Сначала хотел тряхнуть стариной и порассуждать о том, чем фэнтези отличается от сказки.
Но потом подумал, что сначала лучше было бы разобраться в том, чем роман фэнтези отличается от обычного, скажем, романа про нашу советскую действительность
(
Read more... )
Comments 26
Правильно ли я понял, что одно из важнейших фантдопущений фэнтези - это другие отношения между персонажами, чем в реалистичном историческом романе?
Насчёт исторических романов - есть ведь реалистичные, а есть "по мотивам". Вот Дюма - это "по мотивам", и ближе к фэнтези. А Гюго - это реализм. Правильно?
Reply
Я пока не оформил свои версии закономерностей. Послушаю других.
Reply
Ну...реализм может быть разве в мемуарах свидетелей, живших в той эпохи. Да и то недаром есть поговорка, что врет как свидетель))).
Reply
Наверное, не соглашусь.
Есть авторы - и произведения - которые _намеренно_ приукрашивают действительность. Тот же Дюма. И есть те, которые стараются создать у читателя впечатление сурового реализма - тот же Диккенс. И то, и другое - художественная литература, но различие в том, какое впечатление создаётся у читателя, колоссальное.
Так вот, я пытался сказать, что к фэнтези ближе первая литература ("приукрашивающая"), чем вторая.
Reply
От магии в этом мире остался, грубо говоря, один лишь аромат.
это наша реальность же))) все знают, что магия есть, но никто её не видел)
а про сказку и фэнтези. можно, я попробую предложить своё понимание?
ладно, не думаю, что вы будете возражать.
поэтому.
сказка в моём понимании - это подвид басни. басня в прозе. есть сюжет, есть герой, есть одна идея, которой подчиняется всё происходящее.
ну, вот колобок - про опасности, про "сиди дома, не гуляй". а Буратино... примерно про то же самое, но только если ты будешь ловким лгуном и наглым бездельником, то тебе может и повезёт. Золушка совершенно наоборот - будешь послушной зайкой, тогда тебе повезёт. послушным трудолюбивым зайкам может повезти, нужно только потерпеть. Братья Гримм все вообще про одно. "Кот в сапогах" - про то, что ненужное может оказаться ценным.
и так далее, и тому подобное)))
а фэнтези - это претензия на "большую литературу". там и цели-то, морали-то никакой нет. ну, почти. там действие ради действия. описания ради описаний. и волшебство - по факту, как данность. без ( ... )
Reply
тут у нас (про понимания) не совпадает, ну ничего.
впрочем, я всё равно со своим понимаем далеко от оформленного мнения.
Reply
Reply
Так и правильно. В посте прямо сказано, что я жду ваших версий. а моя ещё не проявилась внятно.
Reply
Как только магия становится системой и постигается по учебнику, она, собственно, перестает быть магией, а становится ответвлением технологии. С такими случаями работает фэнтези, по системе D&D, можно сказать.
Когда магия - это волшебство, непостижимое, доступное не всем, не измеряемое линейкой, не подчиняющееся закону сохранения энергии)))) тогда это не фэнтези. Сказка, эпос, миф, но не фэнтези.
Reply
Так фэнтези от реализма (исторического романа, приключенческого), скажем, чем отличается?
Или даже от фантастики, если такая постановка вопроса не претит)
Reply
Дурью автора преимущественно.
Допущением, что мир там не наш.
Сложно сформулировать.
Reply
Я смирился уже, что чётко сформулировать, очертить границы нельзя. Но если нельзя, но хочется, я иногда как бы задаю векторное описание, что ли... ну то есть несколько параметров, по которым ползунок двигается, скажем, от 0 до 1. Пусть таких параметров 10, но нам известно только 5. Пусть мы точно не знаем, какие значения параметров граничные, скажем, 0 - это точно не оно, а 1 - точно оно. 0,5 - это ни то, ни сё. Поэтому если мы взяли несколько (не все даже) параметров и определили их характеризующие значения (не точно, но хоть как-то), то жёстко мы отнести книгу туда или сюда не можем, но её "фэнтезийный коэффициент" посчитать кое-как можем. И тем самым как-то её отнести - туда или сюда.
Тут интересно, что ни считать все эти формулы, ни относить книги - смысла особого нет. Рассуждаю я в эту сторону лишь для того, чтобы прикинуть, как вообще может работать оценка и отнесение. Тут интереснее принципы работы, чем результат. Как в одной старой книжке один доктор филологических наук описывал, как компьютер оценивает семантические ореолы ( ... )
Reply
есть фантдопущения нет - это ползучий реализм
если фантдопущение в пределах современной автору научной парадигмы - это сай-фай
если фантдопущение вне парадигмы - это фентези.
космоопера, например, подвид фентези
и сказка (если не народная) подвид фентези
если непонятно, считает ли сам автор свое допущение фантастическим или существующим в реальности - это магический реализм
Reply
О, теперь я знаю, как называть некоторые тексты: "ползучий реализм"!
Reply
Чего-то Вы, кажется мне, желаете _принципиальное_ отличие найти там, где его нет.
Естественно, _принципиально_ фантастика ничем от литературы не отличается, и сказка не отличается, и исторический рОман с вытребеньками. Это всё и есть литература.
Фантастика начинается там, где автор сознательно и демонстративно применяет фантастическое допущение. То есть говорит читателю: я знаю, что ты знаешь (и ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь), что вот ЭТОГО ты в мире пока, или вообще, не найдёшь, не было этого никогда и нет, но давай поиграем в то, что ЭТО есть. И посмотрим, что получится.
Естественно, в любой литературе есть вот это "давай поиграем", единственное, что отличает фантастику - демонстративность и осознанное обоими сторонами применение этого приёма.
Как-то так.
Reply
Leave a comment