Велотурне по Карельскому перешейку 16-24.07.2024. Часть 5

Nov 14, 2024 14:37


Предыдущий репортаж см. здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/2330.html

Начало здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/1299.html

(Картинки можно увеличивать, кликнув по ним)

День седьмой. (18 км + 5,5 км по Питеру)



Заключительный день нашего путешествия. Поезд в Москву уходит сегодня вечером. Решили попробовать заехать в Кронштадт. Проблема в том, что по дамбе, соединяющей о. Котлин (на котором стоит Кронштадт) с материком, на великах нельзя.
Рассматривались два варианта. Первый - оставить вело где-нибудь в Сестрорецке, и сгонять на автобусе в Кронштадт и обратно. Второй - поехать на том же автобусе, но вместе с велосипедами. Второй вариант казался не очень-то выполнимым, все же два груженых вело в автобус… Накануне даже договорились в каком-то автосервисе о том, что оставим на несколько часов наших коней.



Но решили рискнуть. Приняв водные процедуры и позавтракав, отправились к автобусной остановке. На удивление, без проблем удалось влезть в автобус с двумя нагруженными объемными рюкзаками великами. (Автобус, правда, через остановку сломался, и пришлось дожидаться следующего. Но и с тем все обошлось благополучно.)



Едем!



Через 25 минут мы были уже в Кронштадте.



Кронштадт, как известно, стоит на острове Котлин. По одной из версий название острова произошло от котла, который там, якобы, нашел царь Петр (этот котел изображен на гербе города).
Первоначально форт, возведенный здесь Петром в 1703-1704 годах, именовался Кроншлот - Коронный замок, а поселение вокруг укрепления - «Крепостью на Котлине острове». Название же Кронштадт - Коронный город - Петр дал городу попозже.

Однако, еще задолго до появления в этих местах Петра, в 1656 г., на остров высадилась ватага донских казаков и московских стрельцов, одержавших здесь победу над шведской эскадрой, в честь чего у старой Пассажирской гавани установлен памятный знак.



Кронштадт - военно-морской порт, долгое время был закрытым городом. В 90-х город открыли, и он стал доступным для всех.

Курсанты Морского кадетского корпуса готовятся к предстоящему дню ВМФ.



На плацу подводная лодка «Тритон», предназначенная для заброски боевых пловцов-диверсантов.



Кронштадтский футшток, от нуля которого отмеряются высоты и глубины на территории нашей страны.



Поначалу специально обученный человек ежедневно, в любую погоду, по нескольку раз отмечал отметки уровня воды у футштока, но со временем процесс был автоматизирован.

В этом павильончике установлен самописец, автоматически фиксирующий изменения уровня Балтийского моря.



Совсем недавно в Кронштадте был создан парк «Остров фортов», посвященный истории флота. Бросили свои велики у входа и отправились обозревать парк.



Аллея адмиралов, прославляющая знаменитых флотоводцев.







Памятник исследователю Арктики адмиралу Федору Литке.



В Музее военно-морской славы пока что единственный экспонат - первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол».



Лодка «Ленинский комсомол» была построена в 1958 г. и входила в состав ВМФ до 1987-го.

В кадр целиком не влезает.





Ныне стоит в музее, по ней проводятся экскурсии. Но:



Памятник академику Александрову, считающемуся основателем советского атомного флота.



Всего кронштадтских фортов более двух десятков. Часть их располагалась на острове Котлин, часть на насыпных островах в акватории Финского залива. По некоторым из этих островов сейчас проходит дамба.
На территории, где ныне парк, было несколько фортов: Кроншлот, Петр I, Александр I. Их реставрируют, и попасть туда пока нельзя.



Более ничего примечательного обнаружить в парке не удалось, но в самом городе кое-что нашлось.

У Итальянского дворца памятник еще одному арктическому исследователю, соратнику Федора Литке Петру Пахтусову.



Итальянский пруд.



Первый русский сухой док, заложенный еще Петром.



Сам император в парке своего имени.



Еще один персонаж на Петровской пристани.



И еще двое на пирсе Старой Пассажирской гавани.



Неподалеку от Старой Пассажирской гавани Музей истории Кронштадта, обосновавшийся в старой водонапорной башне городского водопровода.



Тут же и водовоз, напоминающий о том, как было, когда водопровода еще не было.



Интересная экспозиция, посвященная подводной археологии.



Поднятые водолазами со дна Финского залива различные вещи, детали затонувших кораблей, многие годы пролежавшие под водой.











Рядом небольшая любопытная выставка современной городской скульптуры под открытым небом.







Оригинальные песочные часы.



Кронштадтский Никольский Морской собор. Строился с 1903 по 1913. Разорялся с 1929 по 1990-е. Восстанавливался с 2002 по 2013.







Собор был замыслен, как памятник всем когда-либо погибшим российским морякам. Внутри собора были установлены доски с их именами.



В годы торжества научного коммунизма в соборе находились кинотеатр им. Горького, склады, матросский клуб, музей «Кронштадтская крепость»…
Кресты и колокола были сброшены, мозаики и фрески замазаны, позолота с куполов смыта, иконостас разорен. Внутри устроили дополнительное перекрытие. Памятные доски с именами погибших моряков использовали для надгробий, ступеней лестниц, электрощитов.

Освящение восстановленного собора состоялось в 2013 году, через 100 лет после его постройки.



Памятник адмиралу Ушакову у собора, недавно причисленного церковью к лику святых.



Памятник адмиралу Макарову на Якорной площади, где стоит собор.



Помпезная стела с мозаикой «Триумф Российского флота» художника Василия Нестеренко, установленная за собором в 2018 г.



Неподалеку монумент в честь моряков-подводников Балтики - рубка отслужившей свой срок подлодки «Комсомолец Казахстана».



Успели еще взглянуть на остатки стены Кронштадтской крепости (памятник истории и архитектуры).



Всё. Пора было спешить в Купеческую гавань, на пристань, откуда скоростной «Метеор» должен доставить нас в Питер. Здесь, в Купеческой гавани, в старинном здании бывшей портовой кухни несколько музеев. Но на них, увы, не хватает времени.



Покидаем Кронштадт.



Час пути на Метеоре и прибываем на Дворцовую набережную.













И вновь Дворцовая площадь и Главный штаб.



Желание подкрепиться перед дальней дорогой в знаменитой Пышечной на Большой Конюшенной осталось неудовлетворенным. Не тут-то было. Очередь, как в приснопамятные годы в винный магазин.



Вообще, несмотря на будний день, в центре города огромные толпы народа.



С трудом протискиваемся на Невский и спешим куда-нибудь подальше от этого столпотворения.



Вблизи вокзала, на Марата находим чудную забегаловку под названием «Хлебник» с замечательными плюшками в ассортименте.



В 22:00 грузимся в поезд и в 5 часов 42 минуты утра следующего дня мы уже в Москве.



Всего велопокатушка по Карельскому перешейку и Кронштадту вылилась в 387 км. Плюс 16 км по Питеру по пути туда и обратно.



Поход прошел на «отлично»!
Проблемы были только с нехваткой электричества. Не везде и не всегда удавалось подзаряжать наши гаджеты. Так что приходилось порой вводить жесткую экономию электроэнергии.

Ну и поскольку ранее в этих краях я не бывал (за исключением Репино в нежном возрасте), всё было крайне интересно и любопытно. Многое удалось узнать и посмотреть.

Отметилось, что исконные названия селений, которые попадались нам на пути, не забываются. Во многих из них есть что-либо, названное старым именем - гостиницы Кексгольм и Кякисалми в Приозерске, турбаза Ряйсяля под Мельниковым, парк Антреа в Каменногорске, яхт-клуб Койвисто в Приморске, коттеджный поселок Терийоки в Зеленогорске и пр.

И как всегда, осталось сожаление, что не везде удалось побывать, не всё посмотреть. Но душу греет сознание того, что надо будет еще когда-нибудь сюда вернуться.

Со всеми остальными нашими приключениями можно познакомиться здесь:
https://alexm-1954.livejournal.com/

Previous post Next post
Up