Новый год по-скандинавски, часть 1.

Feb 10, 2015 20:04

Путешествие в Финляндию, Швецию и Норвегию, декабрь 2014 - январь 2015.

Как всегда, готовиться к новогоднему путешествию я начал загодя, с весны. Однако уже первый этап (поиск желающих) вызвал существенные затруднения по разным причинам, так я и проваландался до осени. Уже почти махнув рукой и решив изменить традиции проводить новогодние каникулы где-нибудь далеко, я неожиданно был приглашен друзьями присоединиться к поездке в Норвегию для катания на горных лыжах в Трюсиле. Причем всей семьей, так как прочие тоже ехали с многочисленными детьми (расчеты показывают, что всего в нашей банде было 12 взрослых и 10 детей разных возрастов). Сказано - сделано, аренда апартаментов (с моей стороны в этот раз понадобились только деньги), составление нашего индивидуального маршрута (мы решили ехать загодя, проведя неделю перед катанием где-нибудь по дороге), аренда жилья на первую неделю, покупка билетов на паром и поезд, так как в целях экономии и интереса (в Финляндии мы еще не были) было решено ехать через Питер, а туда сам бог велел отправить жену с ребенком по железной дороге, и прочие организационные моменты. Ожидание каникул портила декабрьская валютная свистопляска и стремительное обесценивание рубля, поэтому по максимум все заграничное было оплачено заранее, вплоть до скипасов, а так-же сделан солидный евровый запас наличности (шведские и норвежские кроны я решил не покупать, в крайнем случае будучи готов обменять на них евро). Но вот наступила последняя суббота уходящего года, я в 7 утра сел в машину и отправился в сторону Санкт-Петербурга, а семья чуть погодя выдвинулась на вокзал к ожидающему их Сапсану:

1. Санкт-Петербург и Хельсинки
2. В гостях у Юлетомте (шведского Санта-Клауса)
3. Трюсиль

Часть первая: Санкт-Петербург и Хельсинки

До новой красивой и настоящей трассы между двумя российскими столицами надо еще дожить, но пару кусочков уже построили и даже открыли. Первый участок около Москвы я пропустил, поскольку ранним субботним утром в нем не было смысла (пробки отсутствовали и на «старой» Ленинградке, а въезд фактически только с МКАД и извилистость новой трассы не давали никакого выигрыша, несмотря на увеличенный скоростной режим), а вот многократно проклятый водителями Вышний Волочек объехал. Что я могу сказать, если вся трасса между столицами будет такая, то за нее не жалко отдать планируемые полторы тысячи рублей! Только Выдропужска жалко, не увидим мы больше указателей на этот населенный пункт.

В Петербурге у нас была забронирована гостиница «Лиготель» прямо напротив Московского вокзала (советую бронировать ее через booking.com или иные системы бронирования - могут быть дополнительные скидки и не обязательно есть предоплата), я поставил машину на гостиничную парковку, закинул вещи в номер и аккурат успел встретить жену с поезда. Усталость от дальней дороги и малый ребенок не позволили нам выбраться погулять вечером, поэтому знакомство с городом (Маша тут фактически впервые) мы отложили на следующий день.

Утром после великолепного завтрака мы выдвинулись вниз по Невскому. Зима не лучшее время для посещения Северной Столицы, но все равно тут есть что посмотреть и где погулять. Например - Храм Спаса-на-Крови, построенный в самом начале XX века на месте убийства императора Александра II Освободителя. Страшна и причудлива русская история, народовольцы, убив прогрессивного по тем временам монарха, получили консервативного Александра III и, само-собой, жесткую реакцию. Оценки правления и личностей обоих Александров расходятся, но одно можно сказать точно - ни к чему хорошему убийство Александра II не привело (если не считать прекрасный Собор).

Постепенно доходим до Дворцовой площади, где возвышается главная местная елка. Несмотря на воскресенье народу немного, сказывается не самая приятная погода.

Эрмитаж открыл новый вход (возможно, это произошло уже давно), если раньше войти внутрь можно было только с Дворцовой набережной, то теперь вход с внутреннего двора со стороны площади. В предыдущие посещения города я не раз рассматривал этот двор через решетки (которые, согласно советским фильмам, штурмовали революционные матросы в октябре 1917-го), теперь удалось войти внутрь. Не зря рассматривал - двор очень красивый и уютный:

Само-собой в музей мы не пошли, да и скоро было пора идти домой на дневной гришин сон. Следующую вылазку мы совершили уже вечером, поехав в Петропавловскую крепость. В темноте она обладает особым очарованием, да и отсутствие толп тоже приятно:

Собор Петра и Павла закрыт, но великолепно подсвечен. С его высоким шпилем связанно несколько интересных историй. Например о кровельщике Петре Телушкине, который в октябре 1830-го года в одиночку смог забраться на самый верх (когда там празднуется день промальпа?) и отремонтировать износившегося ангела с крестом (на строительство лесов и ремонт «как положено» было необходима уйма денег, а так все дело обошлось в полторы тысячи рублей на материал и три тысячи в качестве награды мастеру). Или о новом экспонате соборного музея - бутылке из-под лимонада, которую спрятали в обшивку ангела во время реставрации 1957-го года. Бутылку и содержащуюся в ней записку обнаружили в 1991 году во время очередных работ. Текст записки гласит: «Работа сделана плохо, так как начальство не заботилось о нас. Платили мало». Ну а мы просто любуемся великолепным собором и надеемся, что сейчас работа сделана хорошо:

Выходим из крепости и отправляемся в сторону Васильевского острова. С этой набережной открываются, наверное, самые великолепные «золотые» виды города. По хорошему завидую тем, кто здесь живет:

Гриша перемещается папе на плечи, доходим до ростральных колонн и здания биржи за ними. Раньше здесь располагался Морской музей, мой любимый в Санкт-Петербурге, но сейчас здание в аварийном состоянии и музей переехал.

Продолжаем наш путь в Адмиралтейский сад, где делаем очередную остановку. Несмотря на самый центр, снег здесь чист и можно без проблем отпустить ребенка побегать:

Следующая остановка - Исаакиевский собор. Мы подошли к нему около 8 часов и ждали колокольного звона (Гриша очень любит «динь-динь»). Однако нас ждало разочарование - часов на соборе не оказалось, не оказалось и ежечасного отбития времени.

А раз так, то идем ужинать. С чем в Петербурге нет никаких проблем, так с заведениями на любой вкус и кошелек. Находим едальню на Большой Морской улице, здесь все блюда уже готовы и вложены в витрину. Может быть это не так изысканно, зато быстро и легко сделать выбор. Гриша его сделал без проблем:

В любом месте интерес представляют не только и не столько здания, но и люди. Так и тут. Когда мы уже принялись за еду, в кафе вошел господин, оказавшийся итальянцем. Работница заведения, по виду обыкновенная пожилая женщина (я намеренно не употребляю слово «дама», выглядела она совсем по простому) совершенно неожиданно для всех заговорила с посетителем на его родном языке. Оказалось (я расспросил ее позднее), что она много лет прожила в Италии, но вернулась в родной Питер. Жалко, что нам было пора в гостиницу (у ребенка какой-никакой режим), было бы интересно поговорить с ней больше.

Следующим утром покидаем гостеприимный Лиготель и выдвигаемся в сторону границы. В планах у нас была дневная остановка на пару часов в Порвоо, но погода внесла свои коррективы. Приятные -7 в центре Петербурга постепенно превратились в -15 в районе Выборга, где мы сделали остановку для закупки продовольствия на первые дни, и в -20 после границы в Торфяновке, которую мы, по случаю дня понедельника, прошли довольно быстро, даче учитывая затупу в магазине беспошлинной торговли. Кстати, советую все закупки спиртного делать именно там, ассортимент позволяет, а цены много ниже аналогичного магазина на пароме (да еще и рубль принимают по курсу выгоднее рыночного, что совсем удивительно!). Так что едем напрямую в Хельсинки, сделав небольшую остановку размять ноги и покидаться снежком на одной из многочисленных парковок.

Апартаменты в Хельсинки я искал через сайт airbnb.com и нам опять очень повезло с жильем! Мы нашли уютную и относительно недорогую квартиру недалеко от центра Хельсинки, в зеленом районе неподалеку от моря. Мы приехали на 10 минут раньше хозяина и только успели перетащить вещи, как он появился, вручил нам ключи, все объяснил и уехал (деньги согласно правилам airbnb были заплачены заранее, а при выезде он просто попросил оставить ключи внутри и захлопнуть дверь). Квартира оказалась соответствующей фотографиям (хотя для сайта они сделаны весьма профессионально), Грише тоже все понравилось:

Кухня имела все необходимое для жизни, даже кофе и приправы, о которых всегда забываешь при посещении магазина:

В Хельсинки мы провели 3 дня, в каждый из которых было запланированы свои развлечения. Наутро первого дня мы отправились в финский авиамузей около аэропорта Вантаа. Из-за буднего дня и снегопада (температура тоже резко выросла до нуля) посетителей в музее было немного. Мы прошли через сувенирный магазин, где Гриша приобрел себе свой собственный самолет, и вошли в первый зал.

Нас сразу удивили свастики на крыльях военных самолетов. С одной стороны Финляндия участвовала во Второй Мировой войне на стороне Германии, а с другой стороны столь явные нацистские символы в большинстве европейских стран если не запрещены, то выставлять их напоказ считается неприличным. Однако оказалось, что данная свастика (голубого цвета и ориентированная по горизонтали и вертикали) не имеет к нацизму никакого отношения. Она называется хакаристи и является символом ВВС Финляндии с 1918 года (когда НСДАП еще даже не существовало). Тогда шведский граф Крейви фон Розен подарил молодому государству самолет, на борту которого была изображена хакаристи - семейный символ графа. Так она и стала символом вскоре возникших ВВС. После второй мировой войны хакаристи была запрещена и сейчас не используется (за редкими исключениями), однако на исторических самолетах сохранилась.

Авиамузей относительно невелик, в нем два больших зала (военные самолеты и гражданские), однако экспонатов довольно много. На уровне второго этажа идут галереи, с которых на самолеты можно полюбоваться сверху, а так-же изучить аппараты, подвешенные к потолку (в основном безмоторные планеры):

Во втором зале стоит списанный винтовой пассажирский самолет, в который можно подняться по трапу и посмотреть как летали несколько десятилетий назад. Отличий от салонов современных лайнеров оказалось не так уж и много:

Выходим на улицу, где стоит еще несколько экспонатов (в основном современные крупногабаритные истребители и транспортники). Оказывается на вооружении ВВС Финляндии стояли не только американские и европейские самолеты, но и советские МИГи. А вот у этого самолета явно чего-то не хватает:

Возвращаемся домой и после дневного отдыха выходим погулять в ближайший парк. Утренний снегопад покрыл дорожки снегом, но нам он только в радость:

Мама тоже хочет покататься на саночках:

На горе в центре парка стоит зенитка времен войны. Грустно осознавать, но она защищала небо над Хельсинки от советской авиации во время Зимней Войны 1939-40 годов, когда СССР пытался оккупировать Финляндию и присоединить ее наподобие прибалтийских республик. Вообще эта война стыдливо замалчивается, ее у нас не любят (что неудивительно), однако помнить о ней стоит.

Кстати, обратите внимание на крест на заднем плане. Это колокольня церкви, выстроенной в современном стиле.

Неподалеку от пушки стоит загадочная платформа. Я не знаю для чего она предназначена, скорее всего для наблюдения за птицами. А нам - еще один аттракцион:

Следующий день опять преподнес нам погодные сюрпризы, температура поднялась до 5 градусов и весь выпавший вчера снег растаял. «Папа, куда делся снег?!»

Это мы поехали в центр города в Игровую Пещеру. Она представляет собой огромный игровой комплекс площадью более 1000 квадратных метров для детей всех возрастов:

Там есть лабиринт, шариковый бассейн, несколько надувных батутов:

Есть игровые автоматы, в том числе для самых маленьких (к билету прилагается пара жетонов, дополнительные можно докупить при желании):

Шарики неизменно пользуются популярностью, жалко что у нас дома физически негде устроить такой аттракцион:

А вот натяжной батут. Грише не по возрасту, для него там есть специальные «младенческие», но ему понравился «взрослый»:

В лабиринте с мамой (взрослые допускаются в пещеру бесплатно, однако развлекаться им никто не мешает):

Ну и площадка для самых маленьких, с гигантским Лего, горкой, качалками и беговелами. Для Гриши это было самое интересное место во всей пещере:

Мы провели там 3 часа (время неограниченно, можно играть хоть целый день, там и кафе есть) и совсем не пожалели. Могут рекомендовать для всех родителей с детьми. У комплекса есть своя парковка (естественно платная), въезд в нее расположен в середине улицы напротив Sörnäisten rantatie 6 (туннель под землю, ворота внизу открываются при приближении к ним, так они закрыты).

Ну а мы возвращаемся домой, сегодня 31-е декабря, а значит надо подготовиться к встрече Нового Года. Ничего особенного, но без салата оливье, бутербродов с рыбой и мяса по-французски Новый Год не Новый Год. Ну и бутылочка розовой Рёхи вместо шампанского:

Утром прощаемся с нашей квартирой и едем в аква-парк Серена неподалеку от города. По случаю 1-го января на улицах пустынно, есть надежда что и в парке будет немноголюдно (на Серену часто жалуются за толчею). Так и получилось, подъезжаем за 15 минут до начала работы парка и обнаруживаем совершенно пустую парковку:

В парке народ, конечно, был (да и машины на парковке позже появились), но совсем немного. На горках, где в любом аква-парке есть очереди, было максимум 1-2 человека. А сам парк невелик по сравнению с открытыми, но интересен и разнообразен, в нем можно провести 2-3 часа и не заскучать:

Для маленьких детей есть свой уголок с небольшой горкой и мелким теплым бассейном, Гриша большинство времени провел там:

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, пора и нам ехать на паром, который повезет нас через Балтийское море в Стокгольм.