Италия и Австрия, январь 2012. Часть 4.

Apr 27, 2012 12:04

Культура, религия, каналы и горные лыжи.
Новогодняя экскурсионно-горнолыжная поездка по Европе

1. Флоренция
2. Рим
3. Ватикан
4. Венеция
5. Австрия

Часть четвертая: Венеция.

Я видел довольно много разных европейских городов, от Западной Украины и Латвии до Португалии, поэтому новые города удивляют меня все меньше и меньше. Конечно, в каждом городе есть свои интересные места, часто есть свои неповторимые «изюминки», но так что бы город вызвал сильные чувства целиком - такого не было давно. Тем приятней стало то, что такой город вдруг нашелся - это Венеция. Ее каналы, мосты, запутанные узкие улочки, часто кончающиеся тупиками у воды, отсутствие какой либо системы в уличной сети - все это меня очаровало с первого взгляда:

Мы оставили нашу машину на парковке в Местре (это район Венеции на берегу материка в 10 минутах езды от Венеции на электричке) и доехали до центрального венецианского вокзала. Как потом выяснилось, стоимость удобной многоэтажной парковки рядом со станцией Местре была практически равна стоимости парковки на окраине самой Венеции, зато мы покатались на современном итальянском поезде (а для экономии в Местре есть другие, менее удобные паркинги). Карты города у нас не было, поэтому мы достали железный мозг, вбили туда адрес отеля и нырнули в венецианские улочки. Наверняка, это был самый короткий маршрут до отеля, но не самый легкий! Мы поворачивали из улицы в улицу, пересекали мосты, снова поворачивали и двигались вдоль одних каналов и поперек других. Минут через 10 мне уже начало казаться, что мы ходим кругами, но в результате, вывалившись из очередного переулка, мы оказались на улице перед нашим отелем.

Кинув вещи, вышли на вечернюю прогулку. Неподалеку от отеля обнаружился собор Санта-Мария делла Салюте XVII века. Как и весь город, его фундамент покоится на лиственничных сваях, более 100 тысяч таких свай забито в дно под собором:

Собор располагается прямо напротив площади Сан-Марко, но вот чтобы добраться до нее необходимо пересечь канал, поэтому возвращаемся обратно до ближайшего моста.

Темнеет, но темнота только красит Венецию, благодаря богатой подсветке даже обычных домов:

«Спят усталые гондолы, весла спят»:

Площадь Сан-Марко вечером довольно пустынна:

Рядом с собором Святого Марка обнаружился очередной вертеп. Он здесь очень скромный, но скромность компенсируется оригинальностью исполнения:

В кафе мы случайно встретили наших друзей, тоже гуляющих по Венеции, оказалось, что Венеция очень невелика, почти как Москва (где я тоже регулярно встречаю в метро знакомых). Они с восторгом рассказали нам про то, что согласно совету из путеводителя, в Венеции необходимо гулять без системы, пока не заблудишься, и что они проделывали это (т.е. блудили) неоднократно на протяжении сегодняшнего дня! Договорившись встретиться с ними для совместного ужина, мы вняли их совету. И действительно, в Венеции не важно, где гулять, в любом переулочке можно обнаружить что-то интересное, как это окно в простом доме:

На ужин у наших друзей было запланировано посещение мишленовского ресторана, и мы тоже решили посмотреть - что же это такое. Наверное, я не гурман (хотя люблю поесть и, без ложной скромности, умею хорошо готовить), но я ни разу в европейских ресторанах не ел невкусно. Бывало совсем хорошо, бывало нормально, но чтобы невкусно - нет. Поэтому, мы всегда выбираем для трапезы первое попавшееся на глаза и понравившееся заведение, и падаем там. Но раз вокруг так много говорят про мишленовские «звезды», значит там должно быть что-то вовсе фантастическое. Уже заинтригованы? Зря! Не судьба нам оказалось попасть в «звездный» ресторан. В одном нам совсем не понравились цены, а во втором не оказалось мест для 7 человек. Поэтому мы поступили как всегда - упали в первом попавшемся заведении и ни разу не пожалели. Рыба, морепродукты и вино оказались великолепными на наш негурманский вкус, а официант был невероятно артистичен, как при приеме заказа, так и при его исполнении. Он почти не знал английского, но итальянский язык сам по себе звучит как музыка, поэтому вместе с ужином мы получили и представление и оперу.

На следующее утро мы отправились исследовать город уже всерьез (т.е. гулять по нему без всяческой системы и блудить). Как и вчера, первым делом мы вышли на Мост Академии неподалеку от нашей гостиницы. Этот деревянный мост является подтверждением правила, что нет ничего более постоянного, чем временное. Построенный, как временное решение в 1934-м году, взамен «слишком современного» металлического моста середины XIX века, он просуществовал 50 лет, после чего был из-за износа заменен точной копией. Вид с моста на Большой канал:

Каналы в Венеции являются настоящими улицами с оживленным движением. Тут ходит общественный транспорт (водные автобусы, зовущиеся вапоррето), у многих местных жителей есть лодки, которые они «паркуют» прямо у дверей своих домов, выходящих на канал:

Более узкие каналы-«переулки» тоже отнюдь не декоративны, среди них встречаются настолько узкие, что непонятно, как тут разъезжаются встречные лодки:

Вообще Венеция довольно не зеленый город, что и неудивительно. Но иногда во дворах встречаются небольшие садики, и даже довольно крупные деревья:

Гондольеры несут свой нелегкий (и очень хорошо оплачиваемый труд). Их тут всегда 425, новые члены гильдии появляются только тогда, когда кто-то из существующих умирает или выходит на пенсию:

Символом Венеции является крылатый Лев Святого Марка, который с IX века считается покровителем города. Тогда мощи святого были вывезены венецианцами из занятой мусульманами Александрии. Лев изображен на флаге и гербе города, а его неканонические изображения встречаются здесь повсюду (мы даже купили плюшевого Льва в качестве сувенира):

И снова площадь Святого Марка - центр Венеции. Вернее, это не сама площадь (Пьяцца), а Пьяцетта, главная же часть находится за колокольней-кампанилой (помните, похожая квадратная башня стоит и во Флоренции):

Площадь является центром города и сосредоточением главных достопримечательностей. Часовая башня и часы конца XV века, показывающие, кроме времени, дни недели, фазы Луны и зодиакальные знаки:

Собор Святого Марка, в котором хранятся мощи апостола, строился, как это принято, 500 лет, с X по XV века. Он отличается оригинальной византийской архитектурой и убранством - мрачным и полным золота, что тоже, скорее, характерно для восточных церквей. Но, как я уже писал, Италия была своеобразным мостом между Востоком и Западом, а Венеция - главной частью этого «моста», большинство своих торговых доходов она получала от торговли с Азией. Поэтому вместе с византийскими товарами и множеством вывезенных крестоносцами из разграбленного Константинополя реликвий, которые хранятся в соборе, сюда проникли и архитектурные особенности:

Рядом с собором стоит дворец дожей, отличающийся оригинальной архитектурой - два первых этажа у него окружены колоннадами, а выше находится почти глухая стена. И, конечно, дворец украшен многочисленными скульптурами. Обязательный крылатый лев:

Выстаиваем небольшую очередь и на лифте поднимаемся на колокольню. Современная колокольня была построена всего 100 лет назад на месте старой башни XVI века, обвалившейся от старости, и полностью повторяет ее внешний вид. Отсюда видна вся Венеция:

Главная часть площади, окруженная так называемыми Прокурациями, где заседали и заседают прокуроры Сан-Марко. Однако это не судебные обвинители, как во всем остальном мире, а чиновники, отвечающие за различные вопросы городского управления:

Большой канал и один из соседних венецианских островов:

Купола Собора Святого Марка:

Собор Санта-Мария делла Салюте, где мы гуляли вчера:

Решаем прогуляться вдаль от туристического центра, посмотреть на город без излишнего лоска. Но сначала проходим мимо очередной достопримечательности, Моста Вздохов, соединявшего зал суда и здание тюрьмы. Вздыхали тут, очевидно, осужденные преступники:

Углубляемся в узкие переулки и набережные второстепенных каналов и видим местных стражей порядка. Они тут, как и все прочие жители, перемещаются по воде, машинам в городе при всем желании не проехать:

Доходим до здания Арсенала, сейчас там музей, но у нас, к сожалению, нет на него времени:

И примерно отсюда начинается настоящая, живая Венеция. Стены теряют штукатурку, на веревках висит белье, но такой город очаровывает меня еще больше. Это не туристический аттракцион, который может быть любым, это место, где реально живут люди. И тут становится жалко, что Венеция постепенно умирает (это происходит из-за ухода ее под воду, уже к 2028-му году город может стать непригодным для жизни, а так же из-за экономического упадка и оттока населения). Но одновременно возникает надежда, что такое место не может так просто сдаться, его жители не должны допустить этого.

Живущие в этой части города люди заняты не только обслуживанием туристов, хотя это и основная статья дохода Венеции, но и более традиционной рыбной ловлей:

Отдаленные каналы выглядят так, как выглядят окраины в любом другом городе - разноэтажные дома, припаркованный транспорт. Только вместо асфальта тут вода, а вместо автомобилей - лодки:

Выходим к большой воде и поворачиваем обратно, любуясь водным простором, набережной и кампанилой на Сан-Марко:

Пришла пора уезжать. Мы уже разобрались, что здесь к чему, поэтому не идем через весь город, а садимся на вапоррето, идущий от отеля прямо к вокзалу. По пути любуемся этим великолепным городом, в который еще обязательно вернемся:

Путешествие по Италии закончилось, а наша поездка переходит во вторую, спортивную стадию. После небольшого броска по автостраде, мы карабкаемся по хорошо известной еще с прошлого года Via Nazionale и оказываемся в Австрии.