боковик с сайта
Антология Як УТ-1 в варианте тренировочного истребителя, единственный прототип. В марте 1941 он прошел испытания в НИИ ВВС, и ведущим летчиком в них был майор [или еще капитан?!] Константин Афанасьевич Груздев,
уже упоминавшийся в этом цикле постов.
Аппарат был построен на заводе №47 в соответствии с постановлением Комитета обороны от 4 марта 1940, которое вообще-то предусматривало постройку двух прототипов, но т.к. всю оснастку для серийного производства УТ-1 к тому времени уже давно успели списать, то в итоге заводское КБ ограничилось лишь одним экземпляром.
От серийных машин он отличался наличием одного синхронного ШКАСа с боекомплектом 250 патронов, прицела-коллиматора, фотопулемета [впрочем, он был и на поздне-серийных УТ-1, так что не считается], нового оперения с увеличенной площадью и измененными очертаниями киля и стабилизатора и заменой резиновых амортизаторов шасси на пневмо-масляные.
С началом войны работы по проекту были прекращены, а сам самолет впоследствии оказался в музее ОКБ имени А.С. Яковлева.
А в восьмидесятых годах он подвергся реставрации с демонтажем вооружения и заменой оперения на стандартное от серийных самолетов, но с оставленным без изменения пулеметным портом в обшивке носовой части, и в таком виде он сейчас демонстрируется в Музее техники Задорожного.
Фотографии самолета уже музейного, но пока еще сохраняющего оригинальный внешний вид:
А современные фото можно посмотреть, например,
тут.