«Кристаллы Северной Карелии» - часть 1

Jul 14, 2010 20:26

День первый (06.07)

За несколько дней до начала программы «Кристаллы Северной Карелии», я уже был в Петербурге со всем личным снаряжением. Рано утром я поехал на Ладожский вокзал, напоминающий здание аэропорта, где встретился с Машей, Никитой стажёром и Никитой участником (9 лет).
Фил и Глеб приехали на 16 поезде, и уже все вместе мы сели в один вагон.
Все кроме участника Коли, он опоздал, поэтому купил билет на следующий мурманский поезд.
Ехали мы в вагоне с солдатами. Гражданских было чуть больше десятка. Но никаких неудобств нам это не создало.
В пути мы знакомились, играли в морской бой и в шахматы.

В Чупу мы приехали рано утром. Я по обычаю встал заранее, собираясь и будя команду. Правда, все думали поспать ещё как минимум 30 минут.
Перед прибытием мы вынесли почти все вещи в тамбур. Мы с маленьким Никитой и Глебом ждали там. Поезд остановился. Мы вышли и стали вынимать вещи.
И только через минуту выскочили остальные. Ребята просто заговорились и очнулись только, когда станция оказалась перед их глазами. :)

Мы попрощались с проводницей. Но вдруг она вернулась с нашим туристическим ковриком, забытом впопыхах.
Поезд ушёл, а за нами приехала женщина таксист.

Маша Малова - руководитель программы «Кристаллы Северной Карелии»

Двумя группами она привезла нас на окраину Чупы (там, где дорога в Чкаловский), оставив у ручья, где мы поставили лагерь и приготовили завтрак. Потом Маша съездила встретить Колю. Уже вместе, на другом такси мы доехали до здания, где находится Бассейновый совет.

Там мы посмотрели выставку фотографий Александра Семёнова (shilovpope) (биостанция МГУ), попили чаю и взяли брошюрки Международного фонда природы WWF.

Вскоре приехал школьный автобус. Мы познакомились с четырьмя девушками из Чупы (две Ирины, Даша и Валя), которые присоединились к нашему походу (расходы на них оплатил WWF - выделив грант, за других участников платили родители, чуть больше 6 тыс. рублей за всю программу).
Нашим проводником и консультантом стал Валерий Борисович Шкуринский, опытный геолог из Чупы, всю жизнь отдавший любимому делу.

На автобусе мы поехали к Верхнему Пулонгскому озеру, делая большой крюк, из-за ненадёжного моста на более коротком пути. По дороге мы встретили заброшенный Карельский посёлок, в котором когда-то жили геологи и горнодобытчики. Я немного прошёлся, рассматривая покосившиеся срубленные дома, над которыми ещё установлены телевизионные антенны. Место очень красивое, но страшное. На туалете во дворе висела ржавая табличка из шахты, призывающая входить в клеть подъёмника не более чем шестерым рабочим.
Грунтовая дорога, по которой мы ехали, выглядела заброшенной, по стеклу автобуса били ветви, сбив даже верхнее боковое зеркало.
У меня даже мелькнула мысль, что скоро эти дороги станут непроходимы для транспорта. Останется только пешком.

По пути мы сделали закладку (схрон), оставив в лесу часть продуктов, резиновую лодку и геологическое оборудование.

Вскоре мы доехали до озера, попрощались с водителем (папа Ирины) и поставили лагерь на берегу.
Место мы заняли хорошее, с костровищем и небольшим песочно-каменным пляжем. Поставили три палатки. Одну для инструкторской команды (Маша, Никита, я), вторую для парней (Коля, Фил, Никита и Глеб) и одну для девушек.
До последнего момента мы ждали 8 чупинских школьников, троих ребят и пять девушек. Но как обычно именно девочки оказались самыми заинтересованными и, как мне кажется, программа их не разочаровала.
Познакомившись, двух Ирин мы стали различать, как Ирину с гитарой и Ирину баскетболистку.

Наши палатки стояли среди мягких бугорков брусники, водяники (шикша), пахнущего багульника…

Купание было эмоциональным :)

Было жарко и первым делом мы полезли купаться в прохладную озёрную воду. Даже я.

Этот день мы посветили отдыху. Любовались красивым закатом и, по моему предложению, играли в «мафию» - великолепная игра для того, чтобы узнать друг друга. Для такого дела я распечатал новую колоду карт, что постоянно лежала в моём рюкзаке года 2 как (так давно не было компании для «мафии»).

День второй (07.07)

Еду готовили участники, разделившись на две дежурные палатки.
Первый завтрак готовили девушки, но Фил тоже встал пораньше, чтобы развести огонь. Он вообще вёл себя как джентльмен.

По плану у нас был радиальный выход на горку с отвалами и штольнями по добычи слюды. Налегке мы дошли до нашей цели, оставив в лагере Никиту стажёра с рацией.
На отвалах было много пластиной слюды, огромные куски кварца.

Спустились мы и в штольню, пройдя десятки метров вглубь, оказавшись в прохладе и сырости среди жаркого лета. Там даже остался лёд в некоторых местах.
Для некоторых из нас, например, для Даши и Маши, это была встреча с внутренними страхами.

Рядом с разработкой Валерий Борисович показал нам озеро. Оно было настолько глубокое, что в него высыпали (утопили) почти всю выработанную породу.

Потом мы вернулись двумя группами. В лесу около штолен нужно было идти очень аккуратно. В земле остались геологические «колодцы», многие из которых были просто брошены при приходе новой власти в стране в 90-е.

В этот день в лагере мы запустили игру «тайный друг», каждый из нас взял листочек с чьим-то именем, чтобы тайно делать этому человеку приятное. К сожалению, у нас было мало ресурсов и недостаточная материальная часть, чтобы делать какие-то подарки своими руками.

Я - инструктор

Было жарко и Фил вслух попросил дождь, что явно озаботило Машу и Никиту. Ведь появились облака. Направление ветра поменялось и на озере пошли волны. Я предложил поставить тент, что мы совместно сделали.
Так как среди нас были туристы-новички: маленький Никита, Глеб и девушки, Маша стала прививать им мифологию туристов, например, одушевление леса, озера и т.д.
Дети действительно как-то неуважительно порой относились к природе. Например, в какой-то момент стали бросать камни в озеро.
Мы стали шутить о чудовище, которое они могли вызвать. А я вспомнил восточную сказку, где трём принцессам нужно было переплыть широкую реку со спящим драконом.

Глеб рыбачил с моста на дамбе, ребята и Валерий Борисович помогли ему сделать удочку. Мелких рыбёшек он отпускал, а одну относительно крупную (окуня) даже зажарил (с помощью Фила) и съел.

Тем временем погода стала явно портиться и инструктора решили принести Фила «в жертву», как «инициатора непогоды». :)
В итоге Филу пришлось уворачиваться от воды из канов. «Но было уже поздно».
С неба упали первые капли воды. Мы как раз кушали. Неторопливо все стали убирать вещи, как вдруг случился «мини шторм».
Произошло всё неожиданно. Просто внезапно ударил шквальный ветер. Минут на 10 и стена воды. За мгновение выбило жердь из под тента, он, как порванный парус, захлестнул нас с Глебом, буквально отбросив в сторону.
Холодная волна воды ударила по телу. Я и Валерий Борисович прижали тент к земле, закрывая продукты от дождя, пока ветер не утих. Затем уже все спрятались под него, вновь поставив жердь и укрепив края дополнительными растяжками.

Дождь утих, но ещё продолжал моросить. Мы сидели под тентом и играли в «мафию». Потом я сказал, что именно в этот момент мы стали командой - шторм и ледяной дождь взбодрили нас, заставили собраться вместе, рядом. Чувствовали мы себя хорошо. И игра в «мафию» стала приносить настоящее эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Даже Маша, которая ещё накануне не хотела играть, с удовольствием вступила в дискуссию со мной. Будучи мафией, она убедила «горожан» казнить меня (правда, я был «маньяком»). :)

Никита Нилов - стажёр, абитуриент (будущий инженер)

День третий (08.07)

Третий день обещался быть сложным. Мы позавтракали, собрали палатки и вещи. Инструктора помогли девушкам подтянуть ремни на рюкзаках и более равномерно разместили грузы. Нас ждал десятикилометровый переход. Хорошо ещё, что была переменная облачность.
Шли мы по дороге, где два дня назад ехали на автобусе. Шли мы в режиме 40 минут шага и 10 минут привал. Глебу и Никите маленькому пришлось сложнее всего, для психологической помощи то одного, то другого я вёл за руку. А потом мы втроём шли за руки и играли в слова.

Был у нас большой привал с перекусом на половине пути. Мы остановились недалеко от брошенных и разворованных шахт. Валерий Борисович рассказал, что потенциал по добыче слюды здесь был велик, но кто наверху об этом думает?
Мы вскипятили воду, заварили чай. Съели бутерброды и сладкое в тенёчке.
На отвалах набрали белых кусков полевого штата, я научился отличать его от кварца. Кварц не имеет спайностей и достаточно аморфный, а полевой шпат раскалывается плоскостями и имеет более матовый цвет. Также мы искали гранаты и синие кристаллы апатитов.

Продолжив путь, дошли до поворота, там, где дальше автобус во вторник встал перед упавшим деревом, пришлось водителю брать бензопилу, а парням убирать ветви с дороги.
Дойдя до схрона, взяли только лодку в чехле и вёсла (каждая девушка дальше несла по половинке весла).
Но прежде чем сделать последний рывок, мы сходили ещё на брошенные шахты, поднявшись на возвышение.

Дальше пошла дорога вниз. К озеру. Вскоре она превратилась в тропинку, местами выложенную брёвнами, как мне объяснили, сделали её ещё при Екатерине II (дорогу для лошадей), намериваясь добывать на Хито-острове самоцветы. Но потом забросили.
Идти было тяжело, пересечённая местность, камни, поваленные деревья, ручей, который местами заливал тропинку. Некоторые из ребят потом признались, что именно последний километр оказался самый сложный в нашем марш-броске, который мы потом назвали «Почётный» (весь переход).

Вскоре мы вышли на берег озера. До Хито-острова (или как называл его Валерий Борисович - «Остров сокровищ») было всего несколько метров. К счастью, плот, который совсем недавно был сделан туристами на переправе, был на месте.

Первой партией я переправил девочек и Глеба с Никитой.
Затем всех остальных. Правда, мы так нагрузили плот, что он почти погрузился вровень с водой.
Было забавно, что когда Никита маленький и Глеб первыми выбежали на остров, то они начали кричать:
- Рай! Здесь рай!
Просто они впервые в жизни увидели столь интересно оборудованную туристическую стоянку в красивом месте. Уже через несколько часов наш лагерь воспринимался без особых восторженных эмоций.
Все очень устали, но, конечно же, сразу занялись постановкой палаток, сбором дров (для этого я, Никита стажёр и Глеб переправились на противоположный берег), приготовлением ужина.
Светлая ночь стремительно наступила, мы покушали и стали играть в «мафию».
Легли очень поздно. Был один небольшой эпизод с гостями. На противоположный берег вышли двое мужчин и спросили, можем ли мы переправить их через час на наш берег на плоту (чтобы не нести лодку)? Мы ответили, что конечно (закон гостеприимности). Но той ночью они уже не вернулись. По словам их было всего четверо.