Spitfire XIV сер.№ RN133, персональный самолёт командира 132-го сквадрона RAF сквадрон-лидера Кеннета Л. Чарни, на котором тот летал с лета 1945 по весну 1946 сначала в Южной Индии, а потом (с сентября 1945) в Гонконге.
RN133 - самолёт выпуска января 1945. В феврале он был доставлен в Индию на транспорте Empire Paragon, а 12 апреля принят на баланс 132-го сквадрона и через некоторое время закреплён за командиром этой части. После апреля 1946 он стоял на хранении где-то в Индии, а в сентябре переправлен в Японию, но не известно, какой именно частью он там использовался. А на списание этот борт пошёл в марте 1948.
Англичанин, эмигрировавший в Аргентину в возрасте 7 лет. Не сам, понятное дело, а с родителями. Чарни-старший в Новом Свете стал менеджером в аргентинском отделении Anglo Mexican Petroleum Co и среди прочих его обязанностей был контроль за обеспечением бесперебойной дозаправки почтовых самолётов Aeroposta Argentina, с которой у «англо-мексиканцев» был заключён контракт. Сына он достаточно часто брал с собой на работу, и так Кен получил возможность не только пообщаться со многими авиаторами, в т.ч. такими знаменитыми, как Мермоз и Сент-Экюпери, но и полетать с ними во время почтовых рейсов по стране. Уже тогда он стал большим поклонником авиации, но до начала войны это никак не сказывалось на его жизни.
В 1934-36 он отучился в Англии в старших классах школы, но в колледж поступил уже Аргентинский и в Европу возвращаться больше не собирался. Однако, начавшаяся мировая война всё изменила: летом 1940 в Англию прибыла вторая группа англо-аргентинских добровольцев, среди которых был и Кен Чарни. Помня детское увлечение авиацией, он в августе месяце записался в RAFVR на лётную подготовку, получив пилотский диплом в апреле следующего года, а к июню 1941 полностью завершив цикл обучения.
Звания: август 1940 - кадет; апрель 1941 - сержант RAFVR; 28.11.41 - пайлот-офицер “on probation”; 1.10.42 - военно-постоянный флаинг-офицер “on probation”; летом, или осенью 1942 - «действующий» флайт-лейтенант; ноябрь 1943 - «действующий» сквадрон-лидер; 28.11.43 - военно-постоянный флайт-лейтенант.
Части и кампании: с июня 1941 воевал в 91-м сквадроне RAF, базировавшемся на юго-востоке Англии и занимавшемся главным образом патрулированием над прибрежными водами; летал на Spitfire Vb, побед не имел. В мае 1942 убыл на Мальту вместе с очередным пополнением и новой партией «Спитфайров» Mk.V. По прибытии на место был зачислен в состав 185-го сквадрона и 1.7.42 приступил к выполнению боевых заданий. В первом же вылете добился относительного успеха, повредив вражеский самолёт, но и сам был подбит и плюхнулся на брюхо. Ещё перед отправкой на Средиземноморье его рекомендовали на должность флайт-коммандера и вскоре действительно поставили водить в бой флайт. Летал на Mk.Vb и Vc (в основном на последних) и одержал 3/3/5 воздушных побед. В ноябре 1942 закончил «боевой тур» и вернулся в Англию, где стал инструктором в 53-й OTU. В августе 1943 начал второй «тур» в рядах 122-го сквадрона 2-х Тактических ВВС (Юго-Восточная Англия, самолёты Spitfire IX). В ноябре переведён в 602-й сквадрон, тоже летавший на «Спитах-9» во 2-х ВВС и несмотря на слишком высокое звание назначен флайт-коммандером. Примерно тогда же продлили его контракт на активную службу [Extended Service Commission]. В новой части успел одержать 1 подтверждённую победу, прежде чем эскадрилью отвели на север для отдыха и обеспечения ПВО Шотландии. На рубеже февраля-марта Чарни прошёл трёхнедельный Air Support Training Course (во втором наборе курсантов) на базе Fighter Training School в Уэльсе, после чего вернулся обратно в часть и в марте вместе с ней перебрался обратно на юг для возобновления активных действий, а с 25 июня дальше на континент вслед за наступающими войсками. Одержал 1/1/0 побед. В первой половине июля 1944 поставлен командиром 132-го сквадрона - соседней эскадрильи того же крыла, что и 602-я и летавшей на таких же самолётах, и добавил на личный счёт ещё 1/0/2 воздушных побед. 30.9.44 132-й был отведён обратно в Англию и переквалифицирован в эскортные, сменив низковысотную ИБ-версию «Спитфайров» на средневысотные Mk.IXe. Но в декабре эти истребители оставили на месте, а персонал части морем отправили на Дальний Восток. В январе 1945 сквадрон прибыл на Цейлон и получил комплект Spitfire VIII, а в мае перебазировался на юг Индии и первым на Востоке прошёл перевооружение на Spitfire XIV. Однако, ни на том, ни на другом типе повоевать ему так и не довелось, потому что японцы вероломно капитулировали прежде, чем англичане успели начать операцию по ре-оккупации Малайи.
Победы: 1-й “Damaged” - 1.7.42; 1-я “Probable” - 6.7.42; 1-я подтвержденная - 12.7.42; 5-я - 2.7.44; 6-я - 14.7.44. Всего за время войны 6/4/7 воздушны побед (все личные).
Награды (без учёта «кампанейских»): DFC - 5.2.43; DFC & Bar - за бой 2.7.44.
В сентябре 1945 132-й сквадрон прибыл в Гонконг на борту авианосца HMS Smiter и далее выполнял функции местного ПВО, а также летал на регулярные анти-пиратские патрулирования. Тем временем Чарни 18.12.45 получил постоянного флайт-лейтенанта со старшинством от 1.9.45. В апреле 1946 часть попала под расформирование, а её бывший командир перешёл на штабную работу сначала в HQ, Air Command, South East Asia, потом в Palembang Air Command, South East Asia [возможно, командовал авиабазой RAF Palembang] и наконец в Air HQ, Ceylon. В начале 1947 он вернулся в Англию и с мая 1947 по февраль 1948 служил в штабе 63-й группы RAF, потом прошёл переучивание на современную технику на авиабазе RAF в Любеке и с апреля 1948 сам стал инструктором [возможно, там же в Любеке]. Где-то в 1947-48 его «действующее» сквадрон-лидерство прекратило своё действие, зато 19.10.48 лётчика перевели с контрактной на постоянную службу [Permanent Commission] в том же звании флайт-лейтенанта. С мая 1949 по июнь 1951 Чарни инструкторствовал на авиабазе RAF в Зильте и летал там на Vampire. Затем отучился в RAF Staff College и служил на различны должностях во Франции. В мае 1954 получил назначение в CFE [Central Fighter Establishment] в отдел Ground Attack Tactics и 1 июля произведён в сквадрон-лидеры. С января 1957 был адъютантом при британском после в Багдаде [воздушным атташе что ли??], а с декабря 1957 по июль 1959 служил в штабе Task Force ‘Grapple’ [проведение испытания английского ядерного оружия] на Острове Рождества в Индийском океане. По возвращении в Англию служил в штабе Flying Training Command RAF и/или командовал RAF Cadet School в Лондоне. С сентября 1960 командовал авиабазой RAF Christmas Island и 1.1.61 произведён в винг-коммандеры. В марте 1962 был переведён в Германию (куда именно мне не известно), а с июня 1963 служил в штабе 2nd Allied TAF. В 1964 стал воздушным атташе в Джакарте и оставался на этом посту до 1969 года, будучи произведён в груп-кэптены 1.1.68. В самом начале 1970 вернулся в Англию и 1 февраля вышел в отставку по собственному желанию.
Всего за время авиационной карьеры Кен Чарни освоил 36 типов самолётов. Данных по суммарному налёту нет, но в послевоенное время он налетал 2300 часов, считая только истребители и реактивные самолёты.
В семидесятых годах в течении трёх лет работал инструктором в Royal Saudi Air Force, но никаких подробностей мне не известно.
Окончательно уйдя на покой, некоторое время жил в Испании, а потом поселился в княжестве Андорра, где и скончался 3.6.82 от рака, предположительно, ставшего следствием пребывания в зоне испытания ядерного оружия. В 2015 по инициативе аргентинской общественности его перезахоронили на английском кладбище в Буэнос-Айресе.
вариант окраски из классической модели фирмы FROG в 1:72
«Спитфайры» 132-го сквадрона в Гонконге в феврале 1946, на переднем плане командирская машина.