... извращения (156)

Feb 10, 2017 11:30


боковик из Эр-Магазина № 22


Farman NC.223.3 сер.№ 2 - бывший бомбардировщик, который в феврале 1941 был передан в Air France и получил гражданскую регистрацию F-BAFM. Летом 1941 он прилетел с очередным рейсом из Франции в Сирию и по каким-то причинам остался на аэродроме в Раяке, когда французы оттуда эвакуировались, и в результате достался союзникам. Англичанам с австралийцами он нафиг не сдался, а вот свободным французам он был очень даже интересен.
        Аппарат отремонтировали, частично перекрасили и поменяли регистрацию на FL-AFM, и 7 сентября его облетал лейтенант-колонель Льонель де Мармье, который как раз тогда приступил к формированию LAM - Lignes Aériennes Militaires («Военные Авиалинии» - военно-транспортная авиация Свободной Франции, оперировавшая «типа-гражданскими» самолетами).

[почитать биографию (очень много букв) ]

Александр-Льонель-Пьер де Мармье, 1897 г.р.
        В январе 1916 записался добровольцем в армию и был зачислен в авиацию механиком. В последних числах февраля направлен в летную школу, но период обучения как-то странно затянулся - аж на 8 месяцев, что было страшно долго по тогдашним стандартам.
        Весь ноябрь 1916 капрал де Мармье пробыл в ожидании строевого назначения, а 1 декабря прибыл наконец на фронт, став пилотом 112-й эскадрильи, носившей тогда префикс “N”, а в декабре 1917 переименованной в “Spa” (самолеты Nieuport 17, Spad 7, потом 12 и 13). В апреле 1917 стал сержантом, в декабре - аджюданом, а в промежутке - 22 августа - одержал свою первую подтвержденную победу, так и оставшуюся единственной за год (а предположительных за то же время было 7 штук).
        Вторую подтвержденную летчик одержал в феврале 1918, еще 4 и одну предположительную в марте, став асом 11-го числа. 7-ю подтвержденную он записал на свой счет 31 мая и в тот же день получил чин су-лейтенанта, а 5 июня в воздушном бою с «Альбатросами»-истребителями одержал еще одну предположительную, но и сам попал под удар и на несколько месяцев попал в госпиталь.
        3 ноября ас получил назначение в эскадрилью Spa.176, которая еще только находилась в процессе формирования, завершившегося 1 декабря, т.е. уже после окончания боевых действий. В апреле 1919 де Мармье ненадолго стал комэском, но в том же месяце 176-ю расформировали и он стал рядовым пилотом в 81-й (тоже “Spa”).
        Летом, или осенью 1919 он служил во французской миссии в Польше, но никаких подробностей не известно, а 7 октября демобилизовался и решил стать гражданским авиатором.
        В 1921-1924 работал во франко-румынской авиакомпании CFRNA (Compagnie franco-roumaine de navigation aérienne; будущая CIDNA, а затем LARES), летая на маршрутах Париж-Бухарест и Париж-Варшава. Потом в 1924-1930 работал испытателем сначала на «Ньюпоре», а затем «Поте». В 1930 вновь вернулся к работе «воздушного извозчика», устроившись в «Аэропосталь».
        Compagnie générale aéropostale прекратила операции в 1932 году, а в октябре 1933 вместе с несколькими другими французскими авиакомпаниями была объединена в Air France. Там стал сначала Инспектором линий, а потом Шеф-пилотом по испытаниям и приемке новой техники и в этом качестве облетал буквально все лайнеры компании.
        Кроме обычной работы в перечисленных выше авиационных фирмах, Мармье занимался еще и автогонками, в 1923-1927 выступая на различных соревнованиях (в т.ч. «24 ч Ле-Мана») во Франции, Бельгии, Великобритании и Испании. В 1936-1938 он также участвовал в перегонке самолетов в республиканскую Испанию.
        И все это время параллельно с мирным занятиями ас числился офицером резерва ВВС, в январе 1921 получив лейтенантское звание, в конце двадцатых - капитанское, а к 1939 был уже команданом.

25 августа ас был мобилизован и получил назначение в 1-ю, или 2-ю группу 23-й бомбардировочной эскадры (самолеты MB.210), но достаточно быстро его перевели в военно-транспортную авиацию (судя по всему, в DTAM - Direction des transports aériens militaires), что было вполне логично в свете его предвоенного места работы.
        А в начале декабря командование вдруг вспомнило про былую связь Мармье с Восточной Европой и направило его в учебный центр истребительной авиации надзирать за подготовкой польских пилотов. Параллельно с этими обязанностями он с марта по апрель, или май командовал 1-й GAT (Groupement des avions de transport), благо она базировалась на той же авиабазе.

27 мая 1940 Мармье получил должность в штабе польской GC I/145 (истребители CR.714) и в составе этой части совершил несколько боевых вылетов и одержал 3 июня одну подтвержденную и одну предположительную победы, доведя суммарный счет побед в двух мировых войнах до 8.

19 июня персонал польской группы отправился в порт Ля-Рошель и на следующее утро отплыл в Англию на борту британского корабля. Через несколько дней Мармье записался в Свободную Францию. Как старшего по званию из всех офицеров-авиаторов его определили руководить обучением французских курсантов на базе Одихем.
        1 августа он там сформировал и возглавил так называемую группу “Jam”, она же Groupe Mixte de Combat №1 в составе истребительной, бомбардировочной и двух разведывательных эскадрилий. Группу привлекли к участию в операции против Дакара: утром 23 сентября пара её связных самолетов участвовала в доставке «переговорщиков-диверсантов» на французский аэродром, а сам лейтенант-колонель де Мармье в это время находился на борту кружившего над базой «Свордфиша», ожидая выкладки условного сигнала об успехе операции. Но миссия провалилась, и взамен GMC 1 в октябре-ноябре поучаствовала в захвате Французской Экваториальной Африки (Габона), где её командир совершил несколько боевых вылетов на Blenhem IV.
        В декабре группу расформировали, и на основе её бомбардировочной эскадрильи и нескольких «сторонних» подразделений Мармье сформировал Groupe Réservé de Bombardement №1 («резервная» в названии было просто словом и вовсе не означала небоевую часть), но прокомандовал ей буквально пару дней, а потом был переведен на штабную работу, на которой провел следующие полгода. А с конца мая по начало сентября 1941 он командовал 2-й бомбардировочной эскадрильей FAFL, летавшей на Martin 167F и их английских «близнецах» Maryland и ограниченно применявшейся в боевых действиях над Ливией, французским Левантом и Средиземным морем.

Следующим назначением для аса стало помянутое в подписи к боковику формирование и командование LAM. На этом посту он встретил производство в колонели в марте 1942. В июне 1944 LAM разделили на несколько региональных соединений, и Мармье тогда возглавил алжирскую RCTAM (Réseau central des transports aériens militaires - Сеть военного воздушного транспорта «Центр»).

30 декабря 1944 Льонел де Мармье был пассажиром C-60A Lodestar, пропавшего без вести над Средиземным морем во время рейса Алжир-Тулуза-Париж. А 20 января 1945 ему посмертно присвоили звание генерала бригады (соответствовало генерал-майорам других армий).












Позже этому аппарату поменяли регистрацию на FC-AFM (в связи со сменой свободно-французского префикса с FL на FC), а еще позднее вернули исходную "просто французскую" F-BAFM.

Но на этом фото 1945 года он несет только ВВС'овские обозначения.


А вот в таком виде F-BAFM попал в руки союзников.

боковик из того же источника, что и показанный вверху


А вот так самолет выглядел чуть раньше, до того как в мае-июне 1941 его хвост покрасили в желтый цвет.

асы WW1, послевоенные асы, извраты, испытатели, трофейные асы, тыловые асы, авиационные генералы, Франция, флюг-капитаны, самол.бомберы, ww2, aviation art

Previous post Next post
Up