Смоленская земля, как известно, богата историей. И истории, случавшиеся на Смоленщины, естественно оставили после себя множество памятных мест и память о многих знаменитых личностях. До этого доводилось бывать в этих краях лишь в Вязьме и ее окрестностях и в самом Смоленске. Воспользовавшись отличной погодой, в паре с Андреем решили прокатиться на вело по некоторым интересным местам этого интересного края.
Поскольку Смоленщина отстоит от Москвы на несколько сотен верст, добраться до ее пределов решили все же не своим ходом, а на поезде. Благо комфортабельные «Ласточки» регулярно летают туда из Москвы. (Несколько раз ранее я уже пользовался этим транспортом, добираясь в Вязьму и обратно. Отчет об одном из таких путешествий см.
ЗДЕСЬ.)
(картинки можно увеличивать, кликнув по ним)
День первый. Москва - Вязьма - Богородицкое - Хмелита - Косткино - Паново
Дабы не плутать по загруженным московским проспектам и улицам, от Текстильщиков до Каланчёвки подъехал на МЦД (очень удобно стало!), оттуда уже своим ходом до Белорусского вокзала.
Ласточка Москва-Смоленск отбывает в 7:15, и в 9:38 уже оказывается в Вязьме. Отсюда мы и стартуем. На перроне вяземского вокзала встречаем группку велосипедных барышень, но, увы, им с нами оказалось не по пути. Они катят в другую сторону.
Ну а мы поехали по задуманному нами маршруту. Тут же, на старте выяснилось, что на вело Андрея полетели спицы. Пришлось найти местную веломастерскую и оперативно всё починить.
Оставив вяземские достопримечательности на потом, покидаем этот город. В селе Андрейково делаем необходимые запасы продовольствия и выезжаем на шоссе Вязьма - Холм-Жирковский.
Через 13 км первая остановка - Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь.
Монастырь новый, заложен на рубеже тысячелетий, открыт в 2014-м. Основан в память жестоких боев в Вяземском котле осенью 1941 г. Монастырь только строится. Полностью отстроен и действует один только храм - Покровский. Строится надвратная Спасская церковь.
Побеседовали с обитательницей монастыря (послушницей?), которая, узнав, что мы путешествуем, останавливаясь на ночлег в лесах в палатках, предостерегла от встречи с медведями, которых по ее словам развелось в окрестных лесах видимо-невидимо. Это известие добавило некоторой остроты в наши ощущения от предстоящего путешествия.
Чуть далее монастыря поворот на урочище Городок. Здесь была усадьба Нахимовых, где родился знаменитый флотоводец. Заворачивать туда не стали. Урочище находится в 5 км от шоссе, и ничего там не осталось кроме одинокого памятного знака, сообщающего о том, что на этом месте когда-то стоял тот самый дом, где родился…
Еще через пару км поворот к мемориалу «Богородицкое поле». Именно здесь шли кровопролитные бои в октябре 1941 г., когда попали в окружение и были уничтожены четыре наших армии. Число безвозвратных потер Красной армии оценивается более, чем в один миллион человек…
Село Богородицкое, давшее имя мемориалу известно с XVIII века. Сейчас от бывшей усадьбы остались только небольшой флигелек, в котором расположился отличный музей, посвященный событиям октября 1941-го.
А также церковь Смоленской иконы Божией Матери XVIII века в довольно плачевном состоянии. Храм не действует, но в алтаре установлен крест, есть несколько икон, висят лампадки. По-видимому, иногда проводятся богослужения.
Музей интересный. Множество экспонатов - заботливо собранных подлинных вещей. Экскурсовод (хранитель музея?) специально для нас открыл музей и провел небольшую экскурсию. С душой. Чувствуется, что человек увлечен своим делом.
Сам мемориал, раскинувшийся на большом поле рядом - стелы, памятники, братские могилы - создан в 2005 г., к 60-летию Победы.
К сожалению, мемориал производит впечатление чего-то заброшенного и неухоженного. Плитка кое-где выщерблена, всё какое-то слегка обшарпанное…
Но едем дальше.
По дороге попадаются памятные знаки, доты, противотанковый ров - свидетельства проходивших здесь сражений.
Следующая наша цель - имение Грибоедовых Хмелита. Здесь у своего дядюшки не раз гостил знаменитый писатель, композитор, дипломат. Якобы именно со своего дядюшки он срисовал образ Фамусова для своей бессмертной комедии.
Как и многие подобные усадьбы, Хмелита большую часть ХХ века пребывала в запустении. Совхозный склад, контора, молокоприемный пункт и т.п. С 60-х годов прошлого века получила соответствующий статус культурного памятника, и началось неспешное восстановление. Сейчас барочный главный усадебный дом полностью восстановлен.
В нем великолепный музей, в котором воссоздана обстановка Грибоедовской усадьбы.
Здесь проходят всевозможные выставки и концерты разных знаменитостей. Неоднократно выступала меццо-сопрано Большого театра, заслуженная артистка Александра Дурсенева.
Не закончена пока реставрация усадебного храма иконы Казанской Божией Матери. Но дело движется.
У храма похоронен один из подвижников, много сделавший для возрождения усадьбы и бывший в течение 30лет директором музея, В.Е. Кулаков.
В одной из бывших хозяйственных построек усадьбы расположился музей адмирала Нахимова.
Конечно, логичнее было бы сделать такой музей в месте, где была усадьба Нахимовых и где Павел Степанович появился на свет, но… по-видимому не хватило пороху для того, чтобы что-то строить и восстанавливать на оставшемся от усадьбы Нахимовых пустом месте.
Как оказалось, мы попали в Хмелиту аккурат в день Всероссийского Нахимовского праздника, ежегодно отмечаемого здесь в честь дня рождения флотоводца. В связи с этим нас вместе с велосипедами тщательно досмотрели, прогнали через рамки, но все же допустили до праздника с песнями и плясками, казацкими ансамблями и ярмарочным раздольем.
Усадьбу Хмелита окружает роскошный парк с трехсотлетними дубами и липами.
По заросшим сейчас прудам раньше, говорят, можно было покататься на лодочках.
Ну а мы примостились на мосточках дабы как следует подкрепиться перед дальней дорогой.
По плану в первый день велопробега мы должны были достичь урочища на месте исчезнувшего села Косткино на берегу речки Вазузы, находящегося в 15 км от Хмелиты.
До деревни Пáново идет грунтовка с пылящими большегрузными самосвалами, что-то возящими из окрестных карьеров.
По дороге попадаются небольшие деревушки, осваиваемые некими фермерами. Повстречались нам тучные стада говяд и баранов.
За Паново дорога кончается. Далее только заросшая тропа местами с квадроциклетной колеей.
В селе Косткино некогда - еще в послевоенные годы - были сельсовет, почта, магазин, клуб и школа, в которую тогда из соседней деревни Усово бегал наш добрый знакомый Виктор Дмитриевич. Теперь же от Усова вообще ничего не осталось, а в Косткино сохранилась полуразрушенная Покровская церковь начала XIX века и заросшее кладбище рядом с ней.
Добравшись до Косткина, мы поняли, что, несмотря на то, что по поводу наличия в окрестных лесах больших медвежьих стай нас разуверили, заночевать нам тут не удастся. Подойти к реке так и не смогли, да и палатки поставить, в общем-то, негде было.
Пришлось возвращаться в Паново и попроситься во двор к одному из немногих оставшихся местных жителей. Благополучно поставили палатки рядом с пчельником.
Хозяин благодушно позволил нам воспользоваться банькой, которая недавно была истоплена и вода в кадушке еще не остыла.
Хозяин назвался Дмитрием Пушкиным. Оказалось, что в те же годы, что и наш знакомый, он тоже бегал в косткинскую школу. Но по прошествии 75 лет вспомнить кого-то из одноклассников не смог.
Итого пробег первого дня вылился в 68 км (это не считая 9 км по Москве).
Продолжение следует. См.
ЗДЕСЬ