Калининград. Часть 3. Городские каналы.

Jan 12, 2012 19:23

Что же, пожалуй этой частью я завершу рассказ о своей поездке в самый западный город России  - Калининград в 2007 году. Предыдущие части вы можете найти тут:
Часть 1. Русская Европа.
Часть 2. Курорты и море.

Калининград или Кёниг, как его любят называть местные жители, в прямом смысле слова просто напичкан достопримечательностями. Причём такими, что на осмотр каждой можно потратить целый день. Одни форты чего стоят. К сожалению, их-то я и не посетил. Ну, будет повод еще раз приехать.

Зато аж два раза покатался на прогулочной лодке по городским каналам. Хотя каналами их не правильно называть - это рукава одной реки Преголя, которая делит город на 4 части. Через речку перекинуто 7 действующих мостов.





Математики, при слове "7 мостов" никаких ассоциаций не возникает? Да, совершенно верно!

Семь мостов Кёнигсберга существовали в Кёнигсберге в XVI-XX веках. Взаимное расположение мостов натолкнуло математика Леонарда Эйлера на размышления, приведшие к возникновению теории графов. Также с семью мостами связана Задача о мостах Кёнигсберга. Вот такие знаменитые мосты. На виртуальную прогулку под ними я и хочу вас пригласить.

А начнём мы её с одной из частей города - острова Канта (Кнайпхоф).





Главной достопримечательностью острова является Кафедральный собор Кёнигсберга, или попросту, Кирха. Построен он был еще в XIV веке и в своё время являлся главным лютеранским храмом Пруссии. В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов. Действуют евангелическая и православная часовни. Внутри, к сожалению, побывать не удалось.



Материалом для собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель  был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.







Во время Второй мировой войны от собора остались практически одни руины. Советские власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант. Его восстановление началось только в 1992 году.



Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня, которая к концу Первой мировой войны находилась в весьма плачевном состоянии. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.



Собор является главным символом Калининграда и изображён на юбилейной десятирублёвой монете из серии "Древние города России". Только изображён без крыши, что явилось поводом для недоумений - это старое состояние собора.



В начале 1990-х активностью Игоря Одинцова  (директора строительной фирмы «Кафедральный собор») и группы товарищей были найдены деньги (с немецкой и федеральной российской стороны) на восстановление Кафедрального собора. В течение нескольких лет здание восстановили до функциональной степени, и разместили в нём историко-культурный центр с обширными функциями. В память о культовом характере сооружения здесь же разместили часовни трех христианских конфессий.

Примерно тогда же Игорь Одинцов, в шутку называемый «губернатором острова Кнайпхоф», самодеятельно установил посреди острова каменную глыбу с надписью, что «здесь будет установлен памятный знак „Мир всем“». Деятельность Одинцова как строителя и реставратора неоднократно критиковалась местными архитекторами и историками. Городская общественность в растерянности наблюдала за очередным раундом борьбы, а каждая сторона взывала к оценкам «своих» экспертов.



В конце концов, у общественности восторжествовала точка зрения, что как бы там ни было, а собор Одинцов восстановил. Но другая точка зрения до сих пор приводит массу аргументов, которые свидетельствуют, что при сегодняшнем видимом улучшении внешнего вида собора нетехнологическое строительство только способствуют его будущему разрушению (по материалам Википедии).









Могила Юлиуса Руппа:



Кроме Собора на острове находится еще одна достопримечательность - Парк Скульптуры, образованный в 1984 году. Коллекция парка состоит из примерно тридцати скульптур, в число которых входят памятники деятелям культуры - композиторам, писателям, поэтам. Некоторые из скульптур были утрачены в результате вандализма или краж.





Напротив могилы Канта располагается памятник герцогу Альбрехту - основателю Кенигсбергского университета, в котором работал Кант.



Калининград  вытеснил своими застройками Кёнигсберг на всей его прежней территории, и Кнайпхоф остаётся последним оплотом города-призрака Кёнигсберга. А Кафедральный собор Кёнигсберга при этом - единственно материализованная часть города-призрака.

Про остров Канта многое еще можно рассказать, но я обещал водную прогулку - к ней и вернёмся.
Ну, через одну фотографию.

Так в Калининграде одеваются все девушки:



Поверили? :) Ладно, это школьники готовятся к прощальному школьному балу.

Занимаем места на прогулочной лодке:



И отчаливаем.



Проплываем под Медовым мостом.



Мост пешеходный и по нему могут проезжать только грузовики, подвозящие материалы для реставрации Кафедрального собора.
Существуют разные версии о происхождении названия Медового моста. По одной из них, член Кнайпхофской ратуши Безенроде оплатил постройку моста бочками мёда, по другой - тем же товаром оплатил постройку торговой лавки на заречной территории. Однако скорее всего эти версии являются «городскими легендами». Вероятнее всего, название происходит от слова «хон», что значит - насмешка, издёвка. Построив этот мост, жители Кнайпхофа получили непосредственный доступ к острову Ломзе, в обход Высокого моста, принадлежавшего Альтштадту. Таким образом этот мост стал как бы насмешкой над главным из кёнигсбергских городов.

Прямо по курсу -  Рыбная деревня, современная стилизация под старинные здания:







Здание Адмиралтейства Биржи:



Под Эстакадным мостом:






Двухъярусный мост:




Мост разводной, разводится поднятием среднего пролёта. Верхний ярус моста занимает железная дорога (Двухъярусный мост является единственным железнодорожным мостом через Преголю в Калининграде), нижний - проезжая часть и пешеходные тротуары.





Юбилейный мост:



Мост назван так потому что его открытие, состоявшееся 1 июля 2005 года, было приурочено к 750-летнему юбилею города. Мост построен на опорах разрушенного во время войны Императорского моста. По расчётам мост должен выдерживать нагрузку в 6-7 человек на квадратный метр. Для проверки моста на прочность на мост загнали два порожних КаМАЗа, весом по восемь тонн каждый. Это - единственный случай, когда по мосту ездили автомобили. Мост разводной.

Всё, мостов я больше не видел. Сколько вы насчитали?  - я только 4. Остальные находятся вне маршрута экскурсии или я просто их пропустил. Есть еще Старый железнодорожный в районе Морского музея, странно, что я его не заметил.

Теперь посмотрим корабли музея Мирового океана.

Конечно же, первым стоит упомянуть музейную подлодку "Б-413".



Подводная лодка «Б-413» - уникальное музейное судно! Она - единственная в стране и одна из немногих в мире, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Более того, она сохранена в первозданном виде. Прочный и легкий корпуса, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота. На подводной лодке развернута экспозиция "Из истории подводного флота России", рассказывающая об основных вехах истории отечественного подводного флота. Подводная лодка «Б-413» построена в г. Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе и спущена на воду в сентябре 1968 года. С 1969 по 1999 гг. находилась в составе соединений Северного и Балтийского флотов. У музейного причала ошвартована в июне 2000 года (источник).

Кстати, базировалась в городе Полярный, фоторепортаж о котором я уже делал у себя в журнале.

К сожалению, внутри так и не побывал.





Следующий по курсу экспонат музея Мирового океана - судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»:





Научно-исследовательское судно Роскосмоса, названное в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева, с 2001 года находится в Музее Мирового океана в Калининграде. Единственное сохранившееся судно из состава «Звёздной флотилии», расформированной вследствие распада Советского Союза и тяжёлого экономического положения России в 1990-х годах. До 1994 года основными задачами судна являлись приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами.

В настоящее время НИС «Космонавт Виктор Пацаев» обеспечивает связь с Международной космической станцией. Также на судне развёрнута выставка «Три стихии Звёздной флотилии», которая посвящена судьбе космического флота СССР. По судну проводится экскурсия «Космическая Одиссея».



Научно-исследовательское судно-музей «Витязь» - главный экспонат музея:



На судне расположены экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры - каюта капитана, кают-компания и другие.

История этого судна охватывает немецкий, советский и российский периоды. В 1939 году в Бремерхафен было спущено на воду рефрижераторное судно под именем «Марс». Во время Второй мировой войны «Марс» использовался нацистами в качестве военного транспортного судна. После завершения войны оно было передано Великобритании в качестве репарации, а затем менее чем через год передано СССР. В 1946-1947 годах под названием «Экватор» судно выполняло грузоперевозки. В 1947-1949 годах судно перепрофилировано в научно-исследовательском судно Академии Наук СССР и получило своё нынешнее название «Витязь».

С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных - погонофоры.
«Витязь» - самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей.



Далее пришвартованы суда, истории которых я и "Википедия" не знаем. Они уже не входят в экспонаты музея.

"Порфирий Чанчибадзе":







"Атлантниро":





"Академик Николай Страхов":



"Bremer Forest":





"WALL-E" :)



Речной порт:



А теперь расскажите мне, калининградцы, что это такое?



Что-то немецкой постройки еще. Массивное и готическо-зловещее. :)

Понравилась прогулка? Мне так понравилась, что я аж два раза её совершил :) А вот в музее Мирового Океана - ни разу не был. О чём и жалею. Не хватило времени выходного дня. А может он и закрыт просто был - уже не помню.

Про командировку в Калинингард всегда вспоминаю с особой теплотой. Это первый раз, когда я куда-то дальше Москвы выехал по работе. Эта поездка положила начало моим путешествиям по всем военно-морским флотам нашей Родины. Так получилось, что о ней я рассказал в последнюю очередь.

Если вам будет интересно почитать про города Северного, Тихоокеанского, Черноморского флота и Каспийской флотилии - добро пожаловать в оглавление моего журнала на первой странице.

А следующая наша виртуальная фотоэкскурсия состоится в город Екатеринбург. Следите за обновлениями и подписывайтесь в друзья - впереди много интересного!

фотографии, водная экскурсия по Преголя, музей Мирового океана, Калининград, путешествие, Кёнигсберг, подводные лодки

Previous post Next post
Up