Строительство кораблей в России и СССР

Jul 03, 2018 14:35


Росиянские коммунисты, путирасты и совки любят поговорить про отсталую Россию, дескать аграрная была страна, ничего-то в ней сами не строили, а только закупали, как и в нынешней Росиянской Федерации.
В прошлой своей публикации о мотоциклах я затронул эту тему, сказав что до ВОВ мотоциклов в СССР не строили.
О, что тут началась! Визг, проклятья на мою седую голову, пожелания заболеть и сдохнуть поскорее, и обвинения во лжи и непатриотизме.
Но факты, как и слова из песни - не выкинуть.
Вот и теперь я хочу предоставить факты, только факты, ничего кроме фактов, и ответственно заявить, что корабли 1 ранга* в Советском Союзе для Военно-Морского Флота СССР до Великой Отечественной Войны не были построены.
Хотя такие попытки и предпринимались.
Ну, а свои проклятия и пожеланияи вышеперечисленные господа могут послать своим близким.

Почему это так важно знать?

Потому что кораблестроение - это показатель промышленного развития государства. В слабом государстве, или однобоко развитом государстве, современный корабль, отвечающий духу времени - не построить.
Можно построить катер, можно даже спортивную яхту, можно рыболовецкую шхуну наконец построить, - но корабль - никогда.
Кстати, вот вам и ответ на вопрос, почему РФ за 30 лет своего существования не построила ни одного корабля 1 ранга.
Но вернемся к Советскому Союзу. Рассмотрим, чем же располагал флот Советского Союза.

Черноморский флот СССР
К началу Великой Отечественной войны СССР  на Чёрном море располагал пятью крейсерами - кораблями 1 ранга в составе, перечисляю по пальцам, легко запомнить, их всего пять.

Флагманский корабль "Парижская Коммуна" - Линкор**, заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 года, спущен на воду 16 июня 1911 года, вступил в строй в конце декабря 1914 года под именем "Севастополь". Линейный корабль (англ. Battleship) - русское название класса самых мощных артиллерийских бронированных кораблей в XX столетии.
До начала Второй Мировой войны линейные корабли являлись символом могущества ВМС морских держав - средством обеспечения господства на морских ТВД.
В марте 1921 года экипаж линкора поддержал кронштадтский мятеж. Орудия линкора вели огонь по оставшемуся верным советской власти форту «Красная Горка», по городам Ораниенбаум и Сестрорецк, по расположенным на северном берегу Финского залива железнодорожным станциям Лисий Нос, Горская, Тарховка. Всего было выпущено 375 305-мм и 875 120-мм снарядов. 17 марта мятежный линкор вел огонь по уже ворвавшимся по льду в город частям Красной армии и капитулировал только в начале наступившей ночи.
Наверное, поэтому линкор был переименован в "Парижская коммуна", а команда расформирована.




"Червона Украина". Строительство начато 18 октября 1913. Спущен на воду 19 октября 1915  в Николаеве, завод «Русского судостроительного общества» («Руссуд») как крейсер "Адмирал Нахимов" - корабельный инженер Н. И. Михайлов.




"Красный Крым". Строительство началось на стапеле на стапеле 1 апреля 1914 года Ревельским заводом «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества». При закладке крейсеру было присвоено наименование "Светлана", в честь одноимённого крейсера, геройски погибшего 28 мая 1905 года в Цусимском сражении.
Несмотря на сложности военного времени, к началу 1915 года работы по постройке крейсера удалось интенсифицировать.
По состоянию на октябрь 1915 года готовность крейсера "Светлана" по корпусу составляла 64 %, а по механизмам - 73 %.
К ноябрю 1916 года на "Светлану" были погружены котлы и турбины, начался их монтаж. Также были закончены испытания почти всех водо - и нефтенепроницаемых отсеков. Общая готовность крейсера "Светлана" на данный момент составляла: по корпусу - 81 %, по механизмам - 75 %.

К 13 ноября 1917 года на крейсер были погружены все готовые и полуготовые изделия и материалы, имеющиеся на тот момент на заводе и необходимые для достройки корабля. Во второй половине ноября 1917 года крейсер был отбуксирован в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе.
В конце марта 1918 года в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР о демобилизации военной промышленности Морское министерство приняло решение о прекращении достройки крейсера "Светлана". В течение семи лет крейсер находился у стенки Адмиралтейского завода в законсервированном состоянии. В 1924 году корабль был передан на Балтийский завод для достройки.
5 февраля 1925 года в соответствии с приказом по Морским силам РККА крейсер сменил название на "Профинтерн".
В соответствии с приказом от 1 июля 1928 года лёгкий крейсер "Профинтерн" был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг СССР. 31 октября 1939 года крейсер был переименован в "Красный Крым".




"Красный Кавказ". Крейсер был заложен на заводе "Русское судостроительное общество" в городе Николаевe 19 октября 1913 года. Назван в честь Михаила Петровича Лазарева. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %. Постройка корабля была прервана немецкими и украинскими властями, которые рассчитали рабочих завода и начали вывоз оборудования в Германию.

Совет Труда и Обороны СССР в 1924 году принял решение о возобновлении строительства крейсера. Но решение тогда осталось на бумаге. 16 марта 1926 года Реввоенсовет принял разработанный в научно-техническом комитете проект достройки крейсера, для вооружения которого решено было взять с ушедших на слом балтийских кораблей восемь 203-мм орудий.
14 декабря 1926 года строившийся крейсер как "Адмирал Лазарев" был переименован в "Красный Кавказ". 25 января 1932 года на корабле был поднят военно-морской флаг, символизирующий его вступление в состав Морских сил РККА.
"Красный Кавказ" - последний из строившихся в царской России кораблей, достроенных уже при Советской власти.
После Великой Отечественной войны (12 мая 1947 года) "Красный Кавказ" перевели в разряд учебных кораблей.




"Коминтерн" - 23 августа 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году под названием "Кагул". с 25 марта 1907 года - "Память Меркурия".
В период Первой мировой войны участвовал в набеговых операциях Российского императорского флота.
После падения Временного правительства 12 ноября 1917 года большая часть личного состава крейсера "Память Меркурия" приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него сине-жёлтый флаг УНР.
Более 200 матросов и все офицеры за исключением одного мичмана из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно.

"В связи с поднятием на крейсере "Память Меркурия" украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры. Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом "Меркурий" за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.
К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы.
Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание".
- «Русское слово». - 1917. - 23 ноября.




22 ноября 1920 года захвачен частями РККА, и в 1921 году после постановки на ремонт включён в состав Морских сил Чёрного и Азовского морей (МСЧиАМ) РККФ Советской России в качестве флагманского корабля.
31 декабря 1922 года переименован в "Коминтерн". В 1925 году на борту "Коминтерна" снимали интерьерные сцены фильма "Броненосец "Потёмкин".
В июне 1941 года ставит минные заграждения в районе Севастопольской ВМБ, а затем в районе Одессы - перебазировавшись на Одесскую ВМБ, где включён в качестве флагманского корабля во вновь сформированный Отряд кораблей Северо-западного района ЧФ.




То есть Императорская Россия в 1913 году, году с которым так любили сравнивать Россию и СССР большевики, была безусловно промышленно развитым и современным государством. По крайней мере, строящей свои корабли в соответствии с приказом Министерства "строить по русским проектам, на русских заводах и русскими руками".

У других морских держав тоже были корабли, переживишие и Первую, и Вторую мировую войну. Вот один из них. США.
Венцом развития американских линкоров, заложенных в годы Первой мировой войны стали корабли типа "Колорадо". На них перешли на калибр 406 мм, ещё более увеличивший ударную силу линкоров. Головной Линкор принял активное участие в Битве за Окинаву во Второй мировой войне.




Примечания

* Напомню, что  это крупные надводные корабли, авианосцы, ракетные и противолодочные крейсера, ранее также линейные корабли, лёгкие и тяжёлые крейсера, и атомные подводные лодки. На нашем корабле, на котором мне довелось ходить на ходовые испытания, звучала коанда: "Флаг и гюйс поднять", то есть это был противолодочный крейсер 1 ранга.

** Лишь в декабре 1935 года в рамках программы создания «Большого флота» И. В. Сталин дал указания о разработке проекта нового линкора. При этом Военно-Морские силы РККА изначально ориентировались на создание двух типов линкоров  - умеренного водоизмещения, предназначенного для закрытых морских театров и большого, который должен был превзойти все существующие и перспективные зарубежные линейные корабли. Официально задание на разработку линкоров для Балтийского и Тихоокеанского флота было выдано 21 февраля 1936 года.
При строительстве линкоров советская промышленность столкнулась с большими трудностями. Недостаточный уровень развития многих отраслей вынудил к обращению за иностранной технической помощью, а само строительство шло с большим отставанием от утверждённых графиков. К 22 июня 1941 года наибольшую степень готовности имели первые два корабля из серии - 21 % и 18 % соответственно. Начало Великой Отечественной войны привело к прекращению постройки, официально оформленному 10 июля 1941 года.
Продолжение следует

Русские, экономика, нация, Строительство, Россия, политика, наука

Previous post Next post
Up