Исследования работ Босха продолжаются

Feb 28, 2017 18:28



Год Босха закончился, но продолжаются исследования его картин, хранящихся в разных музеях. Новая информация появляется, прежде всего, в ходе реставрации его шедевров, которой предшествуют, обычно, съёмки живописи в ультрафиолетовом и инфракрасном спектрах излучения, а также рентгенограммы картин, технологические исследования пигментного состава красочного слоя и грунта, дендрохронология деревянной основы. Большую роль в исследованиях и реставрации наследия Босха играет международный проект the Bosch Research and Conservation Project, о котором я уже упоминала [здесь] http://alexspet.livejournal.com/74821.html, [здесь] http://alexspet.livejournal.com/86463.html и [здесь]http://alexspet.livejournal.com/111161.html.
В настоящее время в Венеции во Дворце Дожей проходит выставка «Иероним Босх и Венеция», которая продлится до 4 июня 2017 года. На ней представлены только что отреставрированные триптихи Босха "Распятая мученица" и "Святые отшельники", а также четыре панели от не сохранившегося целиком триптиха, условно называемые "Видения загробного мира (Рай и Ад)".



Распятая мученица, 1501-1503. Дубовая доска, масло, 104х28 см (каждая боковая створка), 119х104 см (центральная створка). Дворец дожей, Венеция. (Кликабельно)

Если посмотреть увеличенное изображение распятой рыжеволосой мученицы и сравнить его с фотографией центральной створки до реставрации, видно, что после реставрации на подбородке неизвестной святой появилась небольшая, но хорошо заметная бородка.

Бороду восстановили из-под записей в ходе реставрации. О том, что борода была, реставраторы узнали по инфракрасной рефлектограмме, которая позволяет видеть нижние слои живописи вплоть до подготовительного рисунка.




Боковые створки на ИК-рефлектограмме тоже отличаются от их видимого изображения на фото после реставрации: изначально на боковых створках были размещены фигуры донаторов (благотворителей-заказчиков), которых позже скрыли фигуры неизвестного отшельника и солдата (справа) и фигура святого Антония с колокольчиком (на левой створке).




Фигуры донаторов раскрывать из-под более поздних изображений не стали - скорее всего это были авторские изменения. А бороду святой решили восстановить, так как эта деталь - ключевая для определения имени мученицы. Церковью она не канонизирована, так как народная легенда, очень популярная на юге Нидерландов во времена Босха, не подтвердилась хоть какими-то фактами о существовании такой мученицы. В легенде речь идёт о дочери португальского монарха-язычника, желавшего выдать её замуж за короля Сицилии. Тайно от отца приняв христианство, дева молилась о том, чтобы у неё выросла борода, дабы опротиветь своему жениху и остаться "Христовой невестой". Чудо свершилось - борода отросла, жених отказался от невесты. Разгневанный отец, узнав истинную причину крушения его планов на важное династическое замужество дочери, приказал распять разоблачённую приверженку новой веры. Самое распространённое имя этой неканонизированной святой мученицы на родине Босха - Святая Либерата, но её также упоминают под именем Ункумберы или Вильгефортис. У нижнего края центральной створки справа - готическая подпись Босха белой краской. Несмотря на наличие сигнатуры и дополнительной информации, полученной в ходе исследования и реставрации триптиха, споры о его авторстве ещё не закончены.

Ещё один триптих, недавно прошедший реставрацию, называется "Святые отшельники".



Святые отшельники, 1505. Дубовая доска, масло, 86,5х29 см (каждая боковая створка), 86,5 х60 см (центральная часть). Дворец Дожей, Венеция.
Дендрохронологические исследования дубовой основы триптиха позволили определить временные границы её изготовления 1485-1489 годы. Изначально верхняя часть центральной части триптиха и его створок - соответственно - были закруглены. Изображённые на триптихе отшельники - святой Антоний, набирающий воду, на левой створке, святой Иероним и святой Эгидий со своими атрибутами (обветшавшими кардинальской шляпой и плащом, а также маленьким львом, пьющим из пруда, за спиной святого Иеронима; оленихой у ног святого Эгидия) - три варианта подвижнической добродетельной жизни в единстве с природой и в борьбе с соблазнами мира. Центральная створка имеет у нижнего края справа уже знакомую сигнатуру Босха белой краской.

Четыре отдельные панели из музея палаццо Гримани в Венеции от неизвестного триптиха Босха, который не сохранился, также прошли серию исследований и консервацию.



Видение загробного мира, между 1490 и 1516. Дубовая доска, масло, 88,5x39,8 см, 88,8x39,9 cм, 88,8x39,6 cм, 88,8x39,6 cм. Палаццо Гримани, Венеция.
Боковые створки, крепившиеся когда-то к утраченной центральной части с изображением, как полагают "Страшного суда", представляют четыре сюжета с изображениями блаженнных в "Земном раю" и в "Восхождении в эмпирей", а также проклятых в "Падении грешников" и в "Аду". Самая популярная композиция - "Восхождение в эмпирей" - мистическая сцена перемещения душ праведников в сопровождении ангелов-хранителей через туннель из концентрических колец света к Вечному блаженству.

Как видно из подписей к изображениям, к коллекции кардинала Доменико Гримани в настоящее время относятся только части последнего триптиха, но существует мнение, что все венецианские триптихи происходят из его коллекции. Портрет кардинала с племянником Марино, работы неизвестного итальянского художника 16 века также представлен на выставке в Палаццо Дожей.




А это личный требник кардинала - тоже экспонат выставки.



Среди других экспонатов выставки - картины Херрри мет де Блеса, Яна ван Скореля, Квентина Массейса, рисунки Брейгеля, Дюрера, Кранаха, скульптура и прикладное искусство.

Босх, музейное закулисье, реставрация, картинки с выставки

Previous post Next post
Up