боковик из ФлайПаста №1 за 2021 год (однако, иногда полезно бывает откладывать публикацию давно готового поста - в последний момент что-то новое по теме может появиться...)
Canadair CL-52 - летающая лаборатория для испытаний двигателя Orenda PS.13 Iroquois, оборудованная на базе арендованного канадскими ВВС у USAF бомбардировщика B-47B-25 сер.№ 51-2059 (зав.№ 450112). Все полёты на этом исследовательском самолёте выполнял шеф-пилот Orenda Engines Томас П.М. Купер-Слиппер,
уже проходивший в этом цикле постов.
чуть подправленный (убрана кормовая стрелковая установка) вариант окраски из инструкции к афтемаркетовской декали от Warbird Decals “B-47 StratoJet Common Markings” арт.№ 72 015
Предназначавшийся для CF105 Arrow двигатель по своим габаритам (30 футов длины и 6 в диаметре) и тяге (20000 фунтов без форсажа) на что-то меньшее, чем стратегический бомбардировщик поставить было крайне затруднительно, да и тут его пришлось ставить на специальный пилон в хвостовой части фюзеляжа.
Контракт на поставку B-47 подписали 8 февраля 1956, а 5 марта самолёт прилетел из США на завод Canadair в Картьервиле (под Монреалем). Однако, работа по переоборудованию заняла более года. Во многом, из-за низкой готовности самого двигателя.
А пока шла эта конверсия, для будущей лаборатории подобрали лётно-испытательный экипаж: командир корабля Купер-Слиппер, второй пилот Ленард Хоббс [Leonard Hobbs] и бортинженер Джон МакЛаклан [John McLachlan]. Осенью 1956 эту троицу отправили на 10-недельную командировку в США для прохождения SAC’овского курса переподготовки на B-47 в составе 3520-го Flying Training Wing (M Bomb) USAF на McConnell AFB в Уичито (Канзас). За вычетом раздела про бомбометание они прошли там весь курс и по итогам получили сертификаты допуска к полётам на типе.
Весной 1957 переделка была наконец завершена, и 15 апреля экипаж Купер-Слиппера принял машину в Картьервиле и перегнал на заводской аэродром «Авро Канада» и «Оренда» в Малтоне (под Торонто). «Ирокез» тогда ещё то ли просто отсутствовал в своей гондоле, то ли был только макетным образцом.
Потом до июня было ещё несколько полётов в таком же варианте, но «живого» двигателя, пригодного к лётным испытаниям пока не было, поэтому следующие 5 месяцев CL-52 просто стоял на приколе.
До полётов дело дошло лишь в конце осени. Первое испытание назначили на 11 ноября 1957, но на предварительной инспекции «Ирокеза» обнаружились протечки топлива, и до полётов его не допустили. Замена двигателя грозила вылиться в ещё пару месяцев простоя, а все сроки и так были сорваны.
В результате частных переговоров стороны пришли к соглашению: инспекторы всё же пишут заключение об ограниченной готовности самолёта к полёту и дают добро на проведение испытаний, а лётчики ограничатся лишь коротким включением двигателя на малых оборотах.
Купер-Слиппер в ожидании разрешения на взлёт 13.11.57.
Ещё две фотографии из того же утра: Хоббс (первый слева) с механиками и МакЛаклан.
Полдень того же дня: летающая лаборатория взлетает, оставляя отчётливый дымный след.
13 ноября в 12:05 самолёт поднялся в воздух. Работали в тот момент только 6 штатных двигателей, а «испытуемый» был выключен. После набора необходимой высоты экипаж перевёл машину в скоростное снижение и открыл заслонку, прикрывавшую воздухозаборник «Ирокеза», чтобы запустить его после раскрутки компрессора набегающим воздухом. Необходимых оборотов тогда достичь не удалось, но в 12:27 «Ирокез» всё равно завёлся. После 6 минут работы его выключили и пошли на посадку.
Программа испытаний продвигалась неспешно, и за год с небольшим «Ирокез» проработал в воздухе от 31 до 35 часов (в разных публикациях приводятся разные данные). На них пришлось несколько отказов и даже один взрыв, но двигатель вовремя успели остановить (у каждого члена экипажа для этого была специальная аварийная кнопка), и пожара не случилось.
А 20 февраля 1959 программу разработки CF105 остановили, а вместе с ней прекратили и работы по двигателю, а значит и летающая лаборатория больше была не нужна.
22 мая 1959 бывший B-47 передали обратно в USAF, но по некоторым данным фактически его перегнали в США только в августе.
Обратно в строевую конфигурацию самолёт возвращать не стали из-за большого объёма работы и возможного повреждения конструкции фюзеляжа нерасчётными асимметричными нагрузками. В итоге он закончил свои дни на авиационном «кладбище» на Davis-Monthan AFB.
Экипаж перед одним из полётов, Купер-Слиппер стоит на лестнице.
Фотографии CL-52 разного времени, наземные и полётные: