Из Германии с любовью...
Далее я расскажу о старейшей в Европе немецкой компании, которая дала жизнь многим заводам в Чехословакии и Советском Союзе, и была уничтожена красными варварами в 1945 году. Компания выпускала автомобили, велосипеды, мотоциклы, лучшие в мире пишущие машинки, и даже шифровальную технику - знаменитую Энигму.
... В 1945 году в Киеве, на базе военного авторемонтного завода был создан Киевский мотоциклетный завод. Для начала производства мотоциклов в 1946 году, в счет военных репараций, сюда было доставлено технологическое оборудование, вывезенное с завода фирмы Wanderer в Шонау что в пригороде Хемница (Chemnitz-Schönau).
С помощью интернированных немецких специалистов завода Wanderer было налажено массовое производство легкого мотоцикла К1-Б. Это была копия довоенной немецкой модели «Wanderer-1Sp».
В первый год производства на мотоцикл "Киевлянин" устанавливали двигатели, которые производили в Германии. Впоследствии было налажено собственное производство двигателя, копии двухскоростного немецкого мотора Sachs 98. Благо ни за патент ни за лицензию платить не надо было.
Мощность его составляла 2,3 л. с. при 3300 об/мин. Картер двигателя и головка цилиндра отливались из алюминиевого сплава, а цилиндр - из чугуна. Коробка передач двухступенчатая с полусухим двухдисковым сцеплением. Мотор был оснащен маховиковым магнето, которое обеспечивало искровoe зажигание и электропитание (6 В) фары освещения и заднего фонаря.
Мотоцикл был оснащен велосипедными педалями, которые были соединены цепной передачей с задним колесом и служили для запуска двигателя, торможения и в качестве вспомогательного привода при езде в гору.
Wanderer (Wanderer Werke AG) - немецкая автомобилестроительная компания, выпускала легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, микроавтобусы и другую технику. Штаб-квартира компании располагалась в Аугсбурге (Германия).
Основана в Хемнице в 1896 году Йоханом Винкльхофером (Johann Baptist Winklhofer) и Рихардом Янике (Richard Adolf Jaenicke), изначально называлась по именам основателей - Winklhofer & Jaenicke. В 1911 году фирма получила наименование от нем. wanderer (путник, странник).
Во время Великой депрессии в 1929 году совладелец компании Dresdner Bank продал мотоциклетный бизнес чешскому предпринимателю Франтишеку Янечке, а остальную часть - NSU Motorenwerke AG. NSU занималась производством мотоциклов с 1902 года.
В 1932 году компания Wanderer Werke AG вошла в концерн Auto Union AG, в который также входили Audi, DKW и Horch. В этом квартете Horch был позиционирован как роскошный бренд, DKW строил дешевые автомобили, Audi и Wanderer соревновались в разных сегментах недорогих, но технологически продвинутых небольших автомобилей (самые тяжелые 6-цилиндровые Wanderers достигли 1,5 тонны сухого веса).
Окончательно упразднена в 1945 году. Заводы были демонтированы до 1948 года и использовались в качестве репараций в Советском Союзе.
Посмотрите фотографии автомобилей и мотоциклов компании Wanderer, чтобы было представление, насколько Советский Союз и Европа отставали в автомотопроизводстве от Германии в довоенное время.
1936 год. На капоте знакомые нам четыре кольца - знак союза.
Это мотоцикл 1914 года, с двух ракурсов. Обратите внимание: привод на заднее колесо ременный, зубчатый. Интересно, из какого он материала? В Америке такие приводы и сейчас в почете, а в СССР их почему-то не было.
Посмотрите на устройство сиденья, оно как бы висит в воздухе и снижает тряску. Чехословацкий мотоцикл Jawa-Perak-250cc в 1955 году на выставке в Париже получил золотую медаль именно за конструкцию такого сиденья, как за "ноу-хау"!
Wanderer 1915 года
Wanderer 1917 года
У этой модели 1920 года двигатель V - образный двухцилиндровый.
1921 год. Два цилиндра, цепная передача и глушитель оригинальной конструкции. Удобный руль.
Мощный 1927 года, V - образный двухцилиндровый мотор, два сиденья.
Мощный мотоцикл 1938 года. Мотор 500 кубиков. Передача не цепь, не ремень, а кардан.
Легкий образца 1939 года. Глушитель уже принял форму рыбки.
Wanderer 1940 года.
Он же, только другого цвета.
ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ
А теперь две фотографии компании NSU Motorenwerke AG, о которой я упоминал выше. На первой мотоцикл 1908 года. А на второй - автомобиль NSU Ro 80. Эффект от выпуска в 1967 году NSU Ro 80 можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. Машина выглядела непривычно и даже футуристично. На NSU Ro 80 впервые в мире нашли применение блок-фары - единый неразборный оптический блок.
Ни Европа, ни Америка не проглотили этот революционный по тому времени дизайн и брезгливо его отвергли. Да к тому же еще на на автомобиле стоит двигатель Ванкеля объёмом 995 см³ мощностью 113 л.с.
В настоящее время NSU Ro 80 среди коллекционеров автомобилей считается очень редкой и дорогой классической машиной. Другой технической особенностью Ro 80 являлись дисковые тормоза на всех колёсах ATE Dunlop, в то время устанавливавшиеся только на дорогих спортивных машинах и автомобилях класса люкс. Не его вина, а его беда, что он опередил время на 30 лет.
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Франтишек Янечек был основателем мотоциклов Jawa и главной фигурой в развитии чешской индустрии мотоциклов. Янечек родился 23 января 1878 года в маленькой деревушке в Богемии, в современной Чехии.
Он отправился в Прагу для изучения механики в Пражском техникуме, а затем переехал в Германию в Берлинский инженерный колледж.
По окончании колледжа он вернулся в Прагу и стал работать на еврейского промышленника Эмиля Колбена в компании Kolben. Он преуспел в деле, и когда ему было всего 23 года, был назначен управляющим новой фабрики, открытой Колбеном в Нидерландах, где и встретил свою будущую жену.
В возрасте 31 года, замотивированный своими успехами в изобретениях, Янечек решил бросить Колбена и открыть свою собственную инженерную мастерскую в Праге.
Он разрабатывал свои новые конструкции мотоциклов на существующем двигателе объемом 498 куб.см, изготовленном немецкой компанией Wanderer, у которой он купил лицензию.
Новая компания была названа JAWA в 1929 году, составной частью первых двух букв Ja neček и Wa nderer.
Франтишек Янечек скончался 4 июня 1941 года, оформив компанию Jawa на своего сына Карела Янечека.
Мечта советской молодёжи
В российской сети достаточно материалов по этой чехословацкой компании. Поэтому я не буду о ней подробно рассказывать, нам ведь не терпится побольше узнать о советских мотоциклах, не правда ли?
В Советском Союзе было много фанатов - любителей этой модели, но я в их число не входил, так как у мотоцикла было много недостатков. Это и отсутствие и дороговизна запасных частей, и большие обороты, не позволявшие ездить по лесным дорогам и горным тропам. Да и душа к этой модели не лежала, по правде говоря...
Я утратил после армии всяческий интерес к шоссейным гонкам и предпочитал выезжать на природу.
Покатавшись какое то время на ЧеЗете, который я купил в 1979 году, я с ним расстался без особого сожаления. Фанатом Явы был мой друг Серёга - Аббас, который после столкновения с автомобилем пролетел 40 метров по воздуху и повис на дереве, и приехавшая бригада скорой долго не могла его найти.
По моему мнению JAWA достигла определенных результатов используя немецкие технологии и оборудование к середине пятидесятых годов, и перестала развиваться. Это связано скорее всего с социалистическим подходом к организации производства, при котором нет места творчеству. То же самое можно сказать и о киевском заводе КМЗ, который собирал своего Киевлянина из импортных комплектующих, да еще и при помощи немецких специалистов в течении 8 лет.
А на старом хлебе далеко не уедешь!
Продолжение следует...