Нет ответов у доски. Нет тетрадей в том понимании, к которому мы привыкли. Нет уроков по 45 минут и нет заветных пятиминуток перерыва, когда детская энергия рвется наружу, а коридоры дрожат от крика и топота. Нет учебников, нет тяжелых портфелей. Что же есть?
У каждого ученика есть индивидуальная маленькая парта. В нашей школе парты стоят не рядами, а формируют нечто вроде квадрата или тевтонской «свиньи». Посредине образуется квадратное пространство, оборудованное ковром или парой кресел-мешков, на котором валяются дети. Иногда во время уроков.
Ничего особенного, просто дети читают. Когда я впервые пришла в школу в качестве волонтера, дети валялись везде куда ступала и не ступала нога человека. Один мальчик лежал под раковиной, потому что именно там ему было удобно выполнять свой индивидуальный проект.
Фото: страничка нашего PTO*
https://www.facebook.com/HillsideElemPTO/PTA (Parent-Teacher Association) или PTO (Parent-Teacher Organisation) - Благотворительное сборище родителей, помогающих школе, жертвующих деньги и, гораздо больше, время на организацию праздников, ксерокопирование учебных материалов и т.д. Аналог родительских троек, только масштаба не класса, а школы.
Есть домашнее задание, но оно не страшное. Его не много и его можно забыть. Много раз. Подряд. За это не ругают, просто напоминают, пока не принесешь. Когда-нибудь его все-таки приносят даже самые забывчивые. Вообще учителя предпочитают не ругать, а поощрять. За принесенное домашнее задание выдают поощрительный билет. Раз в два-три месяца PTA организуют благотворительный аукцион, на котором дети меняют билетики на мелкие игрушки.
Есть питьевой фонтанчик прямо в классе. Можно вставать и пить воду во время урока. У каждого ученика есть фляга, которую тоже можно наполнить когда захочется. Помимо обеда, который в столовой, есть перекус, когда прямо в классе можно съесть печеньку или яблоко. Если не успел доесть, а учитель начал урок - ничего страшного, доедай, лишь бы уши были открыты. И это я пишу про самый старший, 5 класс, про 11-ти летних детей, что могут себе позволить 6-7 летки и подумать страшно :).
Есть перемена. Одна, но большая, 30 минут. Все выходят на улицу и играют в подвижные игры. Если не хотят играть - читают, разговаривают, отдыхают.
Вместо горы учебников (которых у студентов нет вообще) и тетрадей (которые есть, но совсем не много, кажется 2) есть одна большая папка, в которой хранится все. Чтобы всему было удобно хранится в папке, у всего, даже у пенала, есть три дырочки, которые продеваются в кольца папки и ничего не выпадает. Примерно вот так (розовенькое - это пенал):
Просто фотка из интернета:
http://www.flamingotoes.com/2013/08/monogram-zipper-pouch-for-school/ Учебники есть только у учителей. Они сами решают какие темы и в какой последовательности преподавать в течение учебного года, какие книги использовать. Учебники изначально сформированы таким образом, чтобы писать прямо в них. После каждой задачи выделено место на ответ. Учителю достаточно сделать достаточное количество ксерокопий нужной страницы (для ксерокопирования привлекают родителей-волонтеров, которые на ксероксе в школьной канцелярии копируют эти странички в промышленных масштабах) и раздать студентам. Студенты решают задачу прямо на том же листке. Никакого оформления, краткого условия и слов «Домашняя работа». Советское образование утверждает, что это плохо. Я утверждаю, что это прекрасно. Американский школьник решает 25 задач за урок. Украинский школьник тратит время на отступление клеточек влево и вниз, правильную запись задачи и решает их за урок целых три. Я бы назвала это уроком бюрократии.
Вот пример страницы учебника. Тут вообще достаточно обвести правильный ответ. Единственная проблема - чтобы обвести правильно - придется решить задачу или пример.
Есть групповые задания - нарисовать чего-то, склеить, собрать. Это позволяет детям «социализироваться» - заводить друзей и иметь общие интересы. Для социализации по уже описанной выше схеме используется место на полу, в классе и в коридоре - ученики просто лежат или сидят вокруг своих проектов и заняты, что удивительно, этими самыми проектами, а не дележом фломастеров. Все переговоры ведут не повышая голоса. Это возможно только потому что культура общения (не перебивать, не кричать, давать высказаться) прививается непрерывно, вежливо, но неуклонно. Учителя делают то же самое - мнение ребенка важно, его всегда дослушают и ответят.
Есть возможность спросить. Всегда. Все уроки строятся так, чтобы ребенку захотелось спросить, это поощряется. Самый яркий пример, пожалуй, чтение. Оно бывает индивидуальное и классное. Индивидуальное чтение не подразумевает ограничений - читать можно все, что душа пожелает. Главное, чтобы ребенку нравилось. Заучивание стихов, между прочим, отсутствует как факт, за весь пятый класс ни разу ничего не учили. Видимо, никому не нравится :-). Читать можно прямо в школе. В пятом классе выделяется около получаса в день на индивидуальное чтение. Но мой персональный фаворит все-таки чтение классное, когда учитель или родитель-доброволец читает детям вслух. Тут педагогическая составляющая резвится от души. Детям задают вопросы, выясняют, как они относятся к прочитанному, что думают, что им понравилось, что нет. Учитель с удовольствием отвечает на вопросы. Чтение помогает поговорить о добре и зле, дружбе и равнодушии, а поводом может быть любая книга, Гарри Поттер ни чуть ни меньше говорит о дружбе, чем классический Чук и Гек. Одна из книг, которую читали вслух моей дочке, была про мальчика зомби. Этой информацией было строжайше запрещено делиться с моей православной свекровью.
Есть табель. Там, помимо общей оценки, например, за чтение (которая формируется на основе как оценок, полученных во время уроков, так и сложносочиненного теста, где, заодно, измеряют скорость чтения), присутствуют оценки по таким критериям как «понимание фантастики», «понимание не фантастики» «развитие и расширение словарного запаса во время чтения», «чтение вслух» и «умение использовать печатные и электронные источники для исследований» (простите корявый перевод, я специально не стала его адаптировать, сохранив как можно ближе к оригиналу, чтобы как можно меньше исказить суть).
Есть компьютерная грамотность. Красиво писать руками американские дети совершенно замечательно не умеют. Видя их корявые почерки, я белой завистью завидую каждому американскому родителю, лишенному «счастья» соляным столбом возвышаться над своим несчастным первоклашкой, пока тот выписывает прописи. Почему возвышаться? Потому что в здравом уме и без домоклова меча над тощей шеей ни один ребенок не будет часами писать закорючки. И взрослый не будет. И никто никогда не будет, а, главное, в 21 веке никому и не надо. А вот с компьютерной техникой американские школьники обращаются совершенно свободно, делают презентации в Power Pointe и гуглят нужную им информацию при том, что дома у многих из них нет ни собственных компьютеров, ни особого допуска к родительским. Телефоны отсутствуют либо максимально простые. Родители совершенно не торопятся обвешать ребенка девайсами, частенько у детей есть только игровая приставка, а компьютерные умения родом из школы.
Небольшое отступление. Трудно спорить с тем, что Американские школы оборудованы несравнимо лучше украинских. Парадокс заключается в том, что оборудованы они совсем не так, как может показаться. В украинской школе, в которой училась моя дочь, усилиями родителей были куплены большой телевизор, парты, стулья и собственно весь ремонт. На пол положили линолеум, который не выдерживал ни критики, ни ерзания парт, и раз в три года требовал замены. Стены обклеили бумажными обоями, тут о сроке жизни даже говорить не приходится. В Американской школе парты самые простые, стулья пластиковые, а стены и пол выложены плиткой, но качественно, раз и навсегда. Не знаю, сколько лет они простоят, не потеряв вида. Думаю, очень долго.
Школьный стадион в моей родной украинской школе за 10 лет 4 раз торжественно открывали, снабдив новыми турниками, мини-полем для футбола, площадкой для баскетбола, новым забором взамен выломанного старого. Школьный стадион американской школы состоит из беговой дорожки вокруг футбольного поля, засеянного травой, да заасфальтированной баскетбольной площадки с металлическими турниками. Как все это было сделано 20 лет назад, так и стоит. Асфальт лежит, трава колосится, столбики с кольцами никто никогда не выламывает. Весь уход - подстричь траву да покрасить турники. Никаких депутатов, никаких торжественных речей, никаких денег. Все сделано так, что не предусматривает скорый износ. Деньги, выделяемые на школу, идут на закупку новых книг в библиотеку (все новинки детской литературы, появившиеся в продаже, появляются и в школьной библиотеке), канцтоваров и других расходников. Родители участвуют в благотворительных мероприятиях, собирают средства, поддерживают школу, но все это идет на праздники для собственных детей и любимых учителей, а не техническое обеспечение и ремонт.
Школьный стадион, беговая дорожка, трава, забор. Как видите, все очень обычное, ничего особенного. Что за люди в странных нарядах и пушка? Спросите у нашего PTO что это было...
Фото: страничка нашего PTO*
https://www.facebook.com/HillsideElemPTO/ Есть интересные уроки. На самом деле ничего сверхъестественного, если крепко задуматься, то уроки обычные. Просто организованные с учетом особенностей детской психики. Или просто человеческой психики. Эти особенности таковы, что мозг плохо воспринимает длительные промежутки монотонной работы, особенно когда эта работа сложная и непонятная. Чем нам понятнее, что именно мы делаем, тем дольше мозг может быть сосредоточен на одной и той же задаче. И наоборот. А обучение - далеко не простая задача. Поэтому американские уроки математики подразумевают непрерывную смену деятельности. Двадцать минут решали задачи за партами, дальше переместились за компьютеры, дальше делают что-то третье. Класс разбит на три группы, которые меняются местами.
Специальное отступление для тех, кто в этом месте хочет сказать «а вот мы учились по 45 минут и ничего»!
Ответьте себе на вопрос: как давно вы последний раз учились вот так, чтобы сложно, ничего не понятно, больше вопросов, чем ответов и по 45 минут подряд? Если недавно - поздравляю, вы тот редкий тип человека, которому чем нуднее, тем интереснее. Если давно - поставьте следственный эксперимент. Попробуйте в течение 40 минут учить немецкие слова. Не английские, с которыми каждый хоть немного знаком, а немецкие, испанские, китайские. Выберите тот язык, который ни капельки не знаете, и посмотрите, на какой минуте ваш мозг выключится. Я учила немецкий и мой порог однообразной деятельности был 15-20 минут. Дальше нужно было либо перемещаться в кровать и видеть сладкие сны, либо переключаться с грамматики на чтение, с чтения - на аудирование, а еще лучше на привычный английский или другую работу. Еще грустнее становилось на следующий день, когда я пыталась проверить выученные слова. Процент того, что осталось в голове, был тем ниже, чем дольше я учила «через немогу». Это не значит, что нельзя учить долго. Это значит, что процесс стоит организовывать правильно. Проблема нашего образования в том и состоит, что после школы и института мало кто продолжает учиться. Мало кто помнит, как грустно, тоскливо и неприятно было учиться в школе (не путать с бегать на переменках, прыгать в классики и пить газировку за три копейки), тем более в младших классах. Еще меньше число взрослых подозревает, что все это можно просто слегка иначе организовать, и мозгу не будет ни трудно, ни больно, ни скучно.