Начало
здесь.Следующий участок №30 в начале XIX века был занят деревянными постройками и садом. В 1860-1862 годах здесь на втором этаже одного из флигелей снимал квартиру живописец Л.М.Жемчужников, брат известных поэтов, один из авторов сатирического портрета Козьмы Пруткова. В 1907-1908 г.г. гражданский инженер С.В.Баниге по заказу действительного статского советника А.А.Радус-Зенковича возвел шестиэтажный доходный дом в стиле модерн, используя формы готической архитектуры. Дом был в собственности А.А.Радус-Зенковича и его дочери В.А.Радус-Зенкович.
Идем дальше. Дом №32. Надо сказать, что с 1780 года большой участок, включающий в себя №32-38, был единым владением и принадлежал полковнику А.Платену. Разделение произошло позднее, при следующем владельце, купце Ф.Гроттене. Этот участок с 1880 по 1905 г.г. принадлежал действительному статскому советнику А.Р.Гешвенду - энтузиасту школьного строительства, автору целого ряда училищных зданий. Он построил дом по своему проекту и он до 1918 года принадлежал его наследникам.
Соседний шестиэтажный дом №34 был построен в 1910 году архитектором, мастером петербургского модерна М.А.Алексеевым для графини М.А.Лидерс-Веймарн. Дом был построен как доходный.
Дом №36 - один из корпусов табачной фабрики, сооруженной в 1930-х годах. Раньше здесь стоял двухэтажный деревянный особняк надворной советницы Желтоуховой. В ее доме Н.В.Гоголь читал собравшимся главы из "Мертвых душ". Это было в 1842 году, когда он останавливался у своего друга Прокоповича, который с 1840-го года был владельцем этого дома.
Дом №38. Он был построен в 1899-1913 г.г. по проекту архитекторов Р.И. Кригера, Ю.Ю.Бенуа, А.Н.Бенуа в стиле модерн. Является памятником промышленной архитектуры.
Теперь надо рассказать немного о бывшей фабрике Урицкого. Сначала, с 1832 года здесь стоял дом купца Воробьева. В 1868 году купец I гильдии Роберт Шпис основал табачную фабрику - Общество табачных изделий "Лаферм". Сперва она находилась на Невском, 46, затем в 1870 году выкупили участок на углу 9 линии и Среднего проспекта. Производство стремительно развивалось. Перед Первой мировой войной на фабрике работало 2560 человек. В Петербурге было 4 магазина от фабрики и один в Москве. К началу войны фирма поглотила почти всех конкурентов и превратилась в трест, вобравший в себя 14 крупнейших табачных фабрик России. В 1914 году он выпускал 22 миллиона сигарет в день. Когда началась война семья Шписа покинула Россию, конечно, надеясь на возвращение.
В октябре 1918 года согласно декрету Совнаркома фабрика "Лаферм" стала называться Первой народной табачной фабрикой, а с 1922 года - Первой государственной фабрикой имени М.С.Урицкого. Имущество Шписа было конфисковано и он никогда больше не увидел России.
В конце 30-х годов был налажен первый выпуск знаменитых папирос "Беломорканал", с 1960-х годов стали выпускать сигареты с фильтром. Фабрика работала даже в блокаду. Табачную смесь делали из сухих листьев клена, которые собирали на Большом проспекте и табачной пыли. Сейчас это российско-американское предприятие и цеха его находятся вне города. Сколько я себя помню табачный запах около фабрики был очень сильным и сохранялся еще очень долго после ее закрытия. Сейчас его нет. Что удивительно.
Так выглядит сегодня здание с 9 линии.
А так - со Среднего. Чего там только теперь нет!
А таким оно было в конце XIX века.
Вот еще интересная фотография. 2002 год. Тогда торговали везде, где только можно и всем, чем только можно. Это 9 линия. Около Среднего.
И еще хочется показать, как выглядело здание фабрики в 1930 году.
А это здание напротив. Через Средний проспект. Дом № 42 по 9 линии. На месте деревянного дома в 1881 году архитектор Н.Ф.Монтандр построил доходный дом. Вскоре участок перешел к семье крупных купцов и кожевенных промышленников Бруснициных. Деньги от сдачи квартир внаем шли на содержание Дома призрения в память об их родителях - Николае и Елене Бруснициных, построенного ими на Косой линии. В этот приют принимали детей-сирот, ветеранов преклонного возраста. Там были школа, больница, мастерские. Потом Дом они передали городской общине. После революции приют ликвидировали. Там какое-то время была средняя школа, а с 1944 года - Высшее Макаровское училище. Сейчас - Морская Академия имени адмирала С.О.Макарова.
Дом со стороны 9 линии.
Следующий дом №44 был построен в 1862 году. Архитектор Фонтана Л.Ф., в 1913 году дом надстроили по проекту Н.И.Алексеева. С 1913 по 1917 дом принадлежал Р.В.Пелю, брату знаменитого формацевта и владельца аптеки на 7 линии.
Следующий дом №46 - бывший дом причта Смоленской кладбищенской церкви. Его построили по проекту архитектора К.Н.Вербицкого в 1875 году. Третий этаж этого здания до 1917 года занимали частная гимназия и реальное училище Г.А.Видемана.
Дом №48 был построен в 1910-1911 г.г. архитектором М.Ф.Еремеевым по заказу купца М.П.Новожилова. В доме в 1912 году снимал квартиру художник И.И.Бродский. В 1990-х годах в нем жил петербургский поэт Виктор Кривулин. Выглядит дом, мягко говоря, не очень хорошо.
На следующей фотографии дома №№50,52,54 и 56.
Желтый маленький двухэтажный дом под №50 - со второй половины 1840-х годов принадлежал евангелическому Александровскому заведению. До этого там были огороды. Это было благотворительное заведение, где обучали сирот из бедных семей. Мальчиков учили ремеслам, а потом определяли к ремесленникам, а девочек обучали работать служанками и тоже устраивали в хорошие семьи. После революции необходимость в таком заведении отпала и здание вместе с садом передали рабочему клубу "Профинтерн". В 1924 году - клубу объединения им.М.И.Калинина (бывший трубочный завод). Он существовал до 1990-х годов. Туда можно было ходить в кино. Сейчас там международный институт менеджмента.
Следующие два участка №52 и 54 до XIX века были единым. В 1820 году его владелица, купеческая жена Глушкова, сдавала деревянные строения для чулочной фабрики Энриха и платочной фабрики Нибурга. В 1830-1840 был построен доходный трехэтажный дом под №52. В 1910 году там находилась городская контора уличного освещения.
Неоклассический шестиэтажный дом №54 на месте сгоревшего деревянного особняка построили в 1905-1907 г.г. по проекту архитекторов К.Э.Маккензена и Д.А.Крыжановского. В 1912 году его надстроили мансардами, а в 1970 году их переделали в полноценный седьмой этаж.
Дом №56 - был построен в 1901-1902 по проекту архитектора П.М.Мульханова.
Фотография дома №50 1914 года.
Интересен дом №58, построенный в стиле модерн архитектором Н.И.Алексеевым в 1911-1912 г.г. для Ф.В.Шеффера.
Дом №58 в 1987 году.
После дома №58 мы видим двухэтажное здание бежевого цвета. Построено оно было в 1845 году для купца С.М.Сысоева. Новый владелец, часовой мастер немец-католик Иоганн Фихтнер завещал этот дом Германскому благотворительному обществу для создания приюта. Приют на 13 мальчиков некоторое время здесь существовал. Но после революции в здании расположился клуб имени Леонова, а потом здесь были другие разные клубы. Как-то после революции полюбили клубы...
Дальше, на углу с Малым проспектом, на месте существовавшего сквера, в 2003-2007 году было построено вот это современное здание - бизнес-центр "Соверен". Мне кажется, что оно здесь, что называется, "ни к селу, ни к городу". Такое бесцеремонное...
А вот этот милый двухэтажный домик, в котором был приют. Это, примерно, 1955-65 годы.
После стеклянного "Соверена" мы переходим Малый проспект. И нам остается посмотреть небольшой участок 9 линии до Уральского моста. В первой четверти XVIII века земля за Малым проспектом в районе 8-9 линий принадлежала А.Меншикову. Тогда вообще-то Малого проспекта еще не было. Его проложили во второй половине XVIII века и до 1777 года он назывался Третьей першпективой. С 1795 года имение стало принадлежать частным владельцам и в начале XIX века его стали делить на участки для продажи. Угловой дом №25/64 был надстроен и расширен в 1892 году архитектором Г.М.Барчем, причем в постройку был включен ранее существовавший здесь дом, построенный в 1859 году. Через два году его продлили по 9 линии до дома №66. Дом ничем не примечателен. На моей фотографии, к сожалению, только его угол.
Вот на этой фотографии, которую я сделала, пройдя линию почти до конца, видны все дома этого квартала.
Ничего особенного они собой не представляют. Но вот на фотографии ниже - дом №70. Его построил на месте деревянных строений архитектор Е.И.Ферри де Пиньи в 1864 году для жены подполковника Мельникова. Интересен он тем, что в начале ХХ века здесь жил живописец и мозаичист М.И.Зощенко, отец писатела Михаила Зощенко. Под его руководством и участии создавались мозаики, которые установлены на главном фасаде Музея А.В.Суворова на Кирочной улице.
В своей книжке "Перед восходом солнца" М.Зощенко пишет:
«У меня сердце упало, когда я подошел к воротам этого дома. Боже мой! Как все здесь мне было знакомо. Я узнал лестницу, маленький сад, ворота, двор. Я узнал почти все. Но как это было не похоже на то, что было в моей памяти. Когда-то дом казался огромной махиной, небоскребом. Теперь передо мной стоял захудалый трехэтажный домишко. Когда-то сад казался сказочным, таинственным. Теперь я увидел маленький жалкий скверик».
.
Дальше - тоже два интересных дома. Дом №72, построенный в 1907 архитектором К.В.Бальди в стиле модерн. Дом архитектор построил для своей семьи. И следующий - дом №74. Он был построен по проекту гражданского инженера С.М.Белякова по заказу купца Третьякова. Семья Третьяковых владела участком с 1880 года и до революции.
Последний дом по 9 линии - дом №80. Это фотография 1954 года. С 1974 года после многих и многих преобразований и слияний здесь стала существовать Ленинградская фабрика офсетной печати. С 1994 года она преобразовалась в акционерное общество. Началось все это, естественно, с основанного Э.И.Маркусом в 1879 году "Заведения графических искусств", которое положило начало уже более чем вековым традициям объединения. Э.И.Маркус приехал для создания собственного дела в Петербург из г.Митава Курляндской губернии (сейчас - Латвия).
Так выглядит здание сейчас. Не такое мрачное.
9 линия закончилась. Улица переходит в Уральский мост через реку Смоленку, перейдя который, можно попасть на остров Декабристов. Раньше - Голодай.
А вот интересная фотография, которая мне попалась. Хочу ею завершить прогулку. Там, на Голодае, недалеко от моста в начале века была построена ткацкая мануфактура, которая после революции превратилась в Ткацко-красильную фабрику им.А.Желябова. При ней был т.н. "детский очаг", видимо, прообраз будущих детских садов. На фотографии 1920-го года дети из этого самого "очага" на прогулке около Уральского моста, который тогда был деревянным. Они смотрят на нас, а мне хочется рассматривать их лица. Ведь они не знают, что их ждет через двадцать лет, а мы знаем. И это всегда как-то волнует...
Вот и закончилась прогулка по 9 линии. Надеюсь, что будет и по 10-ой.
Использовала
http://www.citywalls.ru/,
http://history.gradpetra.net/,
https://pastvu.com/ и книгу "Дома и люди Васильевского острова" Г.Никитенко и В.Соболя.