На пенишеттах по Бриарскому каналу. Июнь 2014.

Sep 29, 2014 15:37


Очередной пенишеттный круиз (о предыдущих см. http://alexm-1954.livejournal.com/5809.html и http://alexm-1954.livejournal.com/2712.html) запланировали по долине Луары, знаменитой, как известно, своими замками. К сожалению, сама Луара теперь несудоходна, зато с незапамятных времен Луарская долина вдоль и поперек испещрена рукотворными каналами, некоторым из которых уже несколько сотен лет. Несмотря на почтенный возраст, они вполне подходят для наших корабликов.
Словосочетание «Долина Луары» оказывает магическое воздействие на умы. В воображении сразу возникают сказочные замки необычайной красоты. И вот, поддавшись на магию этих слов, поучаствовать в походе поначалу набралось 30 желающих. В итоге осталось всего 14, что тоже неплохо…
(Было бы 15, но Ирочка, увы, не смогла с нами поехать.)
На самом деле самые знаменитые Луарские замки находятся несколько ниже по течению, о чем неоднократно все собирающиеся в поход ставились в известность, но это уже никого не останавливало. Магия…
Поход стартовал в городе Бриаре, это в 160 км от Парижа. До Бриара добирались на минивэне , заказанном в Париже в русскоязычной трансферной фирме по вполне сходной цене. Предварительно на вокзале Берси в Париже к нам присоединилась Любаня, и совершенно неожиданно повстречался экипаж очень хорошо знакомых девушек, направляющихся по тому же маршруту.



Бриар - древний порт на Луаре, где начинается Бриарский канал, соединяющий долины двух великих французских рек - Луары и Сены.



Еще в 1604, во время правления Генриха IV (того самого - «…жил-был Анри Четвертый, он славный был король…»), инженер Hugues Cosnier предпринял попытку сооружения канала для связи долин Луары и Сены. Но работы были прерваны вероломным убийством короля в 1610, и продолжены только в 1639 двумя предпринимателями Guillaume Boutheroue и Jacques Guyon. Первая баржа прошла между Бриаром и Монтаржи (это примерно в середине пути до Парижа) в 1642 г. В память этого события в Монтаржи установлен вот такой монумент.



Однако канал стал приносить прибыль только столетие спустя, с прокладкой Луанского канала от Монтаржи до Сены. Тарифы рассчитывались соответственно ценности транспортируемого груза. Наиболее дорого стоила перевозка различных коньяков, орлеанского уксуса, слоновой кости из колоний и церковных колоколов. Перевозка же тяжелых грузов - песка с Луары, железа из Berry, зерна из Луарской долины - стоила копейки (сантимы).
До середины 19 века суда буксировались силами своего экипажа.  При «скоростном рейсе» четверо мужиков могли доставить груженую баржу от одного конца канала до другого за 4 дня. При «обычном рейсе» двум человекам требовалось на день больше.
Позднее суда стали тянуть животные: упряжки из двух ослов для небольших барж и упряжки лошадей для серьезных судов.
В Бриаре сохранился старый торговый порт (теперь здесь стоянки всяких прогулочных судов, в том числе наших пенишеттов).



Сохранились канальчики, соединявшие порт и современный Бриарский канал с Луарой. Правда, сейчас все это закрыто для навигации.



В Бриаре имеется замок (шато) Труссе-Барьер XIX века:



Сейчас в нем выставочный зал и проходят всякие художественные тусовки.
Еще есть памятник французским солдатам, погибшим в Бриаре во время Франко-Прусской войны:



Собор:



И два музея: музей керамики и музей судоходства.
В последнем - Musée des Deux Marines - нам довелось познакомиться с историей навигации по каналу и Луаре.
Макет Бриарского акведука в музее:



Наш маршрут проходит по Бриарскому каналу, от Бриара до города Монтаржи и обратно.
Бриарский канал - это лишь часть водного пути из Луары в Сену. С юга к нему примыкает Луарский латеральный (боковой) канал, а севера - Луанский канал, ведущий уже непосредственно в Сену.
Разделяет два канала - Бриарский и Луарский латеральный - Бриарский акведук. Этот шедевр инженерной мысли был сооружен в конце XIX века компанией Гюстава Эйфеля, того самого, построившего Эйфелеву башню.



Акведук, перекинутый через Луару, вплоть до 2003 года был самым большим подобным сооружением в мире. Его длина 662 м, он проходит над Луарой на высоте 9 м.





В нашей флотилии три корабля: шестиместный «Pré Ardent» - Люба, Марина, Лена, Лёша, Галя, Саша; пятиместный «Venon» - Саша и Оля, Дима, Маша, Илюша; и трехместный «Villelallier» - в море только девушки - Надя, Таня, Оля.



Накануне старта, как положено, проводим совещание, определяющее основные цели и распорядок похода:



Совещание затягивается до позднего вечера.



И продолжается далее уже глубокой ночью по отдельным кораблям.



Но, как и все на этом свете, совещание благополучно заканчивается, и мы отправляемся в путь. Первым делом отправляется по акведуку, хотя наш основной маршрут идет совсем в другую сторону. Мост поражает не только своим инженерным совершенством, но и необыкновенным изяществом и красотой.





В первый день похода в помощь девичьему экипажу придается Леша, но освоились девушки очень быстро и Леша благополучно вернулся на родной «Pré Ardent».



Купание в Луарском латеральном канале за акведуком.



Бриарский канал поднимается из долины реки Трезе (Trezee - приток Луары) и прежде чем соединиться с долиной реки Луан (Loing - приток Сены), пересекает небольшую болотистую возвышенность. Чтобы обеспечивать этот участок водой были устроены водохранилища, вода в которые поступала от насосной станции в Бриаре. Бриарский канал стал самым первым водораздельным каналом в Европе.
Наша стоянка у водохранилища Gazon:





Вечерние посиделки в кают-компании после ужина:



Днем постоянно преследовало палящее солнце, от которого приходилось всячески укрываться.





Или же наоборот, купаться в его лучах в свое удовольствие.



Корабельные будни.









Руководящий состав:



Рулевые:







Особо следует отметить слаженную работу всех экипажей в шлюзах, коих было предостаточно. Даже слишком.









Первые шлюзы были построены вместе с каналом в XVII веке. Чтобы поднять канал из долины реки Луан, была построена лестница из семи шлюзов, соединенных друг с другом, что по тем временам было очень круто.
В течение 360 лет своего существования канал неоднократно совершенствовался. Прежние шлюзы стали малы для новых судов, и теперь старые шлюзовые лестницы, сохраненные для истории, можно наблюдать в стороне от водного пути.







Старое русло канала:



Что касается основной Луарской изюминки - замков - они, конечно, попадаются вдоль канала, но в основном это частные усадьбы и дворцы, недоступные для посторонних. Старинную крепость удалось посетить лишь в Монтаржи, да в городке Châtillon-Coligny побродить вокруг руин средневекового замка:







А рядом с деревней Montbouy самым пытливым довелось посетить древнюю римскую арену, где когда-то кровожадные граждане наблюдали бои гладиаторов.







Все населенные пункты вдоль канала - это небольшие городки и деревеньки, возраст которых составляет не один век.
Châtillon-Coligny (Шатийон-Колиньи):



Ouzouer-sur-Trézée (Узуе-сюр-Трезе):







Домик XVI века в Узуе-сюр-Трезе. И до сих пор здесь живут!





Город Монтаржи - точка во зврата нашего маршрута. Это место известно с античных времен, упоминается в связи с Галльскими войнами Юлия Цезаря. Замок на вершине горы был заложен в XI веке и служил оплотом протестантов во время войн протестантов и католиков в XVI веке.





Внутри замка многое порушено в результате многочисленных войн и катаклизмов. Сейчас здесь то ли лицей, то ли коллеж. Но по двору погулять можно.





Фото на память у подножия замка:



В Монтаржи множество маленьких канальчиков, что дает основание называть город  «Маленькой Венецией Гатине» (Гатинé - средневековое графство в долине реки Луан, на водоразделе Луары и Сены).





Правда, гондолы встречаются только на постаментах.



Каналы пересекаются многочисленными старыми и не очень старыми мостами.





Один из них - мост имени В. Гюго был сооружен все той же строительной компанией Эйфеля.



Самая известная местная легенда - это легенда о собаке Монтаржи. Согласно этой истории придворный французского короля Карла Пятого - Обри де Мондидье был предательски убит завистником, рыцарем Робертом Маккером. Единственным свидетелем этого коварного убийства была собака убитого. Король, видя что пес с враждебностью относится к Маккеру, назначил судебный поединок между собакой и обидчиком. Собака победила, убийце ничего не оставалось, как признаться в содеянном, и он был повешен. Справедливость восторжествовала. Памятник, посвященный поединку, случившемуся по преданию 8 октября 1361 года, установлен перед музеем в Монтаржи.



Этому событию посвящены прекрасные стихи. Их можно найти здесь:
http://www.stihi.ru/2013/07/26/7004
В закрытый на реконструкцию музей, увы, попасть не удалось. Полюбовались лишь парком рядом с ним с водоемами, покрытыми цветущими лилиями.





Помимо венецианского имиджа, замка и легенды, Монтаржи знаменит своими кондитерами и шоколатье. Фирменные местные шоколадки называются «экскременты Собаки Монтаржи», о чем свидетельствует реклама на стене фирменного магазинчика. Попробовали. Очень вкусно.



Путешествие было очень коротким, время пролетело быстро. Три дня до Монтаржи и три дня обратно (на день меньше, чем на тяге из четырех мужиков!). Побито немного тарелок и стаканов, засорен один из гальюнов, порван приводной ремень у двигателя и сломан релинг. При сдаче лодок в Бриаре единственное, что мог произнести служитель базы, было «о-ля-ля»,- других слов у него не было…
А нас впереди ждал Париж.

Пенишетты, путешествия

Previous post Next post
Up