уложив в свои рюкзаки необходимые припасы, мы вернулись обратно.

А в это время на нашем «Острове сокровищ» началась «золотая лихорадка», где-то вдали раздавались удары геологических молотков, это «тропоходовцы» отбирали образцы. Наши ребята тоже успели поотбивать шестигранные корунды. Непрозрачные, напоминающие малиновое варенье. Гранаты при таком количестве корундов уже как-то и не смотрелись.




Мы с Никитой вернулись к обеду. После него четверо гостей острова удалились, отправившись в дальнейший путь, оставив Маше и Никите визитки и дисконтные карты.

Пообедав, мы разделились. Кто-то из парней пошёл с Валерием Борисовичем искать и крошить камни (Фил с Глебом), а я стал катать девушек на резиновой лодке.
Потом даже устроили соревнование, Никита стажёр на плоту, а Ирина баскетболистка на лодке (со мной в качестве пассажира/сопровождающего инструктора).



Потом мы играли в «шляпу», поделившись на несколько команд по два человека. В этой игре каждый участник пишет 5 или больше слов (имена существительные), все слова смешиваются в шляпе, затем каждый по очереди достаёт листочки и объясняет значение напарнику, а тот должен угадать как можно больше слов. Один из участников или ведущий засекает 30 секунд на каждый раунд.
Получилось забавно. :)
В мафию мы тоже играли. Хотя к этому моменту все уже достаточно точно угадывали реакции друг друга, но порой получались интересные комбинации и словесные дуэли. Глеб начал называть меня «психологом» за логичность и проницательность в игре.
У нас сложились некоторые постоянные противодействующие группы. Например, Маша, Коля, Никита стажёр или Даша, Валя, Глеб. И т.д.
Были особые исключения, например, Ирина гитаристка в большей части игр была «мирным жителем».

К вечеру набежали тучи, и начался дождь. Тент уже стоял, но его пришлось укрепить. У нас накопилась усталость, поэтому было решено пораньше лечь спать.
Но вечером у нас ещё был один гость, рыбак из Малиновой Варакки. Он пришёл к нам и поздоровался. Разговорился с Валерием Борисовичем.
Потом наш геолог рассказал, что вспомнил этого рыбака-одиночку (обычно они работают всё-таки парами). Рыбак очень удивился, что мы на острове в таком составе и посчитал наше снаряжение недостаточным, не увидев, например, бензопилу. Но это обычное явление, часто на моей практике промысловики недооценивают туристов, считая их любителями.

Наша инструкторская палатка стояла неудачно, подмок один тамбур. Но в спали мы всё равно на сухом. Все палатки были новыми, поэтому не пострадали от дождя.

День пятый (10.07)

Утром дождь прекратился, но поскольку лес был мокрый, Маша с Валерием Борисовичем решили отменить радиальный выход на Хито-гору, оставив его на последний день программы. Вместо этого мы дождались, когда солнце немного подсушит траву и поднялись на вершину Хито-острова, откуда увидели озеро и Хито-гору.
Но прежде чем подняться, мы дошли до карьеров с корундами и помогли Валерию Борисовичу и Филу сдвинуть большой камень, открыв тем самым доступ к интересной породе.



Вся наша команда

На вершине острова мы сделали несколько общих фотографий.

День в целом мы посветили отдыху. Только Фил и Валерий Борисович, вооружившись кувалдой и молотками, крошили коренную породу, добывая самоцветы. Было у них много интересных находок.

Кровососущие насекомые нас достали настолько, что почти все стали похожи на больных ветрянкой. Включая пятнышки зелёнки на ногах.
В свете постоянных игр в «Мафию» пошла шутка:
- Просыпаются комары. Комары делают свой выбор. Засыпают.
- Посыпается мошка. Мошка делает свой выбор. Мошка засыпает.
- Просыпаются слепни…
Прыскались сразу двумя баллончиками: от комаров и отдельно от гнуса. Поскольку иначе не помогало. Но это не мешало нам восторгаться природой Карелии.

Ребята купались в прохладной воде, которая была слоями. Никита пытался нырнуть с моей маской, но чуть глубже вода была столь холодной, что он отказался от этой идеи.
Я курсировал вдоль берега на лодке, подстраховывая ребят.
В воде взаимодействие только крепло. Две Ирины смогли доплыть до плота, подстраховываемые Колей и Никитой. Никита маленький и Фил не остались в стороне. А Даша с Валей в этот раз сидели на скале и разговаривали о своём, видимо прощаясь с островом. Время проходило невыносимо быстро. Программа, к всеобщему сожалению, подошла к концу.



Играли мы и в ассоциации, по очереди загадывая одного из участников, чтобы другой отгадывал.

Вечером девушки вместе с Машей приготовили праздничный ужин.
Он был очень вкусный, мы даже не смогли съесть весь десерт.
За чаем Маша провела обсуждение программы. Каждый из нас по кругу рассказал, что ему понравилось, что следует изменить/улучшить, а также самое яркое эмоциональное впечатление за неделю.
Конечно же, почти все высказались, что следует увеличить срок похода, до 14 или хотя бы 10 дней. И я того же мнения с оговоркой, что если бы в этом году программа была столь длинной, не факт, что я смог бы поехать.
Но на перспективу всё-таки следует подумать о более продолжительном варианте программы - так как мы многого просто не успели.
Расставаться не хотел никто - эмоциональная связь оказалась очень сильной.

Всех очень повеселил ответ Никиты участника (9 лет). Когда мы говорили о том, что нам понравилось, он начал:
- Эта программа полезна… ой, я запутался, - смутился он. Маша предложила ему подумать, а продолжил я.
Затем слово вновь взял Никита:
- Мне продолжать или заново? - спросил мальчик всех.
- Продолжай.
- …«…для вашего здоровья!» - громко закончил он. У костра повисла тишина. Первым прыснул Никита стажёр, затем Маша и остальные. Смеялись долго - ситуация действительно нестандартная.

В тот день мы писали друг другу записки, пожелания, координаты. Для этого очень хорошо подошли брошюры WWF о Северо-карельском побережья Белого моря. На их обложках мы оставляли памятные надписи.
А Валерий Борисович подписал многим из нас свою брошюрку «О минералах и приисках Северо-карельского побережья».
Глебу я подарил книгу Николая Горькавого «Астровитянка», за неимением рядом автора на её чистых листах написали свои пожелания многие участники нашей программы. Для Глеба это третья программа, но первая по-настоящему взрослая, не смотря на его 9 лет.

Каждому участнику программы Маша подарила по кусочку коренной породы (гнейс) с симпатичным корундом из своих запасов и Фила.

Позже вечером парни увлеклись ловлей одной бедной плотвы. Дело было так. Глеб продолжал рыбачить, теряя крючок за крючком. И вот в тот вечер у него порвалась леска, и уплыл поплавок. Он был просто в восторге, бегал и звал одного за другим всю нашу команду, показывая, как поплавок бороздит озеро в разные стороны и фантазируя по поводу размеров рыбы.
В итоге Никита стажёр, Фил и Коля так раззадорились под влиянием эмоционального Глеба, что бросились за лодкой.
Никита и Фил стали гоняться за поплавком по озеру, загнав рыбину в заросли у берега, там уже ждал Коля. Он попытался схватить её, но свалился в воду, упустив беглянку. Но тут уже реванш взял Фил, схватив с лодки, как оказалось, небольшую плотву. :)
Потом все четверо фотографировались с рыбёшкой и, приготовив, съели.
Валерий Борисович только головой качал, сравнивая уровень шума на берегу и результат.
А на следующий день, кстати, был день рыбака. :)

Наступала последняя ночь. У нас с Машей был диалог с девочками, которые недвусмысленно намекали на «Королевскую ночь», как бывает в обычных детских лагерях. Но мы достигли компромисса.
Честно, сначала я очень удивился. На программах где я участвовал с 2005 по 2008 год это было нонсенсом - в последнюю ночь (особенно на «Золоте Белого моря») проводился красивый обряд, со сладостями и огромным костром, а затем мы просто отсыпались перед кораблём. «Королевская ночь» порождение скучных лагерей с замкнутыми пространствами и отсутствием воображения у детей и вожатых (мне вспомнились ужасы, пережитые мной в лагерях труда и отдыха в 90-е).

Маша и Валерий Борисович легли спать первыми. Я дождался, когда Глеб и Никита участник уйдут в палатку, а только потом пошёл спать, оставив ребят на Никиту стажёра. А они пели под гитару «странные песни» и играли в молодецкие игры. А я уснул в палатке беспокойным сном.
В семь утра вылез, чтобы проверить ребят. Моросил дождь. Старшие участники были в палатке девочек (а где им ещё быть?). И немного шумели.
Я вновь ушёл спать. Как чуть позже и ребята. Правда, спали они недолго.
Потом долго шутили по поводу кофе. Ночью они сказали друг другу, что утром по кофе и всё будет в порядке, а сами «неадекватили» потом весь день (как и положено в этом случае). :)

День шестой (11.07)

Утром, как обычно был завтрак, и начались сборы в дорогу.
Начался наш последний день на Хито-острове и в Карелии.
Собирались недостаточно быстро, сказалась бессонная ночь. Но всё равно задержались от планируемого времени не больше чем на час.
Свернули тент, палатки, сожгли часть мусора, часть забрали с собой.
Собрали все личные вещи.
Уходили двумя группами, сначала Фил переправил Валерия Борисовича, Никиту участника и девушек на противоположный берег. Они пошли вверх по склону.
Затем уже переправились все остальные. Перед этим я успел собрать букетик из черники, брусники и багульника для Юники и принести «жертву» муравьям, чей муравейник стоял посреди нашего лагеря.
Накормил мурашей остатками сахара и десятком комаров, которых специально поймал для этого.

Мы с Машей последними покинули Хито-остров.

Потом был путь по склону до места встречи с автобусом. Мы забрали и остатки продуктов из схрона.
Спрятав рюкзаки за небольшой грядой у дороги, все вместе налегке пошли на вершину Хито-горы. Склон был болотистым, с поваленным и обгоревшим лесом, но всё равно очень красивым.
На вершине мы фотографировались и вышли к самому краю, к обрыву откуда было видно почти всё Верхнее Пулонгское озеро. А прямо под нами был таинственный нерукотворный прямой канал - образовавшийся очень-очень давно. Мы даже заговорили, что здорово было бы совершить путешествие на байдарках по озеру.
На вершине нас застал дождь, но к счастью он прошёл мимо.
Вернувшись к дороге, мы дождались автобуса, который оказывается уже проехал мимо и теперь вернулся обратно.

На пути в Чупу мы сделали небольшой крюк, чтобы сфотографироваться у стелы «Полярный круг», где на деревьях вокруг было повязано, наверное, несколько тысяч ленточек.

Потом мы приехали в Чупу, к школе. Планы на вечер у нас были нечёткими, но удивительным образом они выстроились в очень приятный узор. Видимо мы были настроены на это. :)
Свои вещи мы выгрузили на ступеньках школы, попрощавшись с девушками. Маша с Никитой пошли к Валерию Борисовичу в гости, чтобы собрать все фотографии на одной flash-карте.
Оказалось, что вечером будет проходить финал чемпионата мира по футболу между Испанией и Нидерландами.
Поэтому, мы перекусили и разделились. В чупинской школе оказался телевизор и очень приятная женщина сторож. Она совершенно бесплатно пустила нас на вечер, дала чайник и разрешила парням посмотреть телевизор.

В итоге Фил и Коля остались смотреть финал, Глеб и Никита участник уснули под шум матча на ковриках, а я, Маша, Никита большой и две Ирины (вернувшиеся к нам) пошли гулять.

Здесь отмечу два момента. К удивлению, местные жители проявляли к нам повышенный интерес, примерно как наши девятилетние участники к ним. Вроде бы каждый год три тысячи туристов проходят через Чупу, но реакция на них ещё не стала привычной.

И был ещё забавный момент. Гулять мы пошли поздно, поэтому Валя и Даша не смогли присоединиться, опасаясь патруля милиции, следящего, чтобы несовершеннолетние не ходили ночью по посёлку, а Ирина баскетболистка только рукой махнула на мой вопрос.
- Ах это, не важно…
Я только рассмеялся:
- Похоже у тебя связи в местной милиции.
- Да… - как обычно, немного смущённо, ответила она.

Мы дошли до «Горелой пристани», самого запоминающегося места в Чупе - именно там три года назад я впервые увидел Белое море. И морскую звезду.

Фотографировались.
Мы с Никитой спустились к воде, я умылся в море и попробовал его солёный вкус… Вспомнил… Взял с берега неказистый маленький камешек.

Вернулись в школу мы через парк и памятник «Крыло», где вывешен весь список солдат чупинцев, погибших в Великой отечественной войне в 40-х прошлого века.

В это время шло дополнительное время в футбольном матче. Счёт 0:0.
Фил болел за голландцев, а Коля за испанцев.
И тут го-о-о-о-ол!!!
В итоге победа испанцев 1:0. Фил, в момент, когда голландец промахнулся и не смог сравнять счёт, сломал очки…

Родители Ирины гитаристки пригласили нас в гости. Попрощавшись со школой, мы взяли рюкзаки, и пошли в дом Ирины, находящийся за речкой Чупинкой.
Там мы попили чаю с черничным и рябиновым вареньем и ещё отдохнули. Глеб спал.
Незадолго до посадки в автобус я, Фил и Коля проводили Ирину баскетболистку, правда, совсем недалеко. С восхищением смотря, как она умудряется на каблуках пройти по решетчатому металлическому мосту.

Ирина с гитарой доехала с нами до станции и проводила на поезд. Так грустно было расставаться. Был четвёртый час утра. Мы сели в два вагона фирменного поезда №16.

День седьмой (12.07)

В поезде мы долго отсыпались. Никита стажёр, Глеб, Фил и я ехали в одном отсеке. Напротив ехала бойкая двухлетняя девочка. Посмотрев на которую, Глеб (9 лет) философски заметил:
- Даже не знаю с кем лучше ехать, с солдатами или с маленькими детьми в одном вагоне.
А маленьких детей было очень много. Родители везли их на юг, компенсировать короткое северное лето.

На столе в кружке я поставил ягодный букетик, вдыхая его запах.
Когда ребята проснулись, к нам пришли наши питерцы. Мы общались, играли, кушали.
С Машей обсуждали планы на будущее. Будет ли у нас подобная программа в следующем году? Всё зависит от нас и от Юлии Супруненко (координатора WWF).
Буду ли я участвовать? Не знаю. Хочу однозначно, но как получится…
Чупа и главное Керетские острова (архипелаг) стали мне вторым домом.
Это сложно объяснить, но меня тянет туда снова и снова. И эмоциональная связь только растёт.

Незадолго до расставания, Маша заплела мне косичку, напевая «Дьявола» Мельницы. Оказывается, заплетая косички дочери, Маша почти всегда поёт…

Вечером мы прощались в Петербурге. А утром 13 оставшаяся часть команды была в Москве.

Но это не конец. Это только начало.

Белое море, Чупа, туризм, геология, Земля, Карелия, дети, wwf, горы

Previous post Next post
Up