Продолжение, начало
здесь Крейсера проекта 26 и 26-бис
Пытливый читатель скажет, что в СССР были крейсера с таким милыми каждому коммунисту именами, как Ворошилов и Молотов, Максим Горький и Киров, Каганович и Калинин.
Крейсер "Киров" на Неве, день ВМФ 1965 года
Да, это так. Но давайте вместе подумаем, можно ли этот проект назвать советским?
Проект 26 - крейсера типа "Киров"
... Оптимальным выглядело приобретение за рубежом «образцового» корабля (возможно нескольких), что позволяло в кратчайшие сроки увеличить численность флота и получить наиболее современные образцы вооружения и техники, которые можно будет в дальнейшем скопировать.
Находившаяся в Италии с 23 сентября по 25 ноября 1930 г. комиссия под руководством начальника Технического управления ВМС А.К. Сивкова посетила в ходе четырех поездок 37 заводов, 22 боевых корабля, в том числе тяжелые и легкие крейсера. На основании ее материалов был сделан вывод о возможности приобретения готовых крейсеров в Италии.
Переговоры с итальянской стороной завершились 14 мая 1934 г. подписанием в Генуе договора между фирмой «Ансальдо» и ЦКБС-1 сроком на 5 лет. Согласно этому документу, фирма обязывалась продать комплект механизмов для легкого крейсера типа «Эудженио ди Савойя» со всей документацией, предоставить техническую помощь в изготовлении таких механизмов в СССР и поставить полный комплект чертежей крейсера «Раймондо Монтекукколи» вместе с теоретическими чертежами заказанных ЦКБС-1 крейсера и эсминца.
Стоимость всего договора определялась в 3 млн. 435 тыс. рублей золотом.
Сотрудничество с итальянскими фашистами* в целом было весьма продуктивным. Специалисты фирмы «Ансальдо» консультировали советских коллег по самому сложному вопросу проекта 26 - водоизмещению и нагрузкам.
Участие советских приемщиков в работах над механизмами откровенно не одобрялось. Вместе с тем, советские представители участвовали в ходовых испытаниях крейсера «Эудженио ди Савойя». Причем произошедшую во время одного из выходов аварию в турбине полного хода от них скрывать не стали, а, наоборот, предоставили полную информацию об этом ЧП.
Постройка первых двух кораблей началась в 1935 г. почти в соответствии с первоначальными планами. Закладка головного крейсера проекта 26 - состоялась в Ленинграде 22 октября 1935 г.
При строительстве головного крейсера «Киров» с помощью итальянских специалистов были освоены новейшие технологии.
Корпусные конструкции предварительно соединялись на сборочных болтах с последующей клепкой. Применялась, хотя и в ограниченном объеме, электросварка, которую только начали внедрять в судостроении. Котлы изготавливал завод №189 по итальянским чертежам.
Впервые в отечественном кораблестроении все главные и часть вспомогательных механизмов столь крупного корабля, доставленные из Италии, были смонтированы еще на стапеле. И 30 ноября 1936 г. крейсер был спущен на воду.
По военно-морской терминологии "спущен на воду" не означет, что корабль построен. Сколько раз мне доводилось читать и слышать восторженные вопли росиянских СМИ о том что тот или иной корабль спущен на воду. Теоретически корабль может быть достроен, - а может и не быть. А может начаться такой головняк, что корабль придется полностью переоборудовать. Посмотрим, что дальше было с "Кировым"...
7 августа в 15.40 «Киров» под заводским флагом снялся с якоря и начал свой первый самостоятельный выход в море. На его борту в составе сдаточной команды находились и итальянские специалисты.
После прихода крейсера в Кронштадт выяснилось, что пришабровка нижних концов боевых штыров башен ГК произведена неправильно и башни заклинило. 12 августа 1937 г. пробило главный паропровод и обварило 17 человек. 15 сентября был произведен первый холостой залп полузарядами из 2-й башни главного калибра по курсовому углу 0°. Во время стрельб деформировалась палуба полубака, и ее пришлось подкреплять.
Кроме того, получили повреждения часть надстроек, люки, параваны, вентиляторы, электрооборудование и арматура, мебель, иллюминаторы, отлетали даже стационарные койки экипажа. Углы обстрела башен ГК пришлось серьезно ограничить. 4 декабря корабль предъявили на госиспытания.
В декабре 1937 г., когда большинство кораблей КБФ уже встало на зимовку, «Киров» вышел в поход. На полном ходу в 8-балльный шторм окончательно проверялись прочность корпуса, механизмы, оптика. Испытания продолжились весной и закончились лишь осенью следующего года.
В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки.
Главного Строителя Н. В. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли. Главным строителем назначили В. Л. Бродского (в этом же году был арестован).
В июне 1938 г. при испытании торпедных аппаратов одна из торпед (без боевой части), описав циркуляцию, ударила в борт корабля. После этого случая председателя комиссии А.К. Векмана отстранили от должности и арестовали, и вскоре репрессировали. В 1940 году он был освобожден. А вместо него назначили капитана 2 ранга М.М. Долинина.
Во время сдаточных испытаний 9 сентября 1938 г. «Киров» не развил заданной в проекте скорости показав максимальную скорость 35,94 узла.
25 сентября комиссия подписала акт о приемке корабля в состав КБФ. На следующий день на крейсере был поднят Военно-морской флаг. В акте комиссия отметила «большое количество недоделанных работ».
К началу советско-финляндской войны крейсер был в целом готов и принял участие в боевых действиях.
Ворошилов
Проект 26-бис
Начиная с третьего корабля серии, - «Максим Горький», крейсера строились по изменённому проекту 26-бис. Основные изменения коснулись архитектуры носовой надстройки - четырёхногая фок-мачта была заменена башнеобразной, чтобы обеспечить круговой обзор из боевой рубки, снизить вибрацию расположенного на мачте КДП, уменьшить силуэт крейсера и увеличить зону обстрела 100-мм орудий в носовых углах.
Главную энергетическую установку выпускал Харьковский электромеханический и турбогенераторный завод (ХЭТЗ). Два главных турбозубчатых агрегата номинальной проектной мощностью 55 000 л. с. каждый размещались автономно в носовом и кормовом машинных отделениях.
О заводе надо сказать особо, так как коммунисты до сих пор считают, что все заводы в СССР были построены при Сталине. На самом деле Харьковский электромеханический завод - ХЭМЗ имеет вековые корни, уходящие в ХІХ век. В 1888 году на базе купеческих мастерских в городе Рига был создан «Русско-Балтийский электротехнический завод». В течение последующих лет до 1915 года, меняя организационно-правовую структуру и собственников (1898 г.- электрическая компания «УНИОН», 1904 г. - германская фирма «AEG», 1905 г. - акционерное русское общество "Всеобщая компания электричества" - ВКЭ), завод выполнял заказы по изготовлению электрооборудования для военно-морских судов. В 1915 году из-за начавшейся Первой мировой войны завод был передислоцирован в город Харьков. С этого времени начался период становления завода в том варианте, каковым он сейчас является. При Сталине он носил название Харьковский электромеханический и турбогенераторный завод имени товарища Сталина И.В. (ХЭТЗ).
Всего было построено 4 корабля этой серии, Цифры - дата вступления в строй:
«Максим Горький» 1940, «Молотов»1941, «Каганович» 1947 и «Калинин» 1942.
И наконец еще о двух кораблях 1 ранга ВМФ СССР. В составе Северного Флота были корабли 1 ранга: линейный корабль «Архангельск» и крейсер «Мурманск».
линейный корабль "Архангельск" - Royal Sovereign
Строился фирмой «Парсонс». Был спущен на воду в Портсмуте, Великобритания, 29 мая 1915 года. Включён в списки флота в мае 1916 года. С 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».
Корабль покинул Великобританию 17 августа 1944 года в составе эскорта для Convoy JW 59 , в котором находилось тридцать три торговых судна. Шесть дней спустя, конвой был атакован подводной лодкой U-711 . Капитан подводной лодки Ганс-Гюнтер Ланге сообщил о попаданиях в Архангельск и разрушениях, хотя его торпеды взорвались преждевременно. 24 августа, пройдя 1880 миль, линкор благополучно прибыл в Ваенгу (Североморск), где стал флагманом созданной из переданных кораблей эскадры.
Архангельск был самым большим кораблем в советском флоте во время войны.
1944
крейсер "Мурманск"
USS Milwaukee (CL-5) - c 20 апреля 1944 года - «Мурманск» - лёгкий крейсер типа "Омаха" ВМС США, принявший участие во Второй мировой войне. Использовался для службы на Тихом океане, затем действовал в Атлантике. Был передан СССР в счёт итальянских кораблей, которые СССР должен был получить по репарациям. Перешел на север в составе конвоя, был принят на вооружение Северного флота ВМФ СССР под названием «Мурманск»
И в заключении необходимо сказать несколько слов о гидросамолетах, которые в СССР пытались производить, но серии так и не было. Выручили американцы и их самолетом "Каталина".
"Каталина" (англ. PBY-5A «Catalina», 1936) - морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед, производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД.
По данным моряков-торпедоносцев Северного флота «Каталины» (количество неизвестно) в период Великой Отечественной войны служили в авиации СФ и использовались, в частности, для подбора из воды экипажей потопленных немецким флотом в Баренцевом море кораблей и самолётов СФ, для чего на самолёте было установлено специальное зацепное устройство.
«Каталины» некоторое время использовались ВМФ СССР на Тихом океане, где данные машины получили отличные отзывы. Правда, были и сложности - американцы поставили документацию на английском языке.
Примечание
* В фашистской Италии для Военно-Морских Сил СССР фирмой «Одеро-Терни-Орландо» был построен лидер эскадренных миноносцев (итал. esploratore) проекта 20И "Ташкент". При мощности 130 000 л.с. и водоизмещении 3422 т корабль развивал скорость 43,53 узла.
Интересно, что 18 апреля 1939 года, во время подъёма на корабле советского флага представитель фирмы ОТО сеньор Руже закончил свою торжественную речь словами:
«Да здравствует фашизм, да здравствует Муссолини!».
Военпред и одновременно переводчик советской делегации А. К. Усыскин нашёлся и перевёл слова Руже так:
«В конце речи господин Руже приветствует своё правительство!»
Продолжение следует