Прадед С.Г. Матвеев.
Хутор в 1880е-1890-е годы.
Идея побывать там, где жили мои предки, зрела уже несколько лет. Но вот наконец собрались с другом Андреем совместить приятное с полезным и прокатиться по этим краям на велосипеде. Прадед, Степан Григорьевич Матвеев, долгие годы прожил в Воронежской губернии, в городе Боброве и его окрестностях. Служил в земской управе, управляющим в имении одного из окрестных помещиков и, наконец, выкупил себе участок земли и построил хутор, где завел довольно серьезное, крепкое хозяйство - сеял хлеб и прочие сельскохозяйственные культуры, развел разнообразную домашнюю живность. Вокруг построенного им дома вырастил большой фруктово-ягодный сад. Дед, Сергей Степанович, родился в пору, когда прадед служил у помещика Сатина, в его имении. А свои молодые годы провел на хуторе вместе с сестрой Верой Степановной и братом Борисом Степановичем. Хутор, увы, не пережил революцию и послереволюционные потрясения. Сгорел дотла в 1924 году.
(Картинки можно увеличивать, кликнув по ним.)
Пару лет назад в издательстве «Кучково поле» вышла книжка об истории нашей семьи, хутора и не только.
Вот в те края мы и направили колеса наших верных железных друзей.
Добирались из Москвы на поезде до станции Лиски Юго-Восточной ж/д. Ехать, как до Питера - ночь.
День первый. Лиски - Бобров.
Это главная станция, связывавшая моих предков с губернским городом Воронежем, со столицами и прочим миром.
Лиски - город на берегу Дона, образовавшийся у построенной в 1870 году станции и выросший потом в крупный железнодорожный узел.
Десантировавшись утром в Лисках, первым делом решили познакомиться с этим городом.
На площади перед вокзалом увидели чуть уменьшенную копию Александрийского столпа, что говорит о высоком самосознании лискинцев.
Прямо напротив вокзала, на площади Революции, в окружении улиц Советской, 30-летия ВЛКСМ и 1-го Советского переулка, возвышается громадный собор Владимирской иконы Богоматери, возведенный в новейшее время.
Ну а поскольку площадь Революции - рядом вождь, указывающий, куда надо идти.
Здесь же, на площади Революции Лискинский краеведческий музей, построенный в то же время, что и храм.
В музей не попали, закрыт на капремонт. Говорят, очень интересный.
По центру города проходит парадная аллея, посвященная и 70-летию Победы, и 80-летию ВЛКСМ, украшенная памятниками, посвященными самым разнообразным вещам.
Стела в честь воинской доблести.
В честь столетия ВЛКСМ.
Ликвидаторам Чернобыльской аварии.
Лиска, по-видимому, символизирующая название города.
На самом деле название Лиски произошло не от симпатичного рыжего зверька, а от слова Лыски, что означает лысые возвышенности - меловые горы, представляющие собой отложения находившегося здесь миллионы лет назад древнего моря.
Но современным Лискинцам, очевидно, больше греет душу лисичье происхождение топонима.
Золотой Ленин.
Просто зонтик.
Сквер Горки. 2-е сентября. Первый день нового учебного года (1-го было воскресенье).
С высокого холма, террасами спускающегося к Дону, открываются завораживающие виды на задонские дали, на меловые горы на другом берегу реки.
Осталось завершить наше знакомство с Лисками купанием в Дону.
На выезде из города отыскали нечто, напоминающее пляж. С земснарядом, углубляющим речное дно. Получили одобрение от местного жителя Александра, оказавшегося нашим ровесником и тоже любителем покрутить педали, и с удовольствием окунули свои тела в донскую воду.
Итак, программа знакомства с Лисками была завершена, можно было отправляться в путь. В город Бобров, до которого от Лисок около 50 км.
На выезде из Лисок отметили интересный памятник, посвященный 140-летию Юго-Восточной ж/д. Высокая колонна с двумя шагающими железнодорожниками - позапрошлого века и нынешним. Дань железнодорожной истории города.
Едем по малозагруженному шоссе в сторону трассы М4 «Дон». Ветер постоянно в морду, кажется, что дорога всё время идет в гору, жарко.
Встречающиеся изредка местные жители легко справляются с перевозкой грузов вот таким образом.
Выезжаем на М4. Трафик, конечно, есть, но, благодаря широкой обочине, ехать довольно комфортно.
Через 7 км поворот на Бобров.
Наконец до меня доходит, почему мне кажется, что я всё время еду в гору. После некоторых профилактическо-ремонтных работ крутить педали стало значительно веселее.
Бобров. На въезде в город самолет-памятник в честь летчиков-бобровцев.
Всего за день накатали 62 км.
Поселяемся в шикарном двухкомнатном номере гостиницы с ожидаемым названием «Бобров».
Ужинаем в номере.
Халат, тапочки и изысканный фарфор прилагаются.
Продолжение см. здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/3072.html Со всеми остальными нашими приключениями можно познакомиться здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/1259.html