В конце XVIII века на официальном плане Москвы такого названия не было, но в народе Вшивой горкой называли холм в Заяузье, возле Яузского моста. В середине XIX века на планах появились Вшивогорская улица и Вшивогорский переулок (тут надо вспомнить, что названия улиц в Москве записывались геодезистами от местных жителей), которые на других планах назывались Прохоровской улицей и Курносовым переулком; в конце XIX века Вшивой горкой стали называть Верхнюю Николо-Болвановскую улицу, до того называвшуюся Яузской. И хотя в начале XX века улицу переименовали в Гончарную, затем в Таганскую, а в 1922 году в Интернациональную в честь 1-го Интернационала, еще до сих пор ее иногда называют Вшивой горкой. И.К. Кондратьев в книге "Седая старина Москвы" пишет: "Скажем несколько слов о Швивой, а по-простонародному Вшивой, горке", - и далее приводит, по его мнению, "неосновательный" рассказ о происхождении простонародного названия. Действие этого рассказа относится к концу 1 тысячелетия, когда по Яузе и Москве-реке, тогда полноводным, проходил древний торговый путь, и тогдашние "бурлаки раскладывали здесь костры, варили себе пищу и, межу прочим, обсушивались и истребляли известных неприятных насекомых". В другой легенде говорится, что в прежние времена наверху горы брадобреи стригли и брили москвичей, а по горе вниз катились кудри вместе с насекомыми. Поэтому и назвали горку Вшивой. Легенда эта имела большое распространение. Ее повторяли публицисты и писатели, не подвергая ни исторической, ни просто здравой критике. М.И. Пыляев приводит ее в "Старой Москве". Источником этой легенды стало "Описание путешествия в Московию..." Адама Олеария, посетившего Москву в составе голштинского посольства в первой половине XVII века. "Далее направо, - пишет Олеарий, - когда пойдешь от Посольского двора в Кремль, есть особая площадка, на которой русские во время хорошей погоды сидят под открытым небом, бреются и стригутся. Рынок этот называется у них Вшивый: до такой степени устлан слоем волос, что ходишь по нему, точно по подушке" . Однако уже в конце XIX века название горы Вшивой начало вызывать сомнение в его подлинности, высказывалось мнение, что оно искажено, что горку надо называть Швивая, поскольку тут были швальни - мастерские по пошиву одежды. В 1920 году академик А.И. Соболевский предложил называть горку Ушивая, потому что она якобы была покрыта колючей травой ушем (ушь /древнерусское/ - растение рода лютиковых, которое во время голода употребляли в пищу; запись о том, что люди ели ушь, имеется в летописи о голоде 1128 года в Новгороде). Но история этой местности - древнейшей в Москве - и ее заселения известна; не могла она быть местом сбора травы, потому что тесно, двор ко двору, была с XII века заселена ремесленниками; и не портные, а гончары заселяли эту гору. Под названием Вшивая" горка попала в старинные путеводители, определяющие ее точное местонахождение. В путеводителе 1782 года о ней говорится: "Едучи по Яузской улице прямо чрез Яузской мост, от оного идет гора, называется Вшивая горка". Сейчас мы определили бы Вшивую горку как склон Таганского холма в сторону Яузы. Путеводитель по Москве 1833 года издания, перечисляя самые красивые виды Москвы, пишет: "Вы, почтенный читатель, конечно, не откажетесь остановиться и полюбоваться прелестным видом - Вшивой горки и устья крутоберегой Яузы; точно, сей вид прекрасен: это смесь столичного великолепия с милой простотою природы".
Горка может быть сколь угодно вшивой, швивой, кособокой и какой угодно, но для меня она всегда будет самой любимой и родной - не так давно на улице Володарского (как ее не называть - по детским воспоминанием она навеки останется Володаркой...) появился я на свет и провел в тех местах, пожалуй, самые запоминающиеся годы жизни)))
Родился я в доме 12 (ныне дом 12 строение 6), бывшем флигеле городской усадьбы. В этом доме родилась моя мама, мои деды, двое из них пропали без вести в 41 году, защищая Москву...
Квартира наша располагалась на втором этаже и имела восемь окон. Около нынешнего забора, во дворе, росла береза, спасавшая в летний зной и всегда дарующая уют и прохладу жарким летом бабушкиной комнате. Из ее окна можно было увидеть знаменитую "высотку" на Котельнической набережной ( не вид из окна, но как-то так)
Окна комнаты деда
выходили на существующую и поныне санэпидемстанцию, имеющую сегодня некое забубенное название.
Если постараться, то можно было "заглянуть" в Рюмин переулок.
и углядеть знаменитые "металлические деревья"
которые чем-то не потрафили нынешним владельцам здания...
Флигель наш относился к усадьбе, известной ныне как "дом Тутолмина". "История дома № 12 по Гончарной улице прослеживается с начала XVIII века. Здесь, на высоком холме над слиянием рек Москвы и Яузы, еще во времена Петра построил каменный дворец Александр Строганов, получивший вместе с братьями титул барона..."(Архекторы М.Ф.Казаков и В.И.Баженов ??). "...Нельзя не удивляться, как великолепно живет молодой барон Строганов, отец которого был не более как богатый крестьянин; он не только, по здешнему обычаю, всегда имеет роскошный стол, хорошо одевается и щеголяет экипажами, но и держит собственную труппу музыкантов... Дом его один из лучших в Москве как по красоте, так и по местоположению. Перед ним протекают две реки, именно Москва и Яуза". Потом палаты перешли от Александра Строганова к его дочери княгине В. А. Шаховской. Во второй половине XVIII века они были разобраны, и, как предполагают историки, в начале 1770-х годов один из самых богатых московских купцов В. В. Суровщиков возвел на этом месте строгое трехэтажное строение с полукруглым, ограниченным крыльями флигелей двором. Наверху был поставлен бельведер, откуда открывался вид на Москву. В начале XIX века дом принадлежал генерал-аншефу Т. И. Тутолмину, который в 1806- 1809 годах был московским главнокомандующим. Генерал-аншеф также занимался перестройкой дома, и современники утверждали, что строительство одной парадной лестницы обошлось ему в 150 тыс. рублей. В 1812 году дом сгорел и долго стоял неотделанным, до тех пор, пока его владельцем не стал один из текстильных московских магнатов Тимофей Васильевич Прохоров. Он решил открыть в нем нечто невиданное до той поры в Москве - фабрику-школу. В 1846 фабрика Прохорова выпускала ситца на 155 тыс. рублей. Однако фабричное производство существовало надолго - до 1850 года. После этого дом стал обычным доходным, сдававшимся под квартиры и различные учреждения. Так в начале XX века в нем находилась известная в Москве частная женская гимназия Е. Е. Констан. В 1903-1904 годах архитектор В. В. Шервуд по заказу тогдашней владелицы дома надстраивает два этажа, ломает крылья флигелей и делает пристройки. В конце 1930-х годов бывший дворец был вновь значительно перестроен, потеряв остатки былого великолепия.
Жилым дом был и в мое время. В конце XX века здание было "отреставрировано" под руководством архитекторов Т. Л. Энговатовой и А. Б. Пушниной. Бывший дворец Тутолмина был надстроен двумя этажами в духе архитектуры пятиэтажек конца 70-х и в результате сегодня представляет собой строение во вкусе советской партийно-административной элиты. Чтобы в этом сооружении можно было хоть как-то угадать черты бывшего имения, трехэтажный фасад, украшенный классическим фронтоном и колоннами, выкрашен в желтый цвет.
Некогда двор представлял собой почти рощу, а сегодня все деревья вырублены, посажены лишь чахлые кустики, которые никогда не вырастут до былого великолепия. Да и во двор простому смертному вход заказан, видимо для того,чтобы скрыть все перестройки окружающих его старых зданий...
Строительный зуд довольно сильно затронул горку, особенно за последние двадцать лет. Но кое-что пока еще сохранилось почти нетронутым.
А этот дом в детстве всегда пугал меня своим видом, хотя, казалось бы, что в нем страшного?
Прогуляемся по Володарке, пардон, Гончарной улице.
Рядом с домом моего детства до сих пор стоит на диво, не тронутая современными строителями, городская усадьба 19 века (М.П. Клаповской), пока еще памятник архитектуры.
В советские времена это был дом научного (!) атеизма, сейчас, нагло приляпав свою вывеску поверх старой, в усадьбе расположился не много, ни мало
как мне кажется, не только духа, но и даже самого маленького запаха не имеется.. Приглашаю проследовать далее в сторону Таганской площади.
Название этой местности произошло от "тагана" - металлического треножника для походной кухни, которые изготовляли здесь, в одноименной дворцовой ремесленной слободе (по другой версии "таган" - сковорода для печения блинов). На этих местах раньше перед привезёнными из Орды войлочными изображениями ханов - «болванов» - московские князья давали им присягу перед татарскими послами. Здесь заканчивалась дорога в Москву - из Рязани и Орды. Именно здесь останавливались восточные купцы, выплачивавшие таможенные и другие пошлины. Подтверждением этого является то, что Летописью ещё 1380 годом упоминается проходившая здесь «Болвановская дорога». От Таганской площади в XVII веке шли дороги к Симонову и Новоспасскому монастырям, к Алексеевской, Семёновской, Воронцовской и дворцовой Каменщиковой слободам. На их месте и возникли улицы: Большая Алексеевская, Семёновская (ныне Таганская), Воронцовская, Большие Каменщики.
На месте сараюшек-гаражей, около которых я стою на предыдущем фото, во времена правления Лужкова влеплен очередной шедевр зодчества.
Напротив него через перекресток стоит здание бывшего проектного института средмаша, приходящее потихоничку в упадок. Во время войны в нем располагался госпиталь.
"На Руси святые Косьма и Дамиан почему-то считались еще покровителями... кузнецов и самого кузнечного дела, а также всех ремесел, связанных с металлом - котельников, серебряников, болванщиков, таганцев...Таким "металлическим" районом старой Москвы была Таганка. Здесь жили "болванщики", делавшие железные болванки, и кузнецы, и котельники дворцовой Котельной слободы, изготовлявшие котлы для варки пищи, и совсем рядом - серебряники - мастера Серебряного монетного двора, чеканившие деньги. На Гончарной улице, рядом стояли сразу два слободских Космодамиановских храма. Их так и называли "Старый" и "Новый" - видимо, по времени появления. Согласно легенде, эти церкви построили два богатых брата. Поссорившись, они разошлись, и один решил выстроить на этой улице, где уже стоял Космодамиановский храм, новую, свою собственную церковь, которая и стала называться "Новой". И освящена она была уже не в честь святых врачей, а честь других Косьмы и Дамиана, христианских мучеников, погибших за веру в Риме. Первая ("старая") церковь свв. Косьмы и Дамиана появилась здесь, на Швивой горке, еще в XV веке, когда тут стоял Заяузский Космодамиановский монастырь, "что на Вражке" - небольшой овражек проходил с южной стороны церкви, которая, видимо, поначалу была соборным храмом древней обители. Этот монастырь вместе с Заяузской слободой завещал в своей духовной грамоте жене и детям князь Иван Патрикеев в 1498 году. Кстати, эти места в Москве были древнейшими и в преданиях восходят еще ко временам внука библейского Ноя, царя Мосоха, легендарного основателя Москвы: были у него жена по имени Ква, сын Я и дочь Вуза. Так и появилась Москва на реке Яузе, названные по их именам. Самостоятельная приходская церковь свв. Косьмы и Дамиана появилась здесь примерно в конце XVI века, возможно, после упразднения монастыря. Она точно известна с 1657 года, когда в ней устроили придел св. митрополита Филиппа. После очередного пожара в 1773 году церковь была восстановлена тщанием богатого прихожанина, фабриканта Луки Девятова. Угловой с Гончарной улицей 3-й Котельнический переулок, выходящий к Москве-реке, тогда назывался Старокосмодамиановским. А соседний 2-й Котельнический переулок до революции именовался Новокосмодамиановским - соответственно по храму "Нового". Этот храм также появился здесь до Романовых, но, скорее всего, просто был основан позже, чем древняя монастырская церковь. В 1933 году его сломали и руины встроили в обычное городское сооружение, превратив старинную церковь... в шестиэтажный дом. На него можно "полюбоваться", гуляя по Гончарной улице, которая с 1919 года и до недавнего времени носила имя большевика Володарского". Две фотографии, сделанные с разницей более, чем сто лет - храм и институт...
"Старый" храм Косьмы и Дамиана, немного переживший "Нового", был полностью снесен в 1936 году. Теперь на его месте - солидный "генеральский" дом, почему-то в последнее время часто "снимающийся" в кино. В принципе, неудивительно - его построил гениальный Л.В.Руднев, архитектор главного здания МГУ на Воробьевых горах.
Где-то далеко от Москвы есть стена плача, а на Гончарной улице возле места, где стоял храм Косьмы и Домиана (новый), есть стена кондиционеров...
Оглянувшись,
продолжим путь к дому, в который шастал инженер Телегин (аки Ю. Соломин) в фильме "Хождение по мукам" к своей полюбовнице Кате (или Даше, вечно я их путаю).
Вообще, улица Володарского (еще не Гончарная) имеет богатую кинематографическую историю. Помню, как мне нарушали тихий час "сымщики", затаскивая в бабушкину комнату прожектор, гремя под окном при раскладывании резиновой булыжной мостовой и крича чуть позже "Чайковский! Трость в другую руку и иди помедленней!". А по улице нескончаемой вереницей тянулись пролетки, подводы, иногда кареты, делая круг от пятого Котельнического до Рюмина.. На колокольне храма Успения стоял пулемет, накрывая "холостыми" отряды Красной гвардии..
Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году. В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764-1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола. В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. На северном фасаде сделали одно полуциркульное окно, появились новые главы и кресты, к колокольне пристроили южный портал. Внутри храма были объединены в один объём четверик, трапезная и пространство придела. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. На рубеже XIX-XX веков на главах появились звёзды. Большая часть оформления интерьера храма относится ко второй половине XIX века. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII-XVIII веков. В годы Советской власти храм не закрывался. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 году Успенский храм становится подворьем Болгарской православной церкви. В 1949 году в храме были проведены реставрационные работы.
Храм довольно-таки посещаем, чем даже в раннее воскресное утру пользуются асоциальные элементы. Наклянчив достаточную сумму, они направляются к ближайшей торговой точке,
после чего предаются "блаженству" в объятиях Морфея у стен некогда известного далеко за пределами Москвы "бара Высоцкого".
Уж коли мы, следуя за церковными попрошайками, очутились на интернационально-радищевской улице, посмотрим вокруг.
Нет уже старинной АЗС у церкви Святителя Николая на Болванове.. (Строительство начато в 1697 году архитектором Осипом Старцевым. Закончено 15 лет спустя в 1712г.)
И перефразируя одного бывшего таксиста "Новоделы, новоделы, а я маленький такой..."
Вернемся к пересечению Гончарной и пятого Котельнического, к дому Зимина. Особняк построен в 1911-12 годах по проекту архитектора В.Д. Адамовича. "Характерно московская неоклассическая постройка. Фасад, обращенный к улице, - симметричен, выделен центральным ризалитом с тремя арочными окнами, над которыми размещен гладкий треугольный аттик с круглым слуховым окном. На этом фасаде обращают на себя внимание рельефные композиции медальонов и ваз под боковыми окнами второго этажа. Фасад, выходящий в переулок, также имеет небольшой ризалит, которым акцентирован вход, и длинное окно парадной лестницы. Над входной дверью сохранился красивый металлический зонтик, стилизованный в классических формах."
Взглянув еще разок на Володарку,
сначала по переулку, а потом и "огородами, спустимся на набережную реки Москвы.
Между вторым и первым Котельническими обнаруживаем очередную долгостройку эпохи Юрия Михайловича.
Ранее на этом месте стояла общага "косыгинского" института, куда только ленивый или обремененный многодетной семьей не заскакивал для проведения досуга. А сейчас - ни девчонок, ни строящегося комплекса...
Пока новая бетонно-стеклянная громадина "нулевеециклеет", можно полюбоваться одним из эффектнейших памятников архитектуры московского ампира, построенным в 1822-1824 по проекту О.И.Бове - Храмом Николы Чудотворца в Котельниках.
От Храма поднимаемся вверх по переулку.
Проходим мимо ворот, вызывающих смутные воспоминания..Ба! Да в этот детский сад я ходил много лет назад...
Напротив видим школу 497, в которую "в первый раз в первый класс" в 1940 году пошла учиться моя мама. В нынешние времена это уже не школа, а нечто с труднопроизносимым названием, да и внешний вид преобразился не знаю в какую сторону...
Со зданием школы соседствует
Палаты середины XVII в., в 1860-1880-е гг. перестроеный в городскую усадьбу инженером Н.Г. Фалеевым.
Эдакий "скворечник" местами.
Из переулка ныряем "проходником"
во дворы,
где можно познакомиться с местными новостями,
познакомиться с архитектурой переходного периода "Руднев-Лужков".
Еще можно убедится, что Вшивая горка действительно горка...
Лестницей возвращаемся на набережную к Мазуринской богадельне, ныне презревшей российский союз промышленников и предпринимателей.
"Николай Алексеевич МАЗУРИН (р. 1823, Москва - ум. 1903, Петербург), один из крупнейших благотворителей, вёл торговую деятельность в Петербурге, петербургский купец 2-ой гильдии. Среди его пожертвований Московскому купеческому обществу на благотворительные нужды был участок земли и 500 тыс. рублей "на устройство и содержание Дома призрения имени семьи Мазуриных на 100 человек, происходящих из московского и купеческого сословий, чисто русского происхождения, православного вероисповедания". Эта богадельня была открыта в 1887 году, теперешний адрес - Гончарная набережная, д. 17."
Оставляем богадельню справа и поднимаемся к задворкам дома Тутолмина, они же двор высотки и низы Афонского подворья, отгородившегося от жизни забором. В конце 60-х никакого асфальта не было, а по зиме можно было прокатиться на санках
и первый раз в жизни, на ужас родителям, пересечь сплошную и оттормозиться о гранитный парапет набережной...
Дорожка приводит во двор , ныне не имеющий доступа от тутолминского дома (как было раньше, но обзаведшийся памятным знаком.
Когда-то лавочки стояли не только вдоль единственного променада,
а по всему двору. Как было здорово прогулять очередную лекцию в институте и приехать с сокурсниками с юго-запада на Таганку,и, посетив гастроном в высотке, разливая "по сто семьдесят граммов на брата", решать зубодробительную задачку из учебника по термеху... И гастроном уже не тот, и лавочек тех нет - их заменяют стопки DVD дисков сомнительного содержания:
Хорошо, что фонари из детства остались.
Внушает сомнения надпись памятном камне, говорящая о постройке высотки в период с 49 года. Часть здания, обращенная к реке был построена до войны, а уж остальное после, причем руками пленных немцев. До постройки высотки с горки открывался восхитительный вид на Кремль,
после можно лишь смотреть на бельишко, вывешанное для просушки
и элементы декора здания.
Двором высотки можно пройти по тылам складов "Диафильма,"
расположенных в советское время в церкви Великомученика Никиты (названной отнюдь не в честь Хрущева и Михалкова)
а попасть на территорию - фига, в отличие от детских времен. Выстроили забор, поставили охранника у ворот.
Не так стоишь, не так крестишься, не так поклоны отбиваешь. ..Сплошная "поповщина" и православие в исполнении московских священнослужителей и церковных кликуш, нагло попрошайничающих ..
Оставим их приехавшим паломникам-цам и обратим внимание на дом, называемый "лепиловка"
что-бы не было указано на "доске", но дом этом самая старая сохранившаяся постройка на Вшивой..Спросите любого старожила - строился еще при Борисе Годунове, а по иным сведениям - при Грозном. Все остальное "причесали" в более поздние времена.
Дом стоит на перекрестке Гончарной и Большого Ватина.
по которому мы спускаемся к площади, взлетевшей из-за неполадок в газовой системе зимой 69-го. Тряхонуло тогда здорово: буфет закачался и побил всю посуду , я из опрокинувшейся кроватки выпал на пол..Стекла в витринах "Иллюзиона" повылетали (ах, какой это был кинотеатр - стояли в очередях за билетами на редкие, а главное, зарубежные, фильмы).
Но ничто не напоминает о трагедии многолетней давности..."Тогда" дед привел в скверик безымянный
откуда открывался вид на поднятую на воздух площадь. Сегодня ни что не напоминает о событиях зимы 69-го...
Может быть, новые местные писатели, обложившись листами писчей бумаги и отчаянно работая пером, пытаются вспомнить былое...
или отписывают официальный документ, желая получить партию сигарет?
А может быть жалуется на неповоротливость строителей?
и снег не крышах?
Пожалуй, на этом месте завершим прогулку по горке, оставив вторжение на территорию дома, построенного купцом-бандюганом Баташевым до следующего раза....
Это будет совсем другая история....