Не знаю, с какого раза мы нашли выезд из Цетине (про то, как мы оказались там, можно прочитать
тут) в направлении Котора, но "Navitel" упорно тянул нас на какие-то пешеходные тропы времён первой мировой, часть из которых уже давно была застроена домами. В итоге, все в машине уже начали ненавидеть этот голос, настойчиво предлагавший "развернуться через 150 метров" и вновь попробовать проехать сквозь чей-то дом. Ориентация по звёздам так же оказалась затруднена ввиду густого тумана. И о, провидение! Мы вспомнили, что на дорогах обычно бывают указатели и поехали по ним.
Через какое-то время заветный выезд был найден и мы стали уверенно подниматься еще выше по серпантину в направлении национального парка Ловчен, пока не оказались практически на уровне облаков. Тишина в этих краях еще более оглушающая. Туман нивелирует все звуки. Вокруг никого.
Я бы хотел пожить с недельку в этом домике. Больше, боюсь, не выдержал бы.
Агрегат уверенно держит мокрую горную дорогу, хорошо рулится и 3-4 человека в салоне практически не ощущается.
Гора Ловчен располагается на границе двух совершенно разных климатов, морского и горного и находится под влиянием их обоих. Такое необычное соседство объясняет то разнообразие жизни, которое можно тут встретить. К примеру, гигантский чёрный лесной слизень. В Эльзасе я видел подобных существ, но они были ярко-оранжевого цвета (бурый арион).
Трёхцветный лес Ловчена. Где-то тут добрый женский голос "Navitel" практически приказал нам свернуть не туда. Поворот не туда. На велосипедную дорожку. В горы.
Через 15 минут езды по абсолютно безлюдным местам мы поняли, что эта дорога явно не предназначена для автомобилей. Сквозь старый асфальт местами пробивалась трава, а указатели на Котор были уже вовсе не для автомобилей, а для пешеходов и велосипедистов. Кульминацией стал резкий переход асфальта в грунтовую колею, уводящую в туман. Дорожный указатель подтверждал мнение "Навитела" о том, что эта тропа ведёт в Котор. Трекинг тут был бы отменный. Но не для городского авто :)
Решили вернуться обратно, к единственному острову жизни - администрации парка, где мы видели человека. А вот такие безлюдные деревушки есть там. Возможно, летом тут и будет жизнь, но пока лишь гробовая тишина.
Отмотав обратно километров 5, нашли на лесопилке двух живых людей. Жестами и сербским языком добрый человек объяснил, как нам добраться до Котора. Рассказал про узкую дорогу, про серпантин. Поездка стала веселее - мы уже знали свой путь.
По пути нашли очень классную обзорную площадку, откуда открывался чудесный вид на...
..молочную бездну. Где-то в километре под нами кипит жизнь, ходят туристические автобусы, тихо покачиваются лодочки на волнах Которской бухты.
Но нам до всего этого праздника еще очень далеко.
Местами облака расходились, и можно было посмотреть, что нас ждёт впереди.
К примеру, вон тот тоннель и большая пещера перед ним.
Редкие автомобили вселяли уверенность в правильности выбранного нами пути.
Внезапно из-за поворота выбежала местная собака Баскервилей и уверенно направилась к нам. Вот и всё, подумал я.
Но на самом деле она/он оказался весьма дружелюбным, в отличие от черногорских кошек.
Пёс с удовольствием попозировал на фоне тональной перспективы и довольный фотосессией убежал в горы.
Мы нашли которскую дорогу, по которой нам и предстояло спуститься к цивилизации. Виды с неё были еще более захватывающими.
По этому кадру в отчётах из апрельского тура я понял, что блогеров везли на автобусе тоже по этой дороге, но не понял одного - КАК ВООБЩЕ ТУТ ПРОЕЗЖАЕТ АВТОБУС???
Даже маленькие легковушки с трудом могут разъехаться на узкой дороге, не говоря уж том, сколько страха испытываешь, когда из-за такого очередного поворота на тебя кто-то вылетает из тумана. Но нам всё равно было весело :)
Еще один местный мутант-переросток - улитка, величиной с полкулака.
Одно из самых подходящих мест в мире, чтобы залипнуть и медитировать.
Внизу - Котор:
Skaljari - городок в самом дальнем уголке Которской бухты:
Ах белый теплоход
Бегущая вода
Уносишь ты меня
Скажи, куда?
Которская дорога включает в себя около 25 витков - их видно на фотографии.
С каждым поворотом мы всё дальше удалялись от царства облаков и внизу уже можно было что-то разглядеть. Витки серпантина пронумерованы:
На заднем плане - взлётно-посадочная полоса Тивата и сам город. Слева, у края - лысый холм...
...Это старый форт-крепость Горажда. Практически незаметное с любой точки заброшенное фортификационное сооружение, о котором я расскажу в следующей части.
Мы спустились с гор уже практически к закату, который решено было встретить у Горажды. По сути, это вообще идеальное место в Черногории для фотографирования закатов. Практически полный обзор бухты, Солнце долго остаётся в видимости, свет просто отличный.
Естественно, ни о какой поездке вдоль бухты уже не могло идти и речи - что там смотреть в темноте? Планы немного изменились - на залив выделил отдельный день, в ущерб поездке в Дурмитор. Что ж, не всё сразу.
Небольшое видео с регистратора, как мы ехали:
Click to view
И на десерт несколько панорам бухты в большом разрешении - кликайте, не стесняйтесь.
В следующей части исследуем заброшенную крепость Горажду, построенную австрийцами в конце 19 века. Там сохранился бронеколпак главного орудия и еще много чего интересного. Не пропустите!
В предыдущих сериях:
1.
Где живёт душа Черногории или Как мы потерялись в облаках.